Новогодняя рамка в смешанной технике. (конспект занятия по проектной деятельности в объединении «Стильные штучки» третий год обучения.

Новогодняя рамка в смешанной технике.
(конспект занятия по проектной деятельности в объединении «Стильные штучки» третий год обучения).
Аладина Наталья Николаевна,
Педагог дополнительного образования
1 категория
МБОУ ДОД «ЦДТ» города Абакана.

Тип занятия: комбинированное
Занятие проводится с детьми 11-15 лет третьего года обучения
Тема: Создание новогодней фоторамки в смешанной технике.
Цель:
Знакомство детей с проектной деятельностью через изготовление интерьерного изделия с использованием бисера.
Совершенствование умений создавать эскиз и работать в соответствии с ним. Развитие образного мышления.
Задачи:
1. Закрепить знания и умения самостоятельно составлять эскизы, самовыражаться, преобразовывать свой замысел на бумаге;
2. Развивать воображение и креативное мышление
Воспитать эстетический и творческий вкус.

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал
1) листы белой бумаги
2) карандаши простые и цветные
3) распечатанные картинки на новогоднюю таматику (елочки, шарики елочные, хлопушки, дед мороз и снегурочка, барашки и козы, снежинки и пр.)
4) ножницы, клей.
ТСО:
Телефон с фотокамерой,
фотоаппарат
Наглядный материал
образец изделия,
демонстрационный материал,

1. Организационный момент.
Создание благоприятного морально- психологического климата. Приветствие детей.
Цель для педагога: контроль готовности обучающихся к занятию.
Цель для обучающихся: полная готовность, быстрое включение в трудовую деятельность.
Методы: наблюдение.

Здравствуйте, ребята! Давайте проверим ваши рабочие места: что вы подготовили для занятия? (листы чистой бумаги, клей, карандаши, ластик)
Формируемые УУД: самоопределение (Л), смыслообразование (Л), целеполагание (П), планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками (К).

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Цель для педагога: включение детей в творческий процесс.
Цель для обучающихся: повторение ранее пройденного материала
Методы: опрос, беседа.
Ребята, ранее мы с вами уже разговаривали о том, приходилось ли вам на уроках сталкиваться с написанием проектов. Мы выяснили, что они были различной тематики. Давайте еще раз это вспомним. (Дети рассказывают, какие исследования им приходилось проводить и что у них получилось).

Формируемые УУД: анализ, сравнение, аналогия (П), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К), аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К), учет разных мнений (К).


ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Цель для педагога: формирование знаний по проектной деятельности.
Цель для обучающихся: совершенствовать навыки выявления алгоритма действия.
Методы: беседа, рассказ.
А сейчас я предлагаю вам послушать одногруппниц, которые уже писали проекты в прошлом году. Я работала с ними индивидуально и вот что у них получилось.
Презентация проектов: Пахтаева Александра «Пасхальное яйцо», Сагатаева Виктория «Комплект аксессуаров в технике вышивки бисером». Девочки кратко рассказывают как они вели работу над проектом, какие этапы выполняли (возникновение идеи, исследовательская деятельность, создание эскиза – проектирование изделия, создание изделия, написание технологической карты. (Приложение 1).
Есть ли у вас вопросы к выступавшим девочкам?
Давайте обсудим их выступления и определим общий для всех алгоритм действий, т.е. то, как вы будете вести свою дальнейшую работу.
Учащиеся озвучивают варианты алгоритма действий, обсуждают, спорят и если мнения сходятся, педагог записывает каждый этап на доске. После чего дети записывают получившийся алгоритм себе в тетради.
Алгоритм:
Идея.
Поиск информации (как можно выполнить изделие, из каких материалов, какой формы и цвета оно может быть и пр. А так же история возникновения и развития данного изделия)
Создание эскиза.
Описание процесса (создание технологической карты).
Подбор и приобретение необходимых материалов.
Изготовление изделия.
Новый материал
Ребята, какой праздник мы будем отмечать через полтора месяца? (Новый год)
Постановка проблемы. В Новый год принято дарить подарки, а что может быть приятнее подарка, сделанного своими руками. У нас с вами есть возможность сделать подарок не только красивый и оригинальный, но и полезный. Мы будем с вами делать новогоднюю фоторамку (Приложение 2).
Мы с вами уже неоднократно создавали эскизы к вашим будущим изделиям, и сегодня мне хотелось бы усложнить задачу: мы попробуем не просто создать фоторамку, но еще и описать весь процесс, т.е. поучимся создавать проект. Наиболее удачный из проектов мы пошлем на конкурс в интернете.
Некоторые из вас подготовили небольшие доклады, предлагаю их выслушать. Выступают дети, подготовившие доклады про Новый год, символы года, атрибуты праздника (5 – 7 минут на всех) (Приложение 3).
Формируемые УУД: анализ, сравнение, обобщение, аналогия (П), структурирование знаний (П), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К), аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
Прежде чем мы перейдем к практической работе – созданию эскизов будущей рамки – мы с вами немного отдохнем.
Динамическая пауза: ребята делятся на 2 команды, становятся друг за другом. Каждому участнику выдается чистый лист и фломастер. Последнему участнику в каждой команде педагог рисует на листе, положенном на спину, какой-то рисунок. Участник должен угадать, что было нарисовано и, воспроизвести это на листе, расположенном на спине впередистоящего участника. И так продолжают до конца команды. Затем все картинки сравниваются с тем что нарисовал педагог. Побеждает команда, нарисовавшая больше похожих на оригинал картинок (Одной команде рисуется елочка, другой снежинка).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Цель для педагога: обеспечение усвоения знаний на уровне применения.
Цель для обучающихся: самостоятельное выполнение задания.
Вот мы с вами не только отдохнули, но и «взбодрили» наш мозг. Теперь вам надо еще больше прислушаться к своим ощущениям и приступить к созданию эскизов будущих фоторамок.
Вы можете выполнять эскизы в технике рисования или сначала создать некий макет, используя раздаточный материал, а затем зарисовать наиболее понравившийся. Если вы будете создавать макет, вам не обязательно пользоваться клеем, выполняя разные варианты, вы можете воспользоваться вашими телефонами или фотоаппаратами, для фиксации изображения. В дальнейшей работе вы сможете использовать эти фотографии для создания технологической карты, а также всегда сможете сравнить выполняемую работу с ранее созданным эскизом.
Однако есть одно условие: при таком варианте работы, один из наиболее понравившихся эскизов все же должен быть выполнен на бумаге, для того, чтобы мы смогли его обсудить.
Перед вами на столе лежат различные картинки с новогодней тематикой, а также у вас есть кусочки кружева, пайетки, стразы и другие материалы, которые вы можете использовать в своей будущей работе (Приложение 4).
Ребята приступают к самостоятельной работе. Педагог работает с ребятами в индивидуальном порядке, предлагая различные варианты использования дополнительных материалов, цветовому решению и композиционному расположению. Учащиеся могут выполнить несколько эскизов, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант.
Формируемые УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П), структурирование знаний (П), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К), аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
После того, как ребята закончат выполнение эскизов, они приступают к их презентации: каждый учащийся кратко рассказывает, что будет изображено на его рамке, какие материалы он будет использовать, в какой технике будет выполняться данная работа. Возможно, после прослушивания всех выступающих у ребят появится желание что-то изменить в своих эскизах, как-то их доработать.
Далее учащиеся прибирают свои рабочие места. Все эскизы убираются в индивидуальные папки, для дальнейшего использования в работе.

6. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.
Предлагаю вам украсить елочку, которая расскажет мне, что нового вы узнали сегодня и понравилось ли вам сегодняшнее занятие. На столе перед вами лежат разноцветные кружочки – мы представим, что это елочные шарики (Приложение 5). На них есть вопросы, на которые вам предстоит ответить. Вопросы на всех кружочках одинаковые, а вот цвет шарика различный. Если вам сегодняшнее занятие понравилось вы выбираете желтый шарик, если вы ничего нового не узнали и занятие вас не тронуло – зеленый шарик, а если занятие совсем не понравилось и вы совсем ничего нового не узнали – синий шарик. После того как вы ответите на вопросы, можете приклеить шарик на елочку (с задней стороны шарика приклеен двусторонний скотч)
На следующем занятии мы приступим к изготовлению фоторамки, поэтому домашним заданием будет: подготовка необходимых материалов. Не забудьте принести свои эскизы.
Я желаю вам успехов в следующих ваших работах!
Формируемые УУД: рефлексия способов и условий действия (П), контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П), самооценка на основе критерия успешности (Л), использование критериев для обоснования своего суждения (К), следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
Приложение 1.
Проект Пахтаевой Александры.
. Прошлой весной, перед Пасхой, Наталья Николаевна объявила нам, что проводится конкурс проектов на пасхальную тему: «Пасхальный сувенир». Так как я давно уже хотела попробовать оплести яйцо бисером, я решила совместить это с написанием проекта.
Сначала я пошла в библиотеку, где искала информацию о самом празднике «Пасха» и о том, что принято дарить на Пасху, как люди украшают яйца, какие используют для этого материалы.
Так как я уже умела делать ажурную сетку из бисера, я решила сделать яйцо именно в этой технике. Я стала рисовать эскиз и остановилась на том варианте, где яйцо выглядело как распустившийся весенний цветок. Далее я приступила к изготовлению сувенира. Наталья Николаевна сделала несколько фотографий этого процесса и я их использовала для написания технологической карты. Так у меня получился проект «Пасхальное яйцо».
Проект Крупенициной Алины.
Мой проект, так же как у Саши был написан на Пасхальную тему, только я для своего проекта выбрала не традиционное яйцо, а пасхального кролика. Мне очень нравился образ этого животного и то, что его можно использовать в пасхальном сувенире. Это я узнала когда искала информацию на пасхальную тему. В различных странах пасхальный кролик неотъемлемая часть празднования этого праздника и он может быть выполнен из различных материалов и в любой технике. Я решила сшить его из фетра.
Самого зайчика я увидела в одном мастер-классе в сети интернет, а вот сделать его с яйцами я решила сама. Я нарисовала несколько эскизов. Затем делала выкройки и шаблоны. Затем приступила к изготовлении. Своего панно. Я старалась фотографировать этапы своей работы, чтобы потом написать технологическую карту, входящую в состав проекта. Наши проекты участвовали в республиканском конкурсе, но к сожалению не заняли призовых мест.
Проект Сагатаевой Виктории.
Тема моего проекта «Клатч и браслет в технике вышивки бисером».
В прошлом учебном году я сделала сумку «Кошка на крыше» в технике аппликации. Затем, когда у нас была тема вышивки бисером, я решила сделать клатч.
Я приступила к созданию эскиза. Сначала выбирала форму будущей сумочки, придумывала, что будет на ней изображено. Пока я рисовала эскиз, мне пришла в голову идея сделать еще и браслет, и так у меня получился комплект аксессуаров.
Так же, пока я работала над эскизом, я искала информацию о том, из каких материалов делаются клатчи, каких форм и расцветок они бывают. Для этого я ходила в библиотеку и пользовалась интернетом.
После того, как я окончательно определилась с эскизом, мне пришлось выполнить пробник вышивки, чтобы понять какие материалы и какого цвета лучше использовать в работе, а так же как их лучше пришивать. Во время этой работы мне пришла идея использовать кружево и мне пришлось немного изменить эскиз.
Далее был этап приобретения необходимых материалов и затем само изготовление изделия. Во время данной работы я делала фотографии некоторых этапов, что впоследствии помогло мне правильно написать технологическую карту, т.е. сделать описание своей работы. Изготовив изделие и описав весь процесс в проекте, я участвовала в городском конкурсе «В поисках истины и красоты», где заняла второе место. Желаю и вам успеха в проектах.

(Приложение 2).
). (Приложение 3).
Дед Мороз.
Многие думают, что Дед Мороз имеет русское происхождение, а его родословная восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Это не совсем так, вернее совсем не так. Прообразом современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. Унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях.
О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд, распространенных в Западной Европе. Одна из таких историй рассказывает, что некий бедный отец семейства не мог найти средств на то, чтобы прокормить трех своих дочерей, и, отчаявшись, собирался отдать их в чужие руки. Прослышавший об этом Святой Николай, пробравшись в дом, засунул мешок с монетами в дымоход. В печке в это время сушилась старая, изношенная обувь сестер (по другой версии, у камина сушились их чулки). Утром изумленные девочки достали свои старые башмаки (чулки), наполненные золотом. Нужно ли говорить, что их счастью и ликованию не было предела? Добросердечные христиане с умилением пересказывали эту историю многим поколениям своих детей и внуков, что привело к появлению обычая: дети на ночь ставят свои сапожки за порог и вешают свои чулки у кровати с ожиданием получить утром подарки от Святого Николая. Традиция дарить детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе с XIV века, постепенно этот обычай переместился на рождественскую ночь.
Снегурочка.
У нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России.
Эта симпатичная спутница стала сопровождать дедушку на новогодних елках только с конца XIX века. Появилась она на свет в 1873 году благодаря одноименной пьесе-сказке А.Н. Островского, который, в свою очередь, художественно переработал один из вариантов народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей. Сюжет пьесы А.Н. Островского существенно отличается от народной сказки. Здесь Снегурочка дочка Мороза. Она приходит к людям из леса, очарованная их красивыми песнями.
История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок. Постепенно Снегурочка становится постоянным персонажем праздников как помощница Деда Мороза. Так рождается особый русский обычай празднования Рождества с участием Деда Мороза и его красивой и умной внучки. Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. А Снегурочка по-прежнему помогает своему уже давно немолодому дедушке веселить ребятню играми, водить у елки хороводы, раздавать подарки.

Новый год.
В России начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году, став одним из его реформ. Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами для украшения хвойные деревья. Каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлем и в частных дворах из маленьких орудий. Все это делалось на заграничный образец.
Елка.
Обычаю наряжать елку более двух тысяч лет. Считалось, что в деревьях живут духи: не только хорошие, но и злые, которым нужно делать подарки, чтобы они хорошо себя вели. У каждого человека было свое священное дерево, а ель - считалась мировым деревом, символом самой жизни, возрождением из мрака. Поэтому на ней - самой большой в лесу и развешивали подарки, чтобы задобрить духов и получить хороший урожай.
Символ года.
Согласно восточному календарю, Коза благосклонно относится к жизнерадостным, активным людям, ей нравятся большие компании. Поэтому в течение всего года стоит чаще ходить в театры, на концерты и, конечно же, не забывать о встречах с друзьями. А дружеские встречи это прекрасный повод подарить фигурку Козы символа года.
В качестве подарка лучше выбирать предметы, которые будут полезны в хозяйстве. Например, посуду, на которой изображен символ Нового года. Можно преподнести в подарок и различные декоративные предметы. Это могут быть магниты для заметок или пресс-папье с изображениями Козы.
Деревянные, керамические или фарфоровые статуэтки Козы, символа Нового года, станут прекрасным подарком для Ваших друзей и родных. Можно собрать целую коллекцию фигурок. Особенно нравится это увлечение детям.
Выбирая подарки для друзей, не забудьте и о собственном доме. Чтобы символ-оберег чувствовал себя в доме уютно, придется основательно подготовиться к встрече Нового года. Позаботьтесь о том, чтобы на Вашем столе была посуда с изображением символа 2015 года. На полках шкафов расставьте статуэтки Козы. Для большего эффекта символ года можно украсить синими лентами в соответствии с указаниями восточного гороскопа.
И тогда наступивший год принесет Вам массу ярких эмоций. Но это возможно только в том случае, если Вы будете сдерживать себя, избегать конфликтов. Ведь символу года присуща некоторая вспыльчивость. Поэтому не дайте Козе повода встать на дыбы!



(Приложение 4).
(Приложение 5).

Анализ занятия: «Новогодняя рамка в смешанной технике».

Тип занятия: комбинированное. Вид занятия – самостоятельная работа (творческая лаборатория).
Занятие является вводным в блоке занятий «изготовление новогодней фоторамки в смешанной технике». При этом на прошедшем занятии ребятам было дано домашнее занятие подготовить доклады по теме нового года, с чем они успешно справились.
На занятии использовались следующие методы обучения: словесные (беседа, объяснение, рассказ), наглядные (демонстрация вариантов выполнения изделия в иллюстрациях), практические (творческая самостоятельная работа), также сегодня применялся частично-поисковый метод работы, характерный для проектной технологии, которая на сегодняшнем занятии была главенствующей.
Сегодня мною применялись такие методы контроля как, опрос и наблюдение.
На занятии применялись различные методы организации деятельности: коллективная и индивидуальная.
На данном занятии ребята овладели такими УУД как, личностные (самоопределение, целеполагание), коммуникативными (сотрудничество с педагогом и сверстниками, выражение своих мыслей, учет чужого мнения, аргументация своего мнения, умения правильно построить речь и др.), регулятивные (умение самостоятельно выполнять пробные поисковые действия, отбирать оптимальное решение проблемы (задачи); предлагать конструкторско – технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных; самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения материалы и инструменты; выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным педагогом критериям и осуществлять самоконтроль точности изготовленных изделий), познавательные (приобрели новые знания, освоили новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений найденной информации, выполнение пробных поисковых упражнений, учились делать выводы на основе обобщения полученных данных и освоенных умений).
Целью занятия являлось:
Знакомство детей с проектной деятельностью через изготовление интерьерного изделия с использованием бисера.
Совершенствование умений создавать эскиз и работать в соответствии с ним. Развитие образного мышления.
Организационный момент:
ребята подготовились к занятию полностью
кабинет подготовлен.
В начале занятия прозвучало приветствие, дети сразу включились в работу.
Повторение пройденного материала проходило в форме беседы: ребята активно высказывались, и выслушивали своих одногруппниц.
При сообщении нового материала привлекались сами учащиеся, подготовившие небольшие доклады на новогоднюю тематику. Так же к сообщению нового материала были привлечены те учащиеся, которые ранее пробовали свои силы в написании проектов. Далее ребята в поисковой форме (обсуждение выступавших, спор, предложение своего мнения) определяли алгоритм своих будущих действий по написанию проекта.
В рамках соблюдения санитарных форм ребятам балы предложена небольшая разминка, что позволило им отвлечься и вместе с тем активизировать свои интуитивные качества, настроится на созидательную творческую деятельность.
После того, как ребятам был разъяснен способ самостоятельной работы, предложены варианты решения задач и поставлена конкретная цель, которую ребята должны были достигнуть по окончании практической работы, они приступили к выполнению задания. Ребята активно (не достаточно активно) пользовались раздаточным материалом, применяли ТСО, общались, совещались, прислушивались к моим советам, Ребята, испытывающие затруднения просили помощи и адекватно её воспринимали.
Контроль осуществлялся с помощью наблюдения и опроса (наводящие вопросы , выявляющие истинные намерения детей)
При закреплении пройденного материала ребятам было предложено презентовать свои эскизы, что формирует у них коммуникационные качества, способность анализировать свою работу, высказывать корректное мнение о работе своих одногруппниц.
По окончании выступлений ребятам было сообщено домашнее задание, предполагающее продолжение решения задач по выполнению своего изделия.
После этого ребятам была предложена работа по рефлексии учебной деятельности, способствующая позитивному отношению к проведенному занятию, а так же дающая информацию педагогу – какие пробелы в занятии были допущены и над чем ему стоит еще поработать.

елки 2дед мороздед мороз 215