Статья МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ДИЗАЙН — ПРОЕТИРОВАНИЕ»


МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ДИЗАЙН - ПРОЕТИРОВАНИЕ»
Буторина В.В. студентка группыЗФ-409/080-3-1«ЧГПУ»
Научный руководитель: доцент, к.п.н Самсонова И.Г.
Профессионально педагогический институт кафедра
Подготовки педагогов профессионального обучение и предметных методик
(Россия, Челябинск)
Технологическое мышление, являясь основополагающим средством достижения инженерной культуры, становится непременным условием созидательной деятельности, позволяющие специалисту успешно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом, технологической средой. Поэтому одним из важных качеств, которое необходимо развивать у будущего дизайнера технологическое мышление.
В технологической подготовки студентов важное место занимает дисциплина «Дизайн-проектирование». Основной тенденцией научно- технического прогресса является интеграция гуманитарных естественнонаучных и технических дисциплин с производством. Одним из элементов связующих их является дизайн. Каждый человек это субъект художественно-технического видения социального мира. Развитие технологического мышления является необходимым условием современного развития личности. Знания в области дизайна необходимы людям любого возраста и любой профессии, они всеобще как специфическое средство формирования эстетического отношения к техническому миру и предметно-пространственной среде. «В индивидуально развитых странах к дизайну обращаются как составной части общеобразовательной и трудовой подготовки подрастающего поколения» [5].  Особое место среди них занимают Великобритания, США, Япония, Германия, где к дизайну относятся как к важному средству обучения и воспитанию молодёжи. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетический вид изделия или предмета, всем этим занимается дизайн.«Слово «дизайн» с английского переводится «замысел», «эскиз», «чертеж», «проект»» [1]. Целью курса является: развитие технологического мышления студентов, то есть развитие эстетического отношения к миру вещей и к окружающей действительности в целом, через решение художественно-конструкторских задач в практической творческой деятельности.
В современное время слово «дизайн» обозначает особую область конструирования предметного мира по законам красоты.«Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи» [2].  Проектирование любого объекта предполагает учёт многих сторон, начиная от технологии упаковки объекта, условий доставки, хранения, окружающей световой и цветовой среды, особенностей материала из которого изготовлен и т.д. При создании дизайн – проекта необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, моделирования. Работа должна быть направлена на формирование у студентов технологического мышления, а не просто знания в области дизайна.Технологическое мышление определяет наличие у студента таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и окружающей действительности в целом.
Наиболее важными компонентами технологического мышления являются: конструктивность – такое качество мышления, которое позволяет осуществлять преобразовательную деятельность на основе функционального анализа исходной предметной ситуации, то есть общая способность к преобразовательной деятельности;целесообразность – способность строить систему действий в точном соответствии с поставленными целями;вариативность гибкость мышления позволяют создавать и разрабатывать не один, а несколько вариантов проектов, соответствующих цели; чувство стиля и стилевой гармонии позволяет подходить к оценке и созиданию окружающей предметной среде как к единому целому.
При эстетическом анализе готового изделия рассматривают следующие показатели: информационная выразительность, рациональность, целостность композиции, совершенство производственного выполнения, стабильность товарного вида. Кроме общих требований к изделию существуют и специальные: многовариативность, трансформируемость всего изделия и элементов его формы, для гармоничного сочетания с окружающими изделиями. Оно должно охватывать все стороны использования предмета, объекта, системы.
При работе со студентами используется глубокий уровень развития технологического мышления, обращается внимание на единство формообразования, цветовой гаммы и декора. В рамках развития технологического мышления, формируется понятие об уместности вещи и её сочетании с окружающей средой, связь декоративных и функциональных качеств в изделии, которые выражаются в его конструкции, пластике и декоре. «Содержание дисциплины рассматривается не как сама цель, а как средство определяющее направления развития технологическое мышления, формирование технических умений у студентов» [2]. Преподаватель вправе включать дополнительные исторические материалы, заменять или усложнять практические приёмы. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами народов, населяющих регион. Методическая основа дисциплины - организация максимально продуктивной деятельности студентов. Репродуктивным остаётся только освоение технологических приёмов и операций, и то частично, так как в основу изучения нового материала положен проблемный метод, предполагающий последовательное комплексное решение дизайнерских задач. Комплексное решение должно охватывать все стороны предмета, объекта, системы [2].
Основные методы, реализующие идеи курса – продуктивные, включающие в себя три способа решения художественно-конструкторских задач: способ предваряющих теоретических действий заключается в том, что не совершается почти ни одного действия практического характера, предварительно не обдумав его, не выработав определённой стратегиирешения; способ предваряющих практическихдействийпохож на метод проб и ошибок, решение может иметь характер повторения нескольких серий однотипных действий;комбинированный способвбирает в себя черты двух предыдущих методов работы. При этом способе решения первоначальная идея всё время корректируется анализом практической ситуации. С помощью этих методов преподаватель ставит каждого студента в позицию субъекта своего учения, то есть делает его активным участником процесса познания мира. Главным методом и, фактически, логическим завершением дизайнерского обучения является дипломный проект, где студент имеет возможность наиболее ярко проявить свои творческие и профессиональные способности.
Таким образом при обучении студентов дизайну, целесообразно использовать дисциплину «Дизайн – проектирование» для формирования технологического мышления. Средством организации такого обучения является теоретическое и практическое занятие с проблемным содержанием.
Список литературы:
1.Афанасьев, О.В. Основы дизайна: Все стили. / О.В. Афанасьев. М .- ЭКСМО, 2006. -272с.
2.Ковешникова, Н.А. Дизайн: история и теория./ Н. А. Ковешникова-М.: Омега-Л., 2009.
3.Холмянский, Л.М., Щипанов, А.С. Дизайн.: книга для учащихся. / Л.М. Холмянский, А.С. Щипанов. М.: Просвещение, 1996, - 240с.
4.Розенсон, И. Основы теории дизайна:учебное пособие для вузов.- Спб, Питер, 2007,-224с.
5.Устин, В.Б. Учебник дизайна. / В.Б. Устин, - М.: Астрель, 2009, 254с.
6.Симоненко, В.Д. Общие основы преподавания технологии: учебное пособие для Вузов. Брянск: Изд-во педагогического университета, 2000, -235с.