Проект по краеведению Русская изба


Утверждаю:
Заведующий МБДОУ №6
С.А. МарушкинаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Лукояновский детский сад №6
Проект по патриотическому воспитанию
«Русская изба»
Выполнила:
Воспитатель
Евстафьева А.В.
Дата проведения: 17.02.2017

Изба - колыбель наших предков, отцов,
Обитель добра и тепла,
Без русской печи и её пирогов представить Россию нельзя!
Всегда приютит, успокоит, поймёт
Накормит, согреет теплом,
И где бы мы ни были, стойко нас ждёт
Отеческий преданный дом.
Изба, ты проста, самобытна, щедра,
Загадочна, словно цветок,
И сердцу так люба твоя простота,
Так дорог родной уголок!
РАЗДЕЛ 1.
Информационная часть проекта
1.Информация об организации
Название проекта: Русская изба
Разработчик проекта: Евстафьева А.В.
2. Участники проекта:
Педагоги ДОУ
Дети ДОУ
Родительская общественность
3. Вид проекта:
Информационный, практико-ориентированный, творческий
РАЗДЕЛ 2.
Содержательная часть проекта
Данный проект составлен с учётом реализации Федеральных государственных требований. Форма проекта отражает содержание образовательного процесса: совместная непосредственно образовательная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей, сотрудничество с семьёй.
Проект реализован в группе для детей среднего дошкольного возраста.
Актуальность проекта
При разработке новых нормативных документов, регулирующих работу современных детских садов и работу педагогов, пристальное внимание было уделено проблеме приобщения детей к русской культуре.
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу, - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть - мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, т.е. занимается женской работой. Папа занимается ремонтом, строительством, т.е. занимается мужской работой, дедушка и бабушка помогают молодой семье по дому.
Самый близкий и понятный вид деятельности для ребёнка – это игра. Создание макета «Русская изба» даёт возможность ребёнку поиграть во «взрослую жизнь» в исторической обстановке. Создавая атмосферу национального быта, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности, приобщим к истокам народной культуры.
Цель проекта
Проект «Русская изба» создаётся с целью:
ознакомления детей с бытом и традициями русского народа
обобщения и систематизации знаний детей о предметах старинного быта
закрепления знаний детей о русском устном и музыкальном фольклоре
воспитания чувства патриотизма посредством приобщения к народным традициям
Задачи проекта
познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с её устройством
изготовить макет русской избы
познакомить детей с многообразием предметов старинного быта, их названием и назначением (печь, прялка, кадушка, сундук, лавка, утварь: горшок, чугунок, крынка, ухват)привить интерес к предметам старины
расширить словарный запас детей
вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке
воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства
воспитывать патриотические чувства
Ожидаемый результат
дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы
познакомятся со старинными предметами домашнего обихода
обогатится словарный запас детей названиями предметов русского быта
дошкольники приобщатся к истокам традиционной культуры, пониманию народных игр, традиций и обычаев
Используемые образовательные области:
познание
коммуникация
художественно-эстетическая
Этапы проекта
I этап: подготовительный (1 неделя)
- сбор информации
- подготовка наглядного материала
- консультации для родителей
- подбор дидактических игр
II этап: основной (4 недели)
- работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы, экскурсия в краеведческий музей)
- работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей)
- оснащение предметно-развивающей среды (оформление краеведческого уголка в соответствии с темой)
III этап: обобщающий (2 недели)
- систематизация материалов
- создание макета «Русская изба»
РАЗДЕЛ III
План поэтапной реализации проекта
I этап: подготовительный (декабрь 2016 год)
Мероприятия:
- изучение нормативных документов по внедрению ФГОС ДО к структуре ПОПДО
- изучение литературы, информации, интернет-ресурсов- оформление наглядного материала для родителей
- консультации для родителей:
«Как люди на Руси жили»
«Предметы быта предков»
- изготовление родителями макета «Русская изба» и предметов быта предков
- анкетирование родителей с целью определения востребованности данного проекта
II этап: основной (декабрь 2016 г – январь 2017 г)
Мероприятия:
- знакомство с художественной литературой (сказки), чтение и заучивание наизусть потешек, загадок, поговорок, пословиц
- рассматривание старинных предметов домашнего быта (слайды)
- ООД «Русская изба» (аппликация)
- экскурсия в краеведческий музей
- ООД «Матрёшка» (рисование)
- ООД «Утварь русской избы» (лепка)
- Слушание и разучивание народных песен, колыбельных (аудиозапись)
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери»
- Подвижные игры: народные игры «Репка», «Завивайся, плетень», «Петушок», «Золотые ворота», «Дуня», «Утка и селезень», «С кубанкой», «Казак и воробей», «Золотые ворота»- Дидактические игры: «Подберу мебель для избы», «Что было раньше, что теперь», «Составь узор»
- Беседы с детьми по теме проекта
«Что такое русская изба»
Русские народные игры для детей
Русские народные музыкальные инструменты
III этап: обобщающий (январь 2017 г)
Мероприятия:- систематизация материалов
- оформление мини-музея «Русская изба» в группе совместно с родителями
- интегрированное занятие «Посиделки в русской избе»
- родительское собрание в нетрадиционной форме «Чайные посиделки»

Литература
О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа». Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников». – Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб: Детство-Пресс, 2004.
М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красна изба.. Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада». – СПб: Детство-Пресс, 2004.
М.Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.