Разработка урока по географии на тему :Государственный строй стран мира (10 класс)

Урок 5 Государственный строй стран мира.

Цели и задачи:
1. Дать знания о формах государственного правления и административно-
территориального устройства.
2. Расширить знания о классификации стран мира.
3. Закрепить знания номенклатуры.

Оборудование: политическая карта мира, атласы, учебный мультимедийный диск,
Презентация «Государственный строй», опорный конспект.

Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Повторение изученного (тестирование – 2 уровня сложности).
1 уровень.
1. В конце XX века количество стран и территорий достигло:
а) 120 б) 230 в) 200 г) 320
2. Политически независимыми государствами называются:
а) колонии б) суверенные в) метрополии г) «ключевые» страны
3. Расставьте следующие страны по мере убывания площади:
а) Канада б) Россия в) Китай
4. Страны-архипелаги – это:
а) Индонезия б) Япония в) Исландия г) Шри-Ланка
5. Россия относится к странам:
а) «ключевым» б) НИС в) странам с переходной экономикой
г) нефтеэкспортирующим

2 уровень.
1. К микрогосударствам Европы относятся:
а) Ватикан б) Монако в) Бруней г) Португалия
2. Страны Зарубежной Европы, не имеющие выхода к морю:
а) Швейцария б) Венгрия в) Дания г) Швеция
3. В «большую семерку» не входит страна:
а) США б) Канада в) Япония г) Франция д) Россия
4. Показатель, характеризующий стоимость всей продукции, выпущенной на территории данной страны за год (в долларах США) называется
5. К НИС относятся страны:
а) Сингапур б) Тайвань в) Таиланд г) Республика Корея

III Изучение нового материала.
1. Форма правления. Объяснение нового материала.
- Страны различаются по нескольким признакам. Один из самых важных – тип государственного устройства. Государственное устройство включает форму правления, административно-территориальное устройство и тип политического режима.

(сообщение подготовленного учащегося)
на основе презентации
2. Анализ карты (слайд мультимедийного диска)
- В каких регионах преобладают монархии?
- Где на планете монархии отсутствуют?

3. Заполнение таблицы.
Задание:
-Впишите в каждую колонку таблицы в опорном конспекте примеры стран, являющихся конституционными, абсолютными и теократическими монархиями. Используйте форзац учебника с «Визитной карточкой» стран.

Конституционная монархия
Абсолютная монархия
Теократическая монархия

Монарх «царствует», но не правит
Власть монарха не ограничена
Монарх является и главой церкви, и главой государства









- Проверьте выполнение задания друг у друга.

4. Республики (анализ таблицы на слайде презентации).
- Наиболее распространенной формой правления является республика. Проанализируйте таблицу и выявите отличительные черты республик.

5. Форма административно-территориального устройства (объяснение учителя).

Слайд мультимедийного диска «Федерализм»
- Кроме того, существуют различные формы административно-территориального устройства. По формам административно-территориального устройства страны делятся на унитарные и федеративные. Преобладающее количество стран в мире имеют унитарное устройство. Среди стран выделяется Швейцария, которая является союзом суверенных государств или кантонов.

6. Заполнение таблицы.

Задание:
- Впишите в каждую колонку таблицы примеры стран с разной формой административно-территориального устройства. Используйте форзац учебника с «Визитной карточкой» стран.

Унитарное государство (единая законодательная и исполнительная власть)
Федеративное государство (наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющиеся единицы - субъекты)
Конфедерация
(форма федеративного государства)

1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1. Швейцария – союз суверенных государств или независимых кантонов.
23 кантона (3 из них разделены на полукантона).


- Проверьте выполнение задания друг у друга.

7. Словарная работа.
-Перед вами карточки с терминами. Познакомьтесь с ними. Постарайтесь повторить определение, не переворачивая карточки. (На работу 2 минуты)
Республика –
Монархия –
Унитарное государство –
Федеративное государство –

- Запишите 2 из этих понятий в опорный конспект.

V. Закрепление (по группам).

1 человек у доски. Индивидуальная работа:

а) «Нанести монархии на карту Зарубежной Европы» (слайд тесты, 2 уровень, 2 задание)

1 группа.
б) Заполни логическую схему урока:
форма правления


_______________ _______________ ______________ _______________
__________ __________ ___________ _________ ___________

форма административно-территориального устройства

___________________ ___________________


2 группа. Работа с контурной картой:
- Нанесите и подпишите по 3 государства: КМ, АМ, Р, Ф, У.

3 группа. Цифровой диктант.
«Да» - 1, «Нет» - 0.
1. В республиках и конституционных монархиях законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству.
2. Верховная власть в монархии передается по наследству.
3. Республик в мире меньше, чем монархий.
4. Среди монархий современного мира преобладают империи.
5. В Содружество стран, возглавляемых Великобританией, входит 51 страна.

VI. Домашнее задание.
Тема 1, § 2, дополнительный материал о монархиях;

· опережающее задание: материал о «горячих» точках планеты;

· составить презентацию основных понятий по 2 параграфам.

VII. Итог урока.

















Опорный конспект урока
Дата

Тема урока__________________________________________________________________
Задание № 1:
-Впишите в каждую колонку таблицы примеры стран, являющихся конституционными, абсолютными и теократическими монархиями. Используйте форзац учебника с «Визитной карточкой» стран.

Конституционная монархия
Абсолютная монархия
Теократическая монархия

Монарх «царствует», но не правит
Власть монарха не ограничена
Монарх является и главой церкви, и главой государства











Республика –


Унитарное государство –

Задание №2:
- Впишите в каждую колонку таблицы примеры стран с разной формой административно-территориального устройства. Используйте форзац учебника с «Визитной карточкой» стран.

Унитарное государство (единая законодательная и исполнительная власть)
Федеративное государство (наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющиеся единицы - субъекты)
Конфедерация
(форма федеративного государства)

1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1. Швейцария – союз суверенных государств или независимых кантонов.
23 кантона (3 из них разделены на полукантона).


Самостоятельно. Заполни логическую схему урока:
форма правления


_______________ _______________ ______________ ________________


__________ __________ ___________ _________ ___________

форма административно-территориального устройства


___________________ ___________________

Домашнее задание
Тема 1, § 2, дополнительный материал о монархиях;


Опорный конспект урока
Дата

Тема урока__________________________________________________________________
Задание № 1:
-Впишите в каждую колонку таблицы примеры стран, являющихся конституционными, абсолютными и теократическими монархиями. Используйте форзац учебника с «Визитной карточкой» стран.

Конституционная монархия
Абсолютная монархия
Теократическая монархия

Монарх «царствует», но не правит
Власть монарха не ограничена
Монарх является и главой церкви, и главой государства











Республика –


Унитарное государство –

Задание №2:
- Впишите в каждую колонку таблицы примеры стран с разной формой административно-территориального устройства. Используйте форзац учебника с «Визитной карточкой» стран.

Унитарное государство (единая законодательная и исполнительная власть)
Федеративное государство (наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющиеся единицы - субъекты)
Конфедерация
(форма федеративного государства)

1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1. Швейцария – союз суверенных государств или независимых кантонов.
23 кантона (3 из них разделены на полукантона).


Самостоятельно. Цифровой диктант.

«Да» - 1, «Нет» - 0.
1. В республиках и конституционных монархиях законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. ___
2. Верховная власть в монархии передается по наследству. ___
3. Республик в мире меньше, чем монархий. ___
4. Среди монархий современного мира преобладают империи. ___
5. В Содружество стран, возглавляемых Великобританией, входит 51 страна. ___


Домашнее задание
Тема 1, § 2, дополнительный материал о монархиях;





Опорный конспект урока
Дата

Тема урока__________________________________________________________________
Задание № 1:
-Впишите в каждую колонку таблицы примеры стран, являющихся конституционными, абсолютными и теократическими монархиями. Используйте форзац учебника с «Визитной карточкой» стран.

Конституционная монархия
Абсолютная монархия
Теократическая монархия

Монарх «царствует», но не правит
Власть монарха не ограничена
Монарх является и главой церкви, и главой государства











Республика –


Унитарное государство –

Задание №2:
- Впишите в каждую колонку таблицы примеры стран с разной формой административно-территориального устройства. Используйте форзац учебника с «Визитной карточкой» стран.

Унитарное государство (единая законодательная и исполнительная власть)
Федеративное государство (наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющиеся единицы - субъекты)
Конфедерация
(форма федеративного государства)

1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1. Швейцария – союз суверенных государств или независимых кантонов.
23 кантона (3 из них разделены на полукантона).


Самостоятельно.
Работа с контурной картой:
- Нанесите и подпишите по 3 государства:
Конституционная монархия
Абсолютная монархия
Республика
Унитарное государство
Федеративное государство



Домашнее задание
Тема 1, § 2, дополнительный материал о монархиях;

15