Статья ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СПО В ПРОЦЕССЕ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СПО В ПРОЦЕССЕ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Т.И. Буслаева,
ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж»

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, ее без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается универсальный образец, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями. А также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами. Этот стандарт во многом определяет сегодня российскую образовательную политику. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными:
- христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;
- педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;
- целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и
удовлетворением своих потребностей;
- любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;
- интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям;
- нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий «духовность», «нравственность», «добродетель», предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания.
Профессор И. А. Невский указывал на опасность дефицита духовности в образовании подрастающего поколения. «Об этом, – писал он, – говорилось на научном симпозиуме в Праге в 1991 г., посвященном философии образования в XXI в. Единодушно признавалось, что европейская школа в лучшем случае учит знаниям, но не ценностям и нормам. Знания, лишенные ценностного отношения, способны обслуживать самые различные цели, антигуманные в том числе. Учебная, трудовая деятельность, лишенная личностного смысла и ценности, способна вызвать лишь отвращение и стремление избегать их любыми путями. Если они и способствуют развитию интеллектуальных качеств индивида, то не сопровождаются развитием духовным или даже ведут к духовной деградации. Эта проблема не новая. Она активно обсуждалась в конце XIX – начала XX в. Гуманистические традиции русской школы основывались на воспитании таких духовных, нравственных ценностей, как честь, благородство, верность слову, долг, личное мужество и других» [6].
Между тем в настоящее время в результате духовно-нравственного разложения общества проявились такие тяжелые общественные духовные пороки, как крах семьи, падение рождаемости, сексуальная революция с растлением населения, в первую очередь детей и подростков, проституция, развитие гомосексуализма и привитие населению толерантного отношения к данному, безусловно, асоциальному явлению. Падение уровня духовно-религиозной культуры населения привело к развитию суррогатной духовности с появлением в обществе огромного количества тоталитарных деструктивных культов (сект), распространения среди населения и пропаганде различных видов оккультных практик, что более всего отразилось на психическом и духовно-нравственном состоянии детей и подростков [1].
Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ.
Президент Региональной общественной организации содействия защите женщин Л.Ф.Горчакова отмечает, что спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной нравственной культуры. Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с запада цивилизованной модели. Для России нет другого выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала русской культуры – русского народа. Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания [7].
Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Поэтому сегодня в среднем профессиональном образовании, как никогда, остро встаёт задача духовно-нравственного воспитания специалиста.
За последние 10-15 лет среднее образование претерпело ряд качественных изменений. Перестав быть только профессиональным, оно становится элементом общей культуры человека, а личная культура выпускника становится одним из значимых компонентов профессионального образования.
Моделируя целостный образ выпускника ССУЗа, ученые едины в том, что он – человек культуры, свободная, духовная личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, способная к творческой самореализации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде [2]. Высокие требования предъявляются не только к профессиональной подготовке специалиста, но и его духовно-нравственному облику, отношению к коллегам, обществу и окружающей среде.
При построении содержания образования гуманитарный подход расценивается как реализация гуманистической установки в понимании социальной функции человека, которая предполагает включение в контекст содержания образования структуры культуры в различных ее проявлениях, прежде всего культуры духовной [4].
Материальные и духовные компоненты культуры определяют содержание воспитания и обучения; ценности и смыслы составляют ценностно-содержательное ядро образования. Оно, как культурный процесс, способствует вхождению человека в целостный мир культуры, обеспечивает единство духовного, нравственного и профессионально-личностного становления и развития личности.
Культурологическая направленность содержания образования реализуется на основе единства процессуальной и содержательной сторон образовательного процесса, интеграции гуманитарных, естественнонаучных и специальных дисциплин в содержании профессионального образования, многообразия используемых культуротворческих педагогических технологий и практической деятельности субъектов образования на основе диалога.
Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 г. указывает на необходимость создания основы для устойчивого духовного развития России, обеспечения национальной безопасности. Система образования призвана способствовать исторической преемственности поколений, сохранению, распространению и развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к культурному наследию народов России, формированию в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества, государства, сохранению и развитию русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального российского государства [5].
Гуманитаризация средней школы – это настоятельная общественная потребность и одно из важнейших средств духовного обновления и возрождения общества. Это утверждение основано на том, что результатом гуманитарного образования является гуманитарная культура личности, в свою очередь, обусловленная гуманитарной культурой общества. Она является не только целостной характеристикой его духовности и человечности, но и способом свободной реализации сущностных сил человека в культурно-историческом процессе, в гуманитарной деятельности и ее последствиях [3].

Список литературы:

1.Берестов А. Духовно-нравственное воспитание молодого поколения россиян как наилучший фактор предотвращения наркотизации российского сообщества. Доклад на 3-м заседании Общественного совета Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 20.09.2008 г.
2.Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д: Изд-во РДПУ, 2000.
3.Запесоцкий, А.С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности / А.С. Запесоцкий // Педагогика. – 2002. - № 2.
4. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования / В.В. Краевский. – Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.
5. Национальная доктрина образования в РФ // Народное образование. – 2000. - № 2.
6.Невский И.А. Во что обходится обществу неэффективное образование // Магистр, 1995. - №3.
7.Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. 2-е издание, исправленное и дополненное // Чебоксары: Издательство Чувашского ун-та, 2001.














15