Урок литературного чтения Храбрый утёнок

Сведения об авторе


Фамилия, имя, отчество
Ширшкова Елена Васильевна

Район
Выксунский

Место работы
МБОУ СОШ №12

Должность
Учитель начальных классов


Общая информация


УМК
«Школа России»

Предмет
Литературное чтение

Тема
«Храбрый утёнок»

Тип урока
Изучение нового материала

Цель, задачи
Цель: знакомство с творчеством писателя Б.Житкова.
Задачи:
Обучающая: формировать умение полноценного восприятия текста, учить делить текст на части, озаглавливать их, рисовать словесную картину к каждой части и составлять план пересказа.
Развивающая : формировать умение планировать и оценивать учебные действия, развивать самостоятельность и навыки сотрудничества со сверстниками, развивать логические действия сравнения, обобщения и устанавливать причинно-следственные связи, развивать этические чувства .
Воспитывающая: воспитывать интерес к урокам литературного чтения, любовь и бережное отношение к природе, воспитывать чувства сострадания, сопереживания.


Необходимое оборудование
Мультимедийная установка, учебник, рабочая тетрадь

Дидактическое оборудование
Кроссворд, карточки с заданиями, презентация, видеоролик.

Планируемые результаты урока


- личностные
Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других.

- предметные
Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

- метапредметные ( регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД )
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения
Самостоятельная работа, игра, тесты.

Литература и Интернет - ресурсы
Учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий Литературное чтение. М.-«Просвещение»,2013г.
Л.Ф. Климанова Л.Ф., В.Г.Горецкий Рабочая тетрадь по литературному чтению. М.-«Просвещение»,2013г.

Хронометраж урока
Организационный момент - 1 мин
Мотивация к учебной деятельности – 2 мин
Актуализация знаний – 3мин
Построение проекта выхода из затруднения – 6 мин
Реализация построенного проекта –8 мин
Физкультминутка – 1 мин
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи- 8 мин
(Дифференцированная самостоятельная работа)
Включение в систему знаний и повторение- 5 мин
Итог урока -2мин
Рефлексия учебной деятельности –2 мин
Домашнее задание – 2 мин


Этапы урока
Деятельность учителя, методы и приёмы
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД

1. Орг.момент. Здравствуйте, мои добрые и умные ученики! Я очень рада видеть вас! Улыбнемся друг другу и пожелаем всего хорошего и доброго!
Психологическая установка на урок
Эмоциональный настрой на учебную деятельность.


2. Мотивация ( самоопределение к учебной деятельности ) :
Слово учителя: - Поговорим ?
- О чём ?
-О всяком и о прочем.
- О том, что хорошо и хорошо не очень.
- Что - то знаю я, а что- то вам известно.
--Поговорим?
- Поговорим ! Нам будет интересно.
Речевая разминка :
а) Дыхательная гимнастика: «задуй свечу», «понюхай цветок»;
б) Прочитай скороговорку с разной интонацией:
«Уточка – вертихвостка
Ныряла да выныривала
Выныривала да ныряла».
Чтение стихотворения в форме диалога (последнюю
строчку вместе с детьми).











Словесные методы
Возникает внутренняя потребность включения в деятельность «хочу» и выделения содержательной области « могу».
Учащиеся внимательно слушают, отвечают на вопрос.


Личностные – самоопределение и самопознание, осознанное вхождение в учебную деятельность.
Коммуникативные –
инициативное сотрудничество в поиске информации.

3. Актуализация знаний.
Постановка цели урока.
Беседа.
Учитель: Вспомним как называется раздел, над которым мы работаем сейчас на уроках литературного чтения ?
(О братьях наших меньших» )
Учитель: Объясните название раздела.
Какие произведения входят в этот раздел?
Почему мы называем животных братьями нашими меньшими?
О чём писатели нас заставляют задуматься и что советуют? Разгадайте кроссворд и вы получите ключевое слово.
Учитель: Какие слова получилось?
( стрекоза, утята)

Учитель:
Как вы думаете , почему именно эти слова нам нужны сегодня?
Прочитайте название рассказа на с.139.
(«Храбрый утёнок» )
Организует актуализацию знаний.
Слайд №1-№4

Наглядные и словесные методы.
















Работа в группах с карточкой – кроссвордом


Отвечают на вопросы.







Сообщение о стрекозе ( хорошо подготовленый ученик)





Личностные УУД формирование мотивов достижения цели.
Коммуникативные УУД построение речевых высказываний, умение общаться в группе.





Коммуникативные УУД

4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Представьте, что вы стали учителями. Какие цели вы поставили бы сегодня?
Предполагаемые ответы детей:
(Продолжим знакомство с интересными произведениями о животных,
Будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок, пересказывать текст, узнаем о творчестве ещё одного писателя)

















4.Физкультминутка «Синички».
Синички сели на веточки
Поклевали все семечки.
Потом полетели ,
На земельку сели.
Поклевали зёрнышки,
Почистили пёрышки.
Организует постановку
цели и темы урока.


Слайд№4


Фронтальная беседа


Проблемно- поисковый метод , словесные методы в форме диалога.



Составляет с учениками совместный план действий.
Подводит к открытию нового знания.



Организует выполнение физкультминутки
Дети принимают участие в целеполагании.
Осознают учебные задачи урока.
Проговаривают совместно с учителем план действий и называют средства.




Фронтальная работа












Выполняют упражнения
Познавательные УУД
Структурирование знаний




Коммуникативные УУД
Умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми; владение монологическими и диалогическими формами речи; деловое сотрудничество
Регулятивные УУД- определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
составление плана решения действий на уроке.


5.Реализация построенного плана.
1) Знакомство с творчеством писателя Б.Житкова.
2) Словарная работа:
хозяйка- о женщине , хорошо ведущей хоз
·яйство;
рубленые яйца- мелко нарублены;
храбрец – смелый человек;
хвастун- хвастает, что любого поборет.
3) Работа с учебником с. 139
а)чтение текста учителем;
б)выборочное чтение.
Учитель: Прочитали? Давайте обсудим , где поставили «н»?


Организует фронтальную беседу
Слайд №5 -№6


Частично – поисковый метод
Слайд№7

Слайд №8
Учитель читает текст ..

Нацеливает учеников на активное чтение текста и понимание его содержания, использует приём
« инсерт».
Слайд №9-12

Метод активного чтения и метод самостоятельной работы.


Отвечают на вопросы.










Чтение текста с маркировкой, дети делают на полях пометки:
«+» - знаю
«н» - новое
«?» - не понял , есть вопросы
Индивидуальная работа, фронтальная работа.

Познавательные УУД- работа с информацией, смысловое чтение.




Коммуникативные УУД- согласование высказываний с партнёром, умение работать с учебником.

6.Физкультминутка « Солнышко».
Организует выполнение физкультминутки.
Выполняют упражнения


7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Беседа по содержанию и пониманию смысла рассказа «Храбрый утёнок».
Учитель: Какое впечатление произвёл на вас рассказ ?
- О чём он?
Как хозяйка кормила утят?
Почему они не ели?
Почему утята боялись стрекозу?
О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?
Кто помог утятам избавиться от стрекозы?
Как ему это удалось?
Учитель :А сейчас поработаем в парах:
Выберите черты характера, которые подходят Алёше.

8..Дифференцированная работа по группам с последующей проверкой.
1 группа – выполняет задание в рабочей тетради («Расположи картинки правильно »
2 группа – составляет кластер (схема)
Алёша
Смелый умный добрый находчивый храбрый
3 группа - составляет картинный план.



Словесный метод















Организует дифференцированную работу в группах.
Помогает установить причинно – следственные связи.
Метод самостоятельной работы.














Выполняют задания в парах .


Работа в группах.
Общеучебные УУД - умение отобрать нужный материал.
Логические УД – сравнение, анализ.
Коммуникативные – деловое сотрудничество;
уметь оформлять свои мысли в устной форме.


8.Включение в систему знаний и повторения.
1)Просмотр видео ролика о животных.
Запиши в тетрадь :” «Каким высчитаете поступок Алёши?
Синквейн
Утёнок
Смелый. Храбрый.
Выручил. ПОМОГ. Защитил.
Как хорошо быть храбрым.
Смелость.
2)Диагностика усвоения знаний.
Игра «Верно- неверно»
Учитель: - Злая стрекоза каждое утро прилетала к тарелке.
- Алёша сначала боялся стрекозу.
- Утята заболели, поэтому ничего не ели.
- Утята угощали храброго Алёшу.






Индивидуальная и групповая работа.



Демонстрируют умение выбирать верный ответ.

Отвечают на вопросы учителя с помощью сигнальных карточек
Познавательные УУДсмысловое восприятие, извлечение необходимой информации из прослушанного

Коммуникативные УУД – сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждения

Регулятивные УУД – оценка и коррекция собственной деятельности.


9.Итог урока. - Какой рассказ читали на уроке?
- Кто его автор?
Можно ли назвать рассказ Б.Житкова сказкой? Докажите.
10.Рефлексия.
- Вам интересно было на уроке?
- Что было самым трудным?
- Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Для оценки урока я предлагаю « смайлики».
а) отлично, б) хорошо, г) скучно


Организует повторение.





Оценивание учащимися собственной деятельности.

Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке.
Личностные УУД- смыслообразование, т.е.ученик задаётся вопросами:»Какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок?»

11. Домашнее задание.
1.Прочитать рассказ «Храбрый утёнок»
2. выполнить задание 4 с.141.
Объясняет правильность выполнения домашнего задания.
Записывают домашнее задание в дневник.
Планирование учебной деятельности.






















15