Статья по химии «Организация исследовательской деятельности школьников в условиях межпредметной интеграции»


Белобородова Галина Николаевна,
учитель химии МБОУ г. Иркутска СОШ № 65
«Организация исследовательской деятельности школьников
в условиях межпредметной интеграции»
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе преподавания химии.
Одной из важнейших проблем является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью данных научных дисциплин. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика химии на современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этому предмету, т. е. логика данной науки ведёт к объединению, интеграции.
Следующей проблемой, которая может быть решена в процессе интегрированного обучения, является несогласованность, разобщённость этапов формирования у учащихся общих понятий химии, физики, математики, информатики, биологии, и т.д.
Попросту говоря, ученики не воспринимают мир в его единстве, не могут установить межпредметных связей, и не каждый учитель умеет применить интегративный подход при изучении смежных предметов.
И в этом нет вины учителя, так как традиционная система обучения имеет дело с множеством учебных дисциплин, которые содержательно и методологически плохо согласуются между собой. Ее организационный принцип – предметоцентризм – функционирование учебных предметов как автономных образовательных систем. Самостоятельность предметов, их слабые связи друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учеников целостной картины мира, препятствуют органичному его восприятию.
На мой взгляд, учителям естественного цикла особое внимание следует уделять вопросам межпредметной интеграции.
Интеграция в обучении предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.
Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность частей мира как системы, призвана научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Часто возникает вопрос: «Чем же межпредметные связи отличаются от интеграции?»
По мнению многих авторов «...интеграция основывается на функционировании объекта, а межпредметные связи показывают только внешние связи законченных систем. Интеграцию во многих случаях следует рассматривать как межпредметные связи на более глубоком витке сложности. При таком подходе многие межпредметные связи можно переориентировать на интегративные связи».
Итак, межпредметная интеграция рассматривается как педагогический метод, который способствует формированию более объективной и всесторонней картины мира, активному применению обучающимися знаний на практике, потому что знания при этом легче обнаруживают свой прикладной характер.
Соединение межпредметной интеграции с технологией организации исследовательской деятельности учащихся позволяет решить такую проблему, как предметная разобщенность и фрагментарность мировоззрения выпускника школы. При таком сочетании огромное значение приобретают стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности.
Кроме того, сочетание межпредметной интеграции и организацией научно – исследовательской деятельности – это переход к метапредметности, к мыследеятельностному типу восприятия учебного материала.
Организация исследовательской деятельности в условиях межпредметной интеграции имеет свои особенности.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Исследование с точки зрения интеграции, межпредметное исследование – это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей.
Межпредметная исследовательская деятельность подразумевает: учебно – исследовательскую и научно – исследовательскую.
Учебно – исследовательская деятельность направлена на обучение, развитие у школьников исследовательского типа мышления. Формы: проведение нетрадиционных уроков, включение в учебный процесс эксперимента, мини-исследования, подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к развитию познавательной активности, ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек, умению работать в читальном зале и др.
Научно – исследовательская деятельность направлена на получение новых, объективных научных знаний. Формы: организация НИР, защита проектов по отдельным темам курса в интеграции со смежными предметами и др.
Научно – исследовательская деятельность реализуется в нескольких направлених:
разработка межпредметных интегрированных проектов (химия + ИКТ + биология+ медицина): разработаны веб – сайты «Химия и пища», «Экология атмосферы», «Автотранспорт и здоровье человека»; создание учебных презентаций межпредметного характера. Ценность таких работ заключается в том, что они имеют свое продолжение и используются при изучении определённых тем по химии, биологии, ИКТ, а также во внеурочной деятельности.
реализация экологического проекта и участие в международной программе «Экошкола. Зелёный флаг», где представлены работы по экологии атмосферы, водных ресурсов, проект экологически чистого дома идр.
работа над НИП, имеющими практический, прикладной характер: «Растения, которые помогают нам жить», «Нитраты на обед». «Экологически чистый дом» и др.
работа над НИП, основанных на уникальности тех или иных явлений, фактов. Аристотель говорил: «Познание начинается с удивления». С удивления о свойствах самого простого вещества – воды, началась работа над темой: «Самое необычное обычное вещество на Земле». А удивление ребят о многогранности сфер деятельности Д.И.Менделеева привело к работе над темой «Исследование личности Д.И.Менделеева с точки зрения гениальности».
Соединение межпредметной интеграции с технологией организации научно – исследовательской деятельности таит в себе огромные возможности для формирования целостного восприятия учениками окружающего мира.
Это поможет детям увидеть, что в мельчайшей структурной единице – атоме, заключено строение целой солнечной системы.
Оно позволит ученика понять простую истину, заключённую в следующих словах:
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.