Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Учет и отчетность в бюджетных организациях»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
ГПОУ ДОКУЧАЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»



Цикловая комиссия учетно-товароведных дисциплин












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Деловая игра как средство развития
профессиональных компетенций студентов при изучении
дисциплины «Учет и отчетность в бюджетных организациях»



Разработал :

преподаватель
Зехова Лариса Александровна






















Докучаевск 2017

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Методика проведения практического занятия с элементами
деловой игры по дисциплине «Учет и отчетность в бюджетных
организациях» на тему «Учет денежных средств» 7
Цели и междисциплинарные связи 7
План и организационная структура занятия 9
Подведение итогов занятия, домашнее задание 17
Выводы и рекомендации 18
Список использованной литературы 21
Приложения 22




























ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития образования существуют различные методики и технологии, применяемые в образовательном процессе. Знание этих технологий и методик, умение пользоваться обучением в своей трудовой деятельности  это показатель более современной, прогрессивной квалификации преподавателя, как представителя наук. Современный педагог, чтобы качественно и в полном объёме донести знания до своих студентов, должен идти в ногу со временем, использовать современные технологии, самообучаться, давать студенту на занятии больше свободы и самостоятельности, тем самым развивая в нём личность, подготавливая будущего специалиста к самостоятельной жизни в огромном мире различных технологий и информаций.
Правильность выбора и применение педагогической технологии очень важны в образовательном процессе. В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении специальных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствовать их реализации. Мировой педагогикой накоплен довольно значительный опыт использования игры в учебном процессе. В образовательных учреждениях игра чаще всего используется как средство, помогающее сделать занятие более интересным, занимательным, помогающее проиллюстрировать материал. Освоение учебного материала в такой ситуации становится средством достижения игровой цели. Игра организует и поддерживает все интеллектуальные усилия студентов, они обучаются, даже не подозревая об этом.
Деловая игра  один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций. Игра способствует повышению знаний выпускников, развивает интерес к предмету, исследовательские и творческие навыки студентов, позволяет сформировать у выпускника как общие, так и профессиональные компетенции. Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу профессиональной деятельности, вырабатывают у них способность критически оценивать действующую ситуацию, находить решения по ее совершенствованию, являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний и навыков. Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.
Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных производственных ситуаций, действия по инструкции и другие.
Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:
1) формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
2) развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
3) приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;
4) формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.
Для проведения деловой игры преподаватель ставит дидактические и воспитательные цели, как и при планировании обычного занятия, хотя реализоваться они должны в игровой ситуации.
Планируя игру важно продумывать эмоциональный и мотивационный фон игры. При определении целей важно ответить на следующие вопросы:
1) для чего проводится данная деловая игра;
2) для какой категории студентов проводится данная деловая игра;
3) чему именно следует обучать студентов;
4) какие результаты должны быть достигнуты с помощью игры.
При постановке целей необходимо различать учебные цели игры  их ставит перед собой руководитель игры, и цели действий ее участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.
Проводя уроки в форме деловой игры можно использовать индивидуальную, парную и групповую работу студентов. Успешны в применении и исследовательские проекты. Студенты привлечены к работе с документами и различными источниками информации. Через игровые технологии, у них развивается самостоятельность, значительно возрастает интерес к выбранной профессии, появляется желание проявления их творческого потенциала. Приступая к организации активного метода обучения на занятиях «деловая игра», необходимо учитывать следующие правила:
- в работу вовлечь наибольшее количество студентов;
- проявить заботу «о психологической» подготовке участников;
- уделить большое внимание подготовке помещения, материала, условий, постановки цели «деловой игры», подготовить все необходимое участникам для работы в больших и малых группах;
- обозначить каждому участнику в группе свою роль, при этом в случае необходимости всегда иметь возможность заменить их другими;
- преодолеть стереотипы в обучении, развивать творческие способности студентов, создавать при этом необходимые условия для формирования профессиональных компетенций, умения самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблемы.
Представленная методическая разработка предполагает советы преподавателям бухгалтерского учета по проведению практического занятия с элементами деловой игры по теме «Учет денежных средств», которые будут содействовать повышению мастерства преподавателей и качеству проведения учебных занятий.



















1. Методика проведения практического занятия
с элементами деловой игры по дисциплине «Учет и отчетность в бюджетных организациях» на тему «Учет денежных средств»
1.1. Цели и междисциплинарные связи


Цель занятия: Закрепление теоретических знаний и формирование умений и навыков по оформлению первичных документов кассовых операций, операций по расчетному счету; бухгалтерской обработке отчетов кассира, выписок банка с расчетного счета; ведение учетных регистров.
Развивающая цель – развитие умений, правильно обобщать, анализировать и делать выводы.
Воспитательная цель – воспитание чувства ответственности за порученное дело, умение работать в коллективе, исполнительности, аккуратности, добросовестности.
Тип урока: формирование умений и навыков.
Метод проведения: Практическое занятие с элементами деловой игры.
Время проведения: 2 часа.
Оборудование урока:
Первичные документы: приходные и расходные кассовые ордера; объявление на взнос наличными; денежный чек; платежные поручения; кассовая книга; журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; акт инвентаризации кассы.
Нормативные документы по бухгалтерскому учету.
Набор карточек-заданий по каждой бухгалтерии, тесты и индивидуальные карточки.
Методический материал.
Калькулятор.



Дисциплина «Учет и отчетность и бюджетных организациях» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин как «Бухгалтерский учет», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Финансы, денежное обращение и кредит», предусмотренными планами подготовки специалистов среднего звена.
Дисциплина «Бухгалтерский учет» раскрывает понятие, сущность и значение бухгалтерского учета; национальную систему нормативного регулирования; предмет, метод и принципы бухгалтерского учета; план счетов бухгалтерского учета; формы бухгалтерского учета. Дисциплина «Документационное обеспечение управления» раскрывает сущность организации работы с документами, вопросы движения и учета средств организации, необходимые для принятия обоснованных управленческих решений и контроле их выполнения. Дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» учит защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством. Дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» изучает принципы финансовой политики и финансового контроля; законы денежного обращения;
сущность, виды и функции денег; особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в государстве на основных этапах формирования ее экономической системы.
Внутрипредметные связи дисциплины. Тема дисциплины «Учет денежных средств» базируется на знаниях, которые были получены в ходе изучения темы: «Теоретические основы бухгалтерского учета в бюджетных организациях», «Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях». Полученные знания и приобретенные навыки при изучении данной темы необходимы для дальнейшего освоения темы «Учет расчетов по заработной плате и стипендиям».



1.2. План и организационная структура занятия

Организационная часть:
Сообщение целей урока.
Постановка задач перед студентами.
Сообщение критериев оценки знаний и умений.
Распределение студентов по командам (бухгалтериям).
Проверка знаний методом тестового опроса (приложение А).
Анализ работы группы.
Изучив тему «Учет денежных средств» мы с вами узнали, что денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоколиквидные активы, способные обеспечить выполнение обязательств любого вида. И понятно, что от их наличия зависит своевременность погашения задолженности перед бюджетом, персоналом и прочими кредиторами.
На сегодняшнем уроке вы должны показать свои знания, умения и навыки по этой теме.
Выполнение практической работы согласно заданиям
Цель игры - закрепление знаний, полученных в процессе изучения дисциплины путем применения их на практике.
Правила игры: Группа делится на четыре команды (бухгалтерии предприятий) по 4-5 человек. Каждая команда – отдельное предприятие (отдел бухгалтерии): «Север», «Юг», «Запад», «Восток»
Каждая команда состоит из:
главного бухгалтера
зам. гл. бухгалтера,
кассира-бухгалтера,
кассира.
Главный бухгалтер:
Выписывает чек на получение денег.
Проверяет и обрабатывает выписку банка с расчетного счета за период с 04 по 06 октября 2015г.
Производит запись в журнал-ордер № 2 и ведомость № 2 на основании выписки банка.

Зам. гл. бухгалтера:
Обрабатывает первичные документы по расчетному счету, проводит инвентаризацию кассы и оформляет результаты инвентаризации.

Бухгалтер-кассир:
Оформляет журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.
Обрабатывает кассовый отчет и производит запись в журнал-ордер № 1 и ведомость № 2.

Кассир:
Оформляет приходные и расходные кассовые ордера.
На основании заполненных кассовых ордеров производит записи в кассовую книгу; подсчитывает итоги, выводит остаток на конец дня;

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Все хозяйственные операции выполняются за октябрь месяц 2015 года. Всем организациям открыт расчетный счет в РБ г.Докучаевска.
«Север» - № р/с 40446755000000000003 в РБ № 4 г. Докучаевска
«Юг» - № р/с 4044675000000000023 в РБ № 4 г. Докучаевска
«Восток» - № р/с 4044672000000000038 в РБ № 4 г. Докучаевска
«Запад» - № р/с 4044683000000000041 в РБ № 4 г. Докучаевска
Учет кассовых операций ведется кассиром. При приеме на работу с кассиром заключен договор о полной материальной ответственности. В работе кассир руководствуется «Положением о ведении кассовых операций», что отражено в учетной политике организации.
Со стороны администрации соблюдаются условия по сохранности денежных средств в кассе.
Помещение кассы изолировано, имеется запор изнутри, несгораемый шкаф; дубликаты ключей находятся у руководителя в опечатанном конверте в сейфе. При доставке денег из банка выделяется транспорт и охрана. Лимит кассы установлен в размере 10000 руб. Операции по поступлению и выбытию денег оформляются документами установленной формы. Кассовый отчет сдается ежедневно.
Остаток денег на расчетном счете на 04 октября 2015 года:
«Север»– 500000 руб.
«Юг» - 400000 руб.
«Восток» - 300000 руб.
«Запад» - 600000 руб.
Выписки банка представляются 1 раз за 10 дней.
Срок выплаты заработной платы на каждом предприятии с 4-6 число каждого месяца.
Задание (кассир и бухгалтер-кассир)
Оформить операции по кассе первичными документами и зарегистрировать их в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.
Произвести запись в кассовую книгу ПКО и РКО и подготовить отчет к сдаче в бухгалтерию.
Обработать кассовый отчет и произвести запись в журнал-ордер №1 и ведомость №1.
Операции по кассе за 04 октября 2015 г.
«Север»
Остаток в кассе на 04.10.2015г. – 2600 руб.
Приходный кассовый ордер № 235
- с расчетного счета по денежному чеку №456321 получены деньги для выдачи заработной платы – 285000 руб. и командировочных расходов в сумме 6000 руб.
Расходный кассовый ордер 191
- выдано в подотчет менеджеру организации Котову М.А.на командировочные расходы – 6000 руб. на основании приказа №124 от 04.10.2015 г.
Приходный кассовый ордер №236
- возвращен остаток подотчетных сумм Зайцевым П.Н. – 340 руб. согласно авансового отчета №18
Расходный кассовый ордер № 192
- по платежной ведомости № 9 выдана заработная плата в сумме 277000 руб.

«Юг»
Остаток в кассе на 04.10.2015 г. – 1000 руб.
Приходный кассовый ордер № 150.
получены по чеку № 55098040 на выплату заработной платы – 120000 руб., на выдачу командировочных расходов – 6000 руб., на жилищное строительство - 70000 руб.
Приходный кассовый ордер № 151.
получено от Петрова А.М. возврат подотчетных сумм – 120 руб. согласно авансового отчета №45
Расходный кассовый ордер № 110.
выдана по платежной ведомости № 10 заработная плата рабочим за сентябрь – 115000 руб.

Расходный кассовый ордер № 111.
выдано Соловьеву С. в подотчет на хозяйственные расходы – 70000 руб. на основании приказа №88 от 01.10.2015 г.

«Восток»
Остаток в кассе на 04.10.2015 г. – 4200 руб.
Приходный кассовый ордер № 100
получено от зав.складом Курочкина В.Д.. возмещение материального ущерба – 300 руб. на основании сличительной ведомости №12
Приходный кассовый ордер № 101
получено от Петровой С.А. выручка от продажи за наличный расчет – 2500 руб. на основании заявления №7 о принятии выручки.
Расходный кассовый ордер № 105
выдано Старостиной В.С. алименты из кассы – 1200 руб. на основании исполнительного листа №456. Паспортные данные Старостиной В.С. 61 00 838488 выдан 15.07.2000 РОВД г. Докучаевск.
Расходный кассовый ордер № 106
выдано менеджеру Волкову М.Т. в подотчет на хозяйственные расходы – 5000 руб. на основании приказа №60 от 04.10.2010 г.

«Запад»
Остаток в кассе на 04.10.2015 г. – 4000 руб.
Приходный кассовый ордер № 202
поступило от АО «Вымпел» в погашение дебиторской задолженности – 24500 руб. согласно договора №90
Приходный кассовый ордер № 203
принято от Котова А.А. в погашение долга по займу, выданному предприятием – 1000 руб. согласно заключенного договора №44
Расходный кассовый орде № 188
выдано Николаеву П.П. в возмещении перерасхода по подотчетным суммам – 700 руб. согласно авансового отчета №5
Расходный кассовый ордер № 189
- оплачен счет поставщика № 17 от 02.10 .2015г. за материалы в сумме 14000 руб. согласно договору № 8 от 01.10.2015 г. Деньги выданы представителю поставщика Горчакову А.Н. по доверенности № 5 от 01.10.2015 года.

Задание (главные бухгалтеры)

1.Выписать денежный чек на получение денежных средств в кассу.
2.Составить регистрационный журнал хозяйственных операций согласно приложенных к выписке платежных документов, произвести бухгалтерскую обработку.
3.Произвести записи в журнал-ордер № 2 и ведомость № 2.

«Север»
Остаток на расчетном счете на 04.10.2015 г. -500000 руб.
Выписка из расчетного счета за 04-13 октября 2015 г.:
Платежное поручение №166 от 4 октября 2015года погашена задолженность по краткосрочному кредиту банка в сумме 45000 руб.
По денежному чеку №456321 4 октября 2015 года списаны денежные средства в кассу на заработную плату в сумме – 285000 руб., на командировочные расходы – 6000 руб. (оформить документ)
Платежное поручение № 167 от 7 декабря на предварительную оплату поставщику материалов АО «Металлопрокат» согласно счету № 11 от 1 октября 2015 года, договор № 125 от 1 октября 2015 г. в сумме 24000 руб., в т.ч. НДС 18% -3661,02 руб.) (оформить документ)
Объявление на взнос наличными №34 от 10 октября 2015 г. зачислена сверхлимитная сумма из кассы на расчетный счет – 56000 руб. (оформить документ)
Платежное поручение № 168 от 13 октября 2015года АООТ «Кедр» на перечисление аванса согласно договора под поставку готовой продукции в сумме 150000 руб., в т.ч. НДС – 18% - 22881,36 руб.

Выписка из расчетного счета за 14-23 октября 2015 года:
Платежное поручение №190 от 14 октября 2015 года поступила задолженность от покупателя за отгруженную ему продукцию – 115000 руб.
По денежному чеку №456322 от 14 октября 2015 года списаны денежные средства на хозяйственные расходы в сумме 10000 руб.
По платежному поручению №169 от 15 октября 2015 года оплачена задолженность транспортной фирме за авто услуги в сумме 7000 руб.
По платежному поручению №201 от 18 октября 2015 года поступила задолженность от покупателя за проданные ему основные средства в сумме – 78000 руб.
По платежному поручению №170 от 20 октября 2015 года перечислены платежи в госстрах по добровольному страхованию работников в сумме 66000 руб.

«Юг»
Остаток на расчетном счете на 04.10.2015 г. -300000 руб.
Выписка из расчетного счета за 04-13 октября 2015 г.:
По чеку № 55098040 от 4 октября 2015 г. получено на заработную плату – 120000 руб., на командировочные расходы – 6000 руб., на ссуду (жилищное строительство) – 70000 руб. (оформить документ)
Платежное поручение №200 от 4 октября 2015 года на перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц по заработной плате за сентябрь 2015 г. в сумме 9000 руб. (оформить документ)
Платежное поручение №201 от 5 октября 2015 г. на перечисление транспортной фирме «Автотрейдинг» за перевозку материалов – 4000 руб., в т.ч. НДС 18%-610,17 руб.
Объявление на взнос наличными №67 от 6 октября 2015 г. зачислена на расчетный счет неполученная заработная плата в сумме – 5000 руб. (оформить документ)
Платежное поручение №89 от 13 октября 2015 г. зачислен платеж на расчетный счет от ООО «Прима» за реализованную готовую продукцию в сумме 35000 руб., в т.ч. НДС – 5338,98 руб.

Выписка из расчетного счета за 14-23 октября 2015 года:
По платежному поручению №167 от 15.10.15 г. зачислен платеж от покупателя за проданный ему нематериальный актив в сумме 85000 руб.
По платежному поручению №78 от 16.10.15 г. зачислен на расчетный счет долгосрочный кредит банка в сумме 600000 руб.
По платежному поручению №202 от 20 октября 2015 года возвращен остаток неиспользованного аккредитива в сумме 140000 руб.
По платежному поручению №203 от 20 октября 2015 года списано с расчетного счета за электроэнергию ОАО «Горэнерго» в сумме 12000 руб.
Заявление на открытие аккредитива №7 от 20 октября 2015 года списано с расчетного счета на открытие аккредитива денежные средства в сумме 500000 руб. для расчетов с поставщиком

«Восток»
Остаток на расчетном счете на 04.10.2015 г. -400000 руб.
Выписка из расчетного счета за 04-13 октября 2015 г.:
Платежное поручение №482 от 4 октября 2015 г. на оплату за природный газ согласно договора № 61-4-0629 от 18.09.2009 г. в сумме 16000,00 руб.; в том числе НДС – 2440,68 руб.
Платежное поручение №483 от 5 октября 2015 г. на перечисление НДС в бюджет за третий квартал в сумме 35 000 руб. (оформить документ)
Платежное поручение №484 от 10 октября 2015 г. на перечисление платы за телефакс согласно счету №18/3 от 07.10.2015 г в сумме 10 000 руб. Получатель – ОАО «Энергия
Объявление на взнос наличными №88 от 12 октября 2015 г. на зачисление торговой выручки из кассы на сумму 89000 руб. (оформить документ)
Платежное поручение №100 от 13 октября 2015 года зачислен долгосрочный кредит банка на расчетный счет предприятия в сумме 500000 руб.

Выписка из расчетного счета за 14-23 октября 2015 г.:
По платежному поручению №485 от 15 октября 2015 года списано с расчетного счета за подписку на периодическую печать на 2-е полугодие в сумме 5500 руб.
По платежному поручению №486 от 16 октября 2015года списано с расчетного счета штраф за нарушение договора поставки в сумме 6000 руб.
По платежному поручению №190 от 20 октября 2015 зачислен на расчетный счет аванс от покупателя под предстоящую поставку в сумме 200000 руб.
Объявление на взнос наличными №89 от 21 октября 2015 года зачислена на расчетный счет выручка из кассы за проданную готовую продукцию в сумме 75000 руб.
Платежное поручение №191 от 22 октября 2015 года списано с расчетного счета Госавтоинспекции за номерные знаки на служебный автомобиль в сумме 1500 руб.

«Запад»
Остаток на расчетном счете на 04.10.2015 г. -600000 руб.
За 04-13 октября 2015 г. совершены следующие хозяйственные операции:
Платежное поручение №178 от 04.10.2015 г. на перечисление денежных средств поставщику за материалы – 100 000 руб. (в т. ч НДС – 15254,24 руб.). (Получатель: ОАО «Химический завод) (оформить документ)
Платежное поручение №179 от 04.10.2015 г. на перечисление налога с доходов физических лиц за сентябрь месяц 2015 г. на сумму 44800, 00 руб.
Платежное поручение №179 от 04.10.2015 г. на перечисление удержаний из заработной платы за сентябрь месяц 2015г. с рабочих и служащих алиментов на счета вкладов согласно прилагаемых списков в сумме 16500 руб.
Платежное поручение №180 от 05.10.2015 г. на перечисление за камень и бетон согласно накладных на сумму 210000,00 руб., в том числе НДС 18% - 32033,90 руб. (оформить документ)
Объявление на взнос наличными №44 от 13 октября 2015 года сдана торговая выручка из кассы на расчетный счет в сумме 60000 руб. (оформить документ)

Выписка из расчетного счета за 14-23 октября 2015 г.:
Платежное поручение №34 от 16 октября 2015 года зачислено на расчетный счет от покупателей за реализованную готовую продукцию в сумме 65000 руб.
Платежное поручение №65 от 16 октября 2015 года зачислена на расчетный счет задолженность от разных дебиторов в сумме 17000 руб.
Платежное поручение №181 от 20 октября 2015 года списано с расчетного счета услуги Интернет-связи в сумме 3000 руб.
Платежное поручение №182 от 21 октября 2015 года списано с расчетного счета платежи в госстрах по добровольному страхованию имущества сумме 41000 руб.
Платежное поручение №183 от 23 октября 2015 года зачислена на расчетный счет краткосрочный кредит банка в сумме 250000 руб.

Задание (заместитель главного бухгалтера) (20 минут)

Оформить платежное поручение и объявление на взнос наличными.
Провести инвентаризацию кассы (акт инвентаризации №10) по состоянию на 5 октября 2015 года. Отразить результаты инвентаризации бухгалтерскими проводками.
Приказом руководителя предприятия №95 от 04.10.2015 г. была назначена инвентаризационная комиссия для инвентаризации кассы в следующем составе: председатель комиссии: Егоров П.П. – зам. руководителя; члены комиссии: главный бухгалтер, Мухина И.В. – менеджер.
Инвентаризация кассы проведена 04.10.2015 г.

Название
организации

Номера
последних ПКО

Номера последних РКО
Денежных средств
по данным
учета
Денежных средств
по данным
инвентаризации

«Север»
234
190
2600-00
2460-00

«Юг»
149
109
1000-00
1030-00

«Восток»
99
104
4200-00
4100-00

«Запад»
201
187
4000-00
4000-00


Данные инвентаризации денежных документов в кассе.

Название
организации

По данным учета
По данным
инвентаризации


Путевок
Почтовых
марок
Путевок
Почтовых
марок

«Север»
2 шт.
по 2500-00
10 шт.
по 15 руб.
2шт.
по 2500-00
5 шт.
по 15 руб.

«Юг»
2 шт.
по 4000-00
35 шт.
по 15 руб.
2 шт.
по 4000-00
35 шт.
по 15-00

«Восток»
-
-
-
-

«Запад»
-
9 шт.
по 15 руб.
-
5 шт.
по 15 руб.





1.3. Подведение итогов занятия, домашнее задание

Главный бухгалтер организации отвечает за работу всей команды (бухгалтерии), предоставляет руководителю (преподавателю) результаты работы своих сотрудников и оценивает ее в конце урока по пятибалльной системе, мотивируя свою оценку.
Оценка эффективности занятия преподавателем: достижение целей, эффективность методов, оценка знаний, умений, навыков.
Оценка эффективности занятия студентами: построение «Пирамиды итогов».

Домашнее задание – ответить на вопросы:
Каким документом установлен порядок хранения, расходования и учета денежных средств в кассе?
Кто устанавливает для предприятия лимит денежных средств в кассе?
В каких случаях допускается превышение лимита денежных средств в кассе и на какой период времени?
Какие первичные документы служат основанием для отражения в учете кассовых операций?
Какими первичными документами оформляется выплата наличных денег из кассы организации?
Для какой цели составляется журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров?
Можно ли делать исправления в первичных кассовых документах? А в кассовой книге?
Для чего заключается договор о полной материальной ответственности? С кем?
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на кого?
Что является основанием для заполнения кассовой книги?
На каком счете ведется учет денежных документов? (назовите их)
Как проводится инвентаризация денежных средств в кассе? Бухгалтерские проводки и документы?
Каким организациям открывается текущий счет в банке?
Сколько расчетных счетов может иметь организация?
Расчетный счет закрывается банком в каком случае?
Назовите первичные банковские документы? Для каких целей они предназначены?
С чем должно совпадать конечное сальдо в учетном регистре?
Какие документы организация должна предоставить в банк для открытия ему расчетного счета?



ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Специфика возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:
1)  В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций. Иными словами, «процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений.
2) Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по закреплению теоретических знаний, переводу их в практический контекст. Происходит не механическое накопление информации, а действенное рассмотрение какой-то сферы человеческой реальности.
Эти особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст. Конкретизировать это можно в следующем виде:
- игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;
- игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т. д.;
- в деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации;
- игра позволяет формировать «у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике;
- деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т. п.)
Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.
Отличительными достоинствами метода «деловая игра» являются многие факторы. Студенты испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения. Во время «деловой игры» происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умений. В этот момент, на мой взгляд, резко возрастает уровень использования наглядности на уроке, повышается производительность труда преподавателя и студента. Большую роль играют и межпредметные связи с общеобразовательными и специальными дисциплинами, что позволяет студентам получить более прочные знания сразу по нескольким предметам. Изменяется отношение студентов к персональному компьютеру ни как к игрушке, а в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.
Огромное внимание при данной технологии проведения занятия уделяется логической подаче учебного материала, что значительно повышает уровень знаний студентов.
Применение на занятиях метода «деловая игра» дает свой положительный результат: студенты более активно и с наивысшим интересом принимают участие во всех конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах и викторинах, и, что не менее важно, проявляют повышенный интерес к своей будущей профессии.
Таким образом, игровые методы обучение позволяют преподавателю:
1) развивать у студентов коммуникативные умения и навыки;
2) приучать работать в команде;
3) обеспечивать студентов необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность;
4) вести грамотный диалог (диспут) преподаватель  студент;
5) благодаря смене форм деятельности, способствует снятию нервной нагрузки студента, расположить его к диалогу и действию.
Анализ применения на своих занятиях одного из активных методов обучения «деловой игры» показал, что все это способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов к их профессиональной деятельности в современный период, и это лишь один из методов, который можно использовать в новых образовательных технологиях.

























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Учебный план специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Программа учебной дисциплины «Учет и отчетность в бюджетных организациях» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Алёшина О. Г. Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов [Текст] / О. Г. Алёшина // Молодой ученый. 2014. №4. С. 908-910
Матвеева В. Операции с наличными в бюджетных организациях. – Х.: Фактор, 2013. – 160с.























Приложение А


ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «Учет кассовых операций»


В организации работает касса в соответствии с «Порядком ведения кассовых операций». Выберите правильные ответы на вопросы, предложенные ниже:

Касса должна находиться:
1) в отдельном помещении;
2) в помещении бухгалтерии;
3) в помещении расчетной группы бухгалтерии.
Деньги в кассе должны выдаваться и приниматься от посетителей:
1) за отдельными столами в помещении кассы;
2) через специальное окно;
3) раскладываться в специальные абонентные ящики.
Окна в помещении кассы должны быть:
1) заклеены;
2) оборудованы решетками;
3) чисто вымыты.
Двери в помещении кассы должны быть:
1) оборудованы специальными замками;
2) двойными: входная, обитая листовой сталью, и металлическая решетка;
3) дубовыми;4) металлическими.
Деньги в кассе должны храниться:
1) в закрытом на ключ столе кассира;
2) в сейфе;
3) в специальных ящиках, установленных на стеллажах.
Ключи от сейфа должны находиться:
1) у главного бухгалтера;
2) у кассира;
3) у руководителя предприятия в опечатанном кассиром пакете;
4) у финансового менеджера.
С кассиром должен быть заключен:
1) договор поручения;
2) договор хранения;
3) договор о материальной ответственности;
4) договор подряда.
Ежедневный остаток наличных денег в кассе предприятия:
1) ограничен;
2) не ограничен.
Лимит остатка кассы устанавливает:
1) главный бухгалтер;
2) руководитель предприятия;
3) руководитель по согласованию с главным бухгалтером;
4) управляющий банком;
5) обслуживающий банк по согласованию с руководителем.
Средства сверх лимита могут находиться в кассе в случае:
1) болезни кассира;
2) выдачи зарплаты, пособий, стипендий;
3) накапливания наличных денег для предстоящих расчетов;
4) при получении выручки от реализации продукции наличными;
5) при получении разрешения от обслуживающего банка;
6) лимит превышен быть не может.
Сверхлимитные средства при выдаче зарплаты хранятся в течение:
1) одного рабочего дня;
2) срока, установленного обслуживающим банком по согласованию с руководителем;
3) трех рабочих дней;
4) недели.
Оформление кассовых операций производится следующими документами:
1) приходный кассовый ордер;
2) накладная;
3) расходный кассовый ордер;
4) акт приемки.
Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится:
1) в течение 3-х рабочих дней, включая день составления;
2) в течение срока, установленного руководителем по согласованию с обслуживающим банком;
3) только в день составления;
Кассовые ордера могут составляться:
1) простым карандашом от руки;
2) на пишущей машинке;
3) от руки шариковой ручкой;
4) на принтере.
Исправления в кассовой книге производится путем:
1) подчистки бритвой;
2) заклеивания;
3) корректурным способом за подписью кассира;
4) лист с ошибкой уничтожается;
5) лист с ошибкой перечеркивается с пометкой «лист испорчен», правильные записи производятся на следующем листе.
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на:
1) кассира;
2) бухгалтера расчетного отдела;
3) руководителя;
4) главного бухгалтера.
Инвентаризация кассы проводится:
1) по распоряжению обслуживающего банка;
2) по приказу руководителя предприятия;
3) по указанию главного бухгалтера;
4) по распоряжению начальника финансового отдела.
Сроки проведения инвентаризации в кассе:
1) ежемесячно;
2) ежеквартально;
3) перед составлением годового отчета;
4) по мере необходимости.
Инвентаризация кассы проводится:
1) руководителем предприятия;
2) комиссией обслуживающего банка;
3) главным бухгалтером;
4) комиссией, созданной по приказу руководителя предприятия.
Излишки наличных денег в кассе, выявленные при инвентаризации, списываются на:
1) финансовый результат;
2) затраты на производство;
3) виновных лиц;
4) добавочный капитал.




ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «Учет операций по расчетному счету»

1.В учреждениях банков должны хранить свои денежные средства все организации вне зависимости от форм собственности, кроме:
Организаций с иностранными инвестициями;
Торговых организаций;
Без исключения;
Посреднических организаций.

2.Наличные деньги, полученные из учреждений банка, организация может расходовать:
На любые цели, предусмотренные уставом организации;
Только на те цели, на которые они получены;
На любые собственные цели, не запрещенные законодательством РФ;
Только на покупку товаров.
3.В соответствии с действующим законодательством организация может иметь расчетных счетов:
Один;
Три;
Неограниченное число в различных кредитных организациях.
4.Списание денежных средств с расчетных счетов организации оформляется первичным документом:
Приходным кассовым ордером;
Объявлением на взнос наличными;
Платежным поручением.
5.Сдача денежных средств на расчетные счета организации оформляется первичным документом:
Чеком;
Платежным поручением;
Объявлением на взнос наличными.
6.Расчетные счета открываются организациям, имеющим:
Собственные оборотные средства;
Самостоятельный баланс;
Самостоятельный баланс и собственные оборотные средства.
7.Расчетные счета закрываются банком в случае:
Решения судебных органов;
По решению банка;
Изменения деятельности;
Решения налоговых органов.
8.Операции по движению денежных средств отражаются на основании:
1) первичных документов;
2) первичных документов и выписок банка;
3) учетных документов.
9.В бесспорном порядке с расчетного счета производятся платежи:
1) на оплату труда;
2) по процентам за кредит;
3) в фонды государственного страхования.
10. По расчетному счету могут осуществляться операции
1) кредитные; 3) кассовые, расчетные, кредитные;
2) расчетные; 4) кассовые.
11. Учет операций по расчетному счету (впишите недостающие слова)
Учет денежных средств организации, хранящихся на расчетных счетах в банках, осуществляется на активном счете _____. По дебету счета отражается ________ средств, а по кредиту _______ средств. Все записи по счету делаются на основании первичных документов, приложенных к ____ __________. Регистром синтетического учета является журнал-ордер № ______, в нем производятся ____________ записи по счету, а дебетовые осуществляются в ведомости № _____.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 142515




ђ Заголовок 1иђ Заголовок 2 Заголовок 315