Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся через решение задач ОГЭ и ЕГЭ по математике


Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Краснинская средняя школа
Краснинского района Смоленской области
Духовно-нравственное воспитание обучающихся
через решение практических задач
на уроках математики.

Подготовила
учитель математики
Федорова Галина Васильевна
2015
« Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника».
Ш.А.Амонашвили.
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности.
В настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, среди подростков процветает курение, наркомания. Я считаю, что наряду с другими предметами, математика обладает большим воспитательным потенциалом.
Я на своих уроках реализую данное направление через решение практических задач. Главный путь решения воспитательных задач на уроках математики – всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется через содержание задач, которые несут информацию об истории малой Родины и страны, о труде, о профессиях, о спорте, об экономике и других областях жизни. Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге нашего народа.
Для ребят выполнение рутинных преобразований, как наказание, а не воспитание нравственности. Поэтому надо показывать такие воспитательные моменты на уроке, чтобы оставили след в душе ребенка. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к  величию своей страны, собственных предков.
Приведу пример задач, которые я использую на уроках математики в 5-6 классах.
Натуральные числа
На день какого святого наши предки имели обычай отдавать своих детей в учение?
Чтобы ответить на вопрос, выполни действия и составь слово.
1579 - 285 =…
1579 + 285 =…
57 × 608 =…
360 × 720 = …
М = 1294; П = 1394; Е = 1754; А = 1864; У = 34656; Т = 3876; Р = 2592; Я = 25920; Н = 259200. (НАУМ)
Найдите недостающие числа, и ты узнаешь, в какой день и месяц отдавали отроков в учение к мастерам грамоты. В этот день родители шли в церковь и обращались к этому святому с молитвой о его содействии.
32, 26, 21, 17, ? , ? . (14, 12)
Какая поговорка возникла на Руси в связи с этим днем? Выполни действия и составь поговорку.
15000-23 = …
6040 + 265 + 17 = …
680 × 207 = …
697 × 80 = …
37 × 905 =…
На = 94977, учит = 15977, наставит = 6322, разум = 6305, ум = 140760, худой = 14076, поможет = 5576, а = 18360, Наум = 55760, пророк = 33485, наведет = 3515. («Пророк Наум наставит на ум»)
Некоторые считают, что число 13 стало непопулярным с тех пор, как только человек начал учится считать. Используя 10 пальцев рук и две ноги как отдельные единицы, ему удавалось досчитать всего до 12. Кто-то связывает «несчастливость» числа 13 с Тайной вечерей. На ней присутствовал Христос и 12 апостолов – всего 13. В каких странах все-таки считают 13 счастливым числом?
Сравните А и В, С и D, и ответ на вопрос найдешь в таблице.
А < В А = В А > В
Китай Индия Франция
С < D С = D С > D
Германия Турция Египет
А = 49 × 23 + 3914 ÷ 38
В = (73 – 49 + 21) × 29
С = 48 × 52 ÷ 13 + 27
D = (17 ÷ 1 + 0 ÷ 13) × 12
(Китай, Египет)
Действия с десятичными дробями.
Выполнив задание, вы прочитаете пословицу
7,3 х3 6,45 – 6,4 45,4+0,6
64,24 : 8 43,1х10 0,1х0,1
12-2,6 81,1 : 0,1 7 х0,01
0,015 : 0,3 16, 81+5,09 4,7х 2
0,023 +0,27 5 + 4,4 0,0009:0,09
21,9=Е, 8,03=Ж, 34,1=О, 0,05=В, 46=С, 9,4=И, 8= М, 0,07=Ч,
811=Ь, 0,01=К, 431=У, 1,2=Р.
(«Век живи - век учись»)
Задачи, посвященные Победе в Великой Отечественной войне:
От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова Высота Мамаева кургана?
Найдя значения выражений, вы узнаете годы жизни Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Георгия Константиновича Жукова.
I.( 4 × 2,115 + 8,4 : 0,8) × 100   II.( 30,37: 0,5 – 5,125 × 8 ) × 100
(1896 г. – год рождения)              (1974 г. – год смерти)
 В период Великой Отечественной войны на вооружении советской армии были танки легкого образца, который весит 6888 кг. Ширина его гусениц 0,35 м, длина части гусениц, соприкасающихся с грунтом, 2,05 м (с каждой стороны). Какой вес приходится на 1 дм 2   рабочей площади гусениц? ( 48 кг/ дм 2 )
Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии.
Боевые силы Красная Армия Германские войска
Личный состав 1200000 1800000
Количество танков 990 1700
Количество орудий 7600 14000
Количество самолётов 667 1390
Во время Великой Отечественной войны погибло примерно 20 млн. советских граждан. Это составляет 40% от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны?
В заключении хотелось бы отметить, что ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно не упустить реализацию возможностей математики в развитии личности ребенка.
Литература:
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов. Математика 6 класс: Учебник для образовательных учреждений. – М.:Мнемозима, 2014 г.
Глейзер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1994г.
Н.Е. Кордина. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс. – Волгоград: Учитель, 2011г.
Первое сентября. Математика -2011. -№ 10.