Решение конструкторских задач при изучении раздела «Металлообработка».


Конспект урока технологии №1 (с требованиями ФГОС)
Учитель технологии МБОУ «Харанская СОШ» Богимов Никита Федотович
Класс: 6.
Тема урока: Решение конструкторских задач при изучении раздела «Металлообработка».
Имя урока: Свойства черных и цветных металлов.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Деятельностная цель: организация работы в группах для открытия и закрепления нового материала о свойствах черных и цветных металлов, практическое создание объекта труда.
Планируемые результаты: учащиеся должны узнать о свойствах металлов, вариантах изготовления предметов из металлов и коллективно сконструировать модель изделия из выбранного материала, опираясь на полученные знания.
-Личностные УУД:
Проявлять познавательную активность в области предметной технологической деятельности;
Овладевать элементами организации умственного и физического труда;
Развивать трудолюбие и ответственность за результаты своей деятельности.
-Регулятивные УУД:
Определять цель, проблему в деятельности;
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ.
-Коммуникативные УУД:
Излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
Организовывать работу в группе; задавать вопросы, вырабатывать решения;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
-Познавательные УУД:
Понимать, интегрировать информацию и представлять её в разных формах.
Находить нужную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Оборудование : компьютер, проектор, ИД, образцы металлов, плакаты, образцы изделий из металлов, инструменты.
Технологическая карта урока технологии
«Свойства черных и цветных металлов»
6 класс
(Учебник «Технология» В. Д. Симоненко)
Этап урока Цели этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
Задания, приводящие к результату предметные метапредметные
Мотивация к
деятельности Формирование положительного эмоционального настроя Приветствие и обращение внимания учащихся на предметы, находящиеся на столе Приветствие, попытка определить тему урока, выявив связь с горящей свечой в подсвечнике, металлическими предметами и «музыкой»-рок Сопоставление различных объектов Ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда. Самостоятельное определение цели своего обучения
Актуализация знаний,
выявление затруднений Фиксирование с подачи учеников темы урока Подвести учащихся к постановке целей урока и выбрать с ними пути их реализации, наметив траектории деятельности (работа в группах, парах, индивидуально) Участвуют в формировании целей урока, записывают в тетради выбранную тему и определяются с формой работы на уроке Фронтальная беседа Согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно- трудовой деятельности. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно - трудовой деятельности
Открытие нового Обеспечить овладение новым опытом деятельности. Предлагает из теоретического оснащения урока выбрать необходимую информацию, помогающую раскрыть тему урока и схематично, творчески отобразить свойства металлов: 1 группа- механические свойства; 2 группа- технологические; 3 группа- черные и цветные металлы и сплавы. Демонстрирует отдельные слайды из презентации «Обработка металла». Проводит инструктаж по ТБ при работе с металлом. Рассматривают предложенный материал и в группах создают творческую схему свойств металлов.
Учащиеся при работе в группах используют ИКТ (индивидуально). Создание схемы- опоры по материалам учебника.
Показ презентации
Беседа по ТБ
Распознавание видов материалов. Оценка технологических свойств материалов и областей их применения
Развитие умений применения ИКТ
Соблюдение норм и правил безопасного труда. Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками, согласование и координация совместной познавательно- трудовой деятельности с другими её участниками
Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Первичное закрепление Обеспечить закрепление нового опыта Предлагает провести обмен полученной информацией между группами Выступают с подготовленными материалами Публичное выступление Умение выражать себя, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения. Определять цели коммуникации. Подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения.
Самостоятельная работа Получение опыта и перенос его на практику. Предлагает самостоятельно разработать собственную модель предмета, арт-модель из имеющихся материалов.
Комментирует, контролирует деятельность учащихся. Предлагает самостоятельно подобрать необходимые теоретические сведения и материал для изготовления .Разрабатывают виртуальную модель и пробное изделие технического объекта с использованием различных металлов и публично дают обоснование целесообразности выбора конструкции с учетом свойств металлов. Изготавливают отдельные детали будущего изделия. Практическая работа с материалами из металла. Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы.
Сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора. Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения.
Проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия.
Рефлексия. Итог урока. Подвести к осмыслению нового опыта Подводит к осмыслению нового опыта. Из личного опыта делают вывод о важности знаний по данной теме. Развёрнутый ответ на вопрос. Уяснение своего личного участия в проведении урока Оценивание своей познавательно- трудовой деятельности с точки зрения нравственных норм, эстетических ценностей
Конспект урока технологии №2 .
Тема урока: Решение конструкторских задач при изучении раздела «Металлообработка».
Имя урока: Сортовой прокат.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Деятельностная цель : организация работы в малых группах по освоению новых знаний раздела « Металлообработка».
Планируемые результаты: учащиеся расширят знания о металлах, а именно о сортовом прокате; смогут практически усовершенствовать своё изделие, используя новые теоретические знания, решая определённые конструкторские задачи.
Личностные УУД:
Понимание необходимости учения;
Вырабатывание уважительно-доброжелательного отношения к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.
Регулятивные УУД:
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.
Коммуникативные УУД:
Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы;
Построение монологических высказываний и участие в дискуссии.
Познавательные УУД:
Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
Овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико- технологических задач.
Оборудование урока: Электронный учебник, инструменты, заготовки.
Технологическая карта урока технологии.
Сортовой прокат.
6 класс.
(учебник «Технология» В. Д. Симоненко)
Этапы урока Цели этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Задания, приводящие к результату Планируемые результаты
предметные метапредметныеМотивация к деятельности Вовлечь учащихся в процесс Демонстрирует созданные на предыдущем уроке модели, отмечает их оригинальность и некоторое несовершенство Обсуждают увиденное, предлагают пути доработки модели Демонстрация объектов труда. Дискуссия. Осознание ответственности за качество результатов труда. Осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.
Актуализация знаний, выявление затруднений Фиксирование целей и темы урока. Предлагает группам организовать свою работу, проверить знания товарищей в разной форме (тест, вопросы из учебника стр.72, рассказ по составленной таблице) и сформулировать тему данного урока. Корректирует работу групп на данном этапе и поощряет учащихся Выбирают в группе форму проверки, проводят её, руководители группы информируют о результатах проверки и озвучивают предполагаемый вариант темы урока. Тестовая работа (мультимедиа)
Рассказ по таблице. Выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей. Планирование и регуляция своей деятельности.
Открытие нового Обеспечить овладение новым опытом деятельности. Демонстрирует кадры из фильмов, отражающие производство металлов и проката, предлагает вопросы для фронтальной беседы: «Где дома вы встречаете продукцию такого производства? Есть ли необходимость нам рассматривать этот теоретический блок? Поможет ли это нам в усовершенствовании наших моделей?» ( ещё раз демонстрирует образцы, изготовленные на предыдущем уроке). Предлагает для работы в группах составить план действий. Проводит дополнительный инструктаж по ТБ при работе с металлом. Вступают в дискуссию, приводят примеры и составляют план действий в тетради.
Работая в группах, находят материал по теме «Сортовой прокат» (интернет, учебник, практическая работа стр.73) Просмотр учебного фильма.
Беседа по вопросам.
Составление плана.
Беседа. Проведение наблюдений под руководством учителя.
Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Выбор для решения познавательных задач различных источников информации.
Первичное закрепление Обеспечить закрепление нового материала. Предлагает поделиться найденной информацией, зарисовками, записями в тетради. Помогает учащимся в проведении практических опытов с металлом.
Предлагает дома составить самостоятельно чертеж модели, над которой они работают. Выступают по данной теме, опираясь на проведенную работу, демонстрируют результаты практической работы. Публичное выступление.
Практический опыт с металлом. Выбор заданий своего уровня, определение способов решения. Умение обобщать, сравнивать, анализировать.
Самостоятельная работа Получение опыта и перенос на практику. Предлагает найти практическое применение новых знаний для усовершенствования собственного изделия.
Предлагает проверить свои знания, используя мультимедийное приложение «Свойства металлов»- проверь себя. Продолжают работать над разработанной моделью, применяя знания по данной теме.
Группой работают с ИД, проверяют свои знания. Практическая работа
Игра - « Проверь себя»- мультимедиа Овладение методами проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования.
Контроль промежуточных результатов. Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
Рефлексия. Итог урока. Подвести к осмыслению нового опыта. Благодарит за конструктивный подход к изучению материала, дает оценку деятельности групп. Оценивают деятельность каждого ученика в ходе урока, и руководитель группы предлагает оценочный лист. Оценочные выступления. Выражать позицию по отношению к тому, что и как я делаю, что я смогу сделать. Учитывать свой опыт и обратную связь с окружающими.
Конспект урока технологии №3.
Тема урока: Решение конструкторских задач при изучении раздела «Металлообработка».
Имя урока: Чертежи деталей из сортового проката.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений. (Урок закрепления)
Деятельностная цель : Развивать навыки пользования графической документацией, планировать и выполнять учебные технико- технологические проекты, осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Планируемые результаты: Должны овладеть средствами и формами графического отображения объектов, правилами выполнения графической документации и получить навык создания объектов труда.
-Личностные УУД:
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;
Понимать необходимость освоения нового опыта.
-Регулятивные УУД:
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, используя ИКТ;
Определять цель, проблему в деятельности.
-Коммуникативные УУД:
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
Излагать своё мнение в монологе, диалоге, дискуссиях, аргументируя его, подтверждая фактами.
Познавательные УУД:
Представлять информацию в разных формах, в т.ч. используя ИКТ;
Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия.
Оборудование урока: компьютер, ИД, чертежный инструмент, заготовки изделий, электронный учебник.
Технологическая карта урока технологии.
Чертежи деталей из сортового проката.
6 класс
(Учебник «Технология» В. Д. Симоненко)
Этап урока Цели этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Задания, приводящие к результату УУД
предметные метапредметныеМотивация к деятельности Формирование положительного настроя в коллективе. Приветствие и создание интриги (на доске представлены рисунки работ, выполненные учениками дома). Поощрительно оценивая работы, учитель предлагает узнать в них объекты, над которыми работали на предыдущих уроках. Учащиеся комментируют рисунки и сопоставляют их со своими изделиями Сопоставление рисунка и материального объекта Ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда. Самостоятельное определение цели своего обучения и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности
Актуализация знаний, выявление затруднений Фиксирование проблемных направлений урока В ходе беседы выводит учащихся на выявление проблем, решение которых поможет усовершенствовать работы Определяют свои недочеты в графических работах, моделях и предлагают варианты целевых установок урока Проблемная беседа Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда. Планирование и регуляция своей деятельности
Открытие нового Обеспечить овладение новым опытом деятельности. Предлагает обсудить (дискуссия) основные цели урока и, демонстрируя презентацию «Виды графических изображений», помогает учащимся составить план урока для себя «Я на уроке…». Включает слайд «Это поможет тебе…». Проводит фронтальный опрос на выявление затруднений. Смотрят презентацию, составляют свой план урока, опираясь на слайд. Находят необходимую информацию, отвечают на предложенные вопросы Дискуссионное обсуждение презентации. Составление личного плана на урок. Поиск информации. Овладение средствами и формами графического отображения объектов, правилами выполнения графической документации. Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения.
Первичное закрепление Обеспечить закрепление нового опыта Предлагает заполнить таблицу на стр. 76, выполнить чертеж собственного изделия. Консультирует учащихся, помогает оценить Работая в группах, заполняют таблицу, выполняют чертеж будущего изделия. Руководители групп дают оценку участия каждому члену группы. Заполнение таблицы с опорой на различные источники. Овладение правилами графического отображения объектов, методами чтения технической информации. Виртуальное и натурное моделирование технических объектов.
Самостоятельная работа Получение опыта и перенос на практику. Мотивирует учащихся на продолжение выполнения работы над выбранным объектом. Предлагает, как альтернативу дальнейшей практической работе, изготовление изделий прикладного искусства, опираясь на фильм «Металлопластика-Рыбки». Право выбора домашней работы оставляет детям. Работают над объектом своего труда, смотрят фильм, определяются с выбором домашней работы, составляют алгоритм выполнения домашней работы. Практическая работа с инструментами. Просмотр фильма. Составление плана домашней работы. Практическое освоение обучающимися основ проектно - исследовательской деятельности, проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя.
Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками.
Рефлексия деятельности. Итог урока. Подвести к осмыслению нового опыта. Подводит итог урока, оценивая деятельность учащихся Озвучивают интересные моменты урока, отмечают лучшие ответы учащихся, оценивают продуктивность работы групп. Правильная постановка вопросов рефлексивного характера Формирование индивидуально- личностных позиций учащихся. Оценивание своей познавательно- трудовой деятельности с точки зрения нравственных, эстетических ценностей по принятым в коллективе требованиям и принципам.