Урок литературного чтения 2 класс по теме Храбрый утёнок

Тема : Б.С.Житков «Храбрый утенок».
Цель: познакомить детей с творчеством писателя и содержанием данного рассказа.

Задачи:
Обучающие : формирование полноценного восприятия текста,
учить делить текст на смысловые части, озаглавливать их;
рисовать словесную картину к каждой из части и составлять план пересказа.
Развивающие: развивать метапредметные и коммуникативные
универсальные действия, развивать навыки
выразительного чтения;
работать над развитием речи, памяти, мышления,
воображения;
Воспитательные: воспитывать интерес к урокам литературного чтения,
любовь и бережное отношение к природе,
воспитывать чувства сострадания, сопереживания.
Оборудование:
компьютер, портрет писателя Б. Житкова;
картинки на доске, выставка книг;
рабочие тетради.
Учебник: Л. Ф. Климанова Литературное чтение. 2 класс.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.

Формируемые УУД:
Личностные: анализ характеров и поступков героев, высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, формулирование концептуальной информации текста, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия, проведение самопроверки и взаимопроверки работ, редактирования текста, оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения
Познавательные: деление текста на части, вычленение главной мысли текста, воссоздание картины событий и поступков персонажей, установление логической причинно- следственной последовательности событий и действий героев произведения, поисковое чтение, пересказ содержания текста самостоятельно, классификация книг по темам, жанрам, персонажам, прогнозирование содержания текста по заголовку и иллюстрации к нему, наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, выполнять задание по аналогии
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций ,
Применяемые формы работы:
Работа в группах по карточкам, работа в парах, анализ текста учебника Работа учителя

Работа учащихся

Мобилизующее начало
Прозвенел звонок
Начинается урок.
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздороваемся с ними.
Тихо сели девочки
Тихо сели мальчики.
Литературное чтение– прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!





Дети здороваются с гостями


Садятся на свои места





Проверка домашнего задания
Беседа.
Вспомним, как называется раздел, над которым мы работаем сейчас на уроках
литературного чтения?
( О братьях наших меньших).
Какие произведения входят в этот раздел?
Почему мы называем животных «Братьями меньшими»?

Отгадайте загадку( ёжик) В каком рассказе нам встретился ёжик? Кто написал этот рассказ?
Дети: Страшный рассказ. Евгений Иванович Чарушин
- Проверим д/з. Для этого нужно выполнить тест. (Дети выполняют тест).(взаимопроверка)Давайте проверим ответы. Один ученик читает.



Дети отвечают на поставленные вопросы.










Ответы на вопросы, выполняют самостоятельно т ест, затем взаимопроверка.

Речевая разминка
Уточка-вертихвостка
Ныряла да выныривала,
Выныривала да ныряла.
- Прочтите эту запись. Чтобы наш язычок хорошо работал, потренируемся читать четко, быстро.

Ребята произносят четверостишие, ускоряя темп.














Работа с текстом до чтения
Постановка цели урока с учётом общей готовности учащихся к работе
-Сегодня мы продолжаем работу над разделом «О братьях наших младших»
Какую цель поставим перед собой на уроке?
Знакомство с писателем
Он был механиком, капитаном, рыбаком, охотником, дрессировщиком. И, понятно, что человек  с такой богатой биографией не мог не стать писателем.
Родился Борис  11 сентября 1882 года в Новгороде в интеллигентной семье. Отец его был преподавателем, поэтому неудивительно, что начальное образование Борис получил дома. Мама писателя была пианисткой. Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц. Учился в \одесской гимназии и был одноклассником К.И.Чуковского, по образованию биолог и химик, инженер кораблестроитель. Работал юнгой , штурманом, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом – изучением рыб. Преподавал черчение и физику. А вот стать писателем Борис Житков не собирался.Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по просьбе К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это решило его судьбу.  Посмотрите на выставку книг Б.С.Житкова , все они посвящены детям. В них опубликованы морские
истории ,сказочные повести, научно-популярные и научно-художественные произведения. Всего Житковым создано около 200 произведений. Все эти книги вы можете взять в школьной библиотеке и прочитать их.
Он писал о гордых и смелых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах. Среди них удивительная книга – « Что я видел?» герой ее – 4-х летний мальчик Алеша. Обо всем, что он увидел во время летних увлекательных приключений, рассказал писатель детям. Написана она так интересно и захватывающе, что слушают и читают ее с огромным интересом. Книги Б.С.Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
И сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Б.С.Житкова из этой книги.



Совместно с детьми постановка целей урока(Продолжить чтение произведений о животных, узнать о творчестве еще одного писателя и познакомиться с содержанием его произведения)





Рассказ о Борисе Степановиче Житкове начинает учитель, продолжают дети
Рассматривают выставку книг, презентацию

Открытие новых знаний
А теперь познакомимся с героями, которые будут нас сопровождать на уроке.
Но прежде угадайте, кто они?
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза
Кто же это? (стрекоза)
- Что вы знаете о ней?
- В каком произведении вам встречалась стрекоза? ( Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»)
- Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)
- Чем она питается?
- Какая же стрекоза на самом деле? ( игрушка стрекозы)
Сообщение ребёнка
Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых_ приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками . Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.
б)
Кто же второй герой?
Загадка.
Кря- кря! Сюда! Сюда!
Раздается из пруда,
Так зовет свою малютку
Кряква, по- другому (утка)
Что вы знаете о ней? (утка-игрушка)
В каком произведении вы познакомились с ней? ( М.М.Пришвин. Ребята и утята.)
Какой ее представил М.М.Пришвин в своем произведении? (Заботливая, любящая, внимательная).
в) Загадка.
Удивительный ребенок
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)
Почему сказали утенок? (утенок-игрушка)
- Как он появляется на свет?
- Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)

- Почему говорят «покрошил яйцо»?
- А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?
Итак , тема нашего урока Б.С.Житков «Храбрый утёнок». Определите лексическое значение слова.
Антиципация
- Предположите, о чём этот текст, по его названию
Первичное знакомство с содержанием рассказа.(голос диктора)
Выявление первичного восприятия
Вопросы на слайде
Физкультминутка

Подготовка к чтению(словарная работа)

Перечитывание текста
Чтение рассказа цепочкой
Выборочное чтение( найти в тексте продолжение предложения)
Составление плана рассказа(картинный, а затем в группах словесный)
Работа в парах. Задание: подбери пословицы , которые подойдут к нашему рассказу.
У страха глаза велики.
Друзья познаются в беде.
Кончил дело - гуляй смело.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Задание № 3 I группа Найти и прочитать отрывок, относящийся к картинке и пересказать его. Задание № 3 II группа Найти и прочитать отрывок, относящийся к картинке и пересказать его от имени утят. Задание № 3 III группа Найти и прочитать отрывок, относящийся к картинке и пересказать его от имени стрекозы.
Я вам предлагаю просмотреть кластер –характеристику утёнка Алёши. Как вы думаете нет ли лишних слов?





Рефлексия.
Составьте синквейн со словом ( 1 группа –утёнок, 2 группа-стрекоза)

Домашнее задание
Стр139-141 пересказ текста, задание №4
Нарисовать рисунок к рассказу

Дети отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя.








































Высказывания детей, слушают текст, отмечают непонятные слова
Дети отвечают на вопросы.

Дети читают слова по слогам и целыми словами, объясняют значения слов


Учащиеся работают с текстом
Картинный план составляют коллективно,посредством восстановления порядка)



Отважный, глупый, озорной, смелый, трусливый, любопытный, огромный, осторожный, маленький, решительный


Перечитывание текста
Чтение рассказа цепочкой
Выборочное чтение( найти в тексте продолжение предложения)
Составление плана рассказа(картинный, а затем в группах словесный)
Работа в парах. Задание: подбери пословицы , которые подойдут к нашему рассказу.
У страха глаза велики.
Друзья познаются в беде.
Кончил дело - гуляй смело.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Задание № 3 I группа Найти и прочитать отрывок, относящийся к картинке и пересказать его. Задание № 3 II группа Найти и прочитать отрывок, относящийся к картинке и пересказать его от имени утят. Задание № 3 III группа Найти и прочитать отрывок, относящийся к картинке и пересказать его от имени стрекозы.
Я вам предлагаю просмотреть кластер –характеристику утёнка Алёши. Как вы думаете нет ли лишних слов?
Рефлексия.
Составьте кластер со словом ( 1 группа –утёнок, 2 группа-стрекоза)

Домашнее задание
Стр139-141 пересказ текста, задание №4
Нарисовать рисунок к рассказу


Учащиеся работают с текстом

Картинный план составляют коллективно,посредством восстановления порядка)

Отважный, глупый, озорной, смелый, трусливый, любопытный, огромный, осторожный, маленький, решительный
(Самооценка)





Томка испугался корову. Потому что она становилась всё больше, а он не знал этого зверя
Потому что она была далеко

Он хотел её загрызть

Нет.
Потому что она шелохнулась и он напугался
Автор подшучивает над щенком, ведь он ещё маленький и многого не понимает.
(Самооценка)




На 2 части


Первая часть о том, как Томку взяли на охоту, а он заснул.
Вторая часть о том, как Томка пытался загрызть корову



Завязка - начало событий рассказа
Кульминация – самый важный, решающий момент в рассказе, его вершина
Развязка – окончание событий



Подводят итог урока и выставляют оценки, полученные за урок.



Записывают домашнее задание в дневник














13PAGE 15














 
·