Конспект урока математики в 5 классе Среднее арифметическое

1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята. Садитесь. Давайте знакомиться. Меня зовут Нина Васильевна.
Тема нашего урока сегодня “Среднее арифметическое”. Откройте тетради, запишите число и тему урока. Наша задача с вами сегодня узнать:
- что такое “среднее арифметическое”
- научиться его находить
- определить где и для чего применяется среднее арифметическое.
А также мы выполним устные упражнения, будем решать задачи, познакомимся с новым словом «рейтинг», выполним практическую работу.
За правильные ответы, я буду давать вам жетоны. После урока отдадите своему учителю математики, по ним она выставит оценки в журнал.

2. Мотивационное начало урока.
1) Устный счет.
Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому начнем урок с устного счета.
Может кто-нибудь желает поработать самостоятельно (индивидуально)? Для этого я раздам карточки, результаты вычислений запишите в тетрадь.
Карточки для устного счета
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

6,7-2,3
5-0,04
3,08+0,2
1,24+0,06
36,6:6
4,5:5
9*0,2
25*0,4
7-2,5
3,1+1,6

Проверьте результаты ваших вычислений, перевернув карточку.
Итог устного счета.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

4,4
4,96
3,28
1,3
6,1
0,9
1,8
10
4,5
4,7

А с остальными ребятами мы восстановим цепочки вычислений.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

3. Изучение нового материала
Часто мы в жизни слышим фразы со словом “средний”, например:
средний возраст, средний рост, средняя температура.
В математике тоже есть свои понятия со словом “средний”. Сегодня мы познакомимся с одним из этих понятий - “среднее арифметическое” и узнаем, как оно вычисляется.

Рассмотрим задачу:
№1.Миша, Коля и Петя были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети - 4 и у Коли – 6.Все пирожки мальчики разделили поровну
Решение:
1)2+4+6=12 (п.) - общее количество пирожков
2)12:3=4(п.) – достанется каждому мальчику
Ответ: 4 пирожка

А можно записать решение этой задачи выражением?

1)(12+4+6):3=4(п.) - достанется каждому мальчику
Ответ: 4 пирожка
Число 4 называется средним арифметическим чисел 2, 4 и 6.

Рассмотрим еще задачу:
(№2. Автомобиль в первый час двигался по шоссе со скоростью 80 км/ч, во второй час по городу со скоростью 50 км/ч, а в третий час в пробке со скоростью 20 км/ч. Найдите среднюю скорость движения автомобиля?
Решение:
1)80+50+20=150(км/ч) - общая скорость движения автомобиля.
2)150:3=50 (км/ч) - средняя скорость движения автомобиля
Ответ: 50 км/ч

А можно записать решение этой задачи выражением
1) (80+50+20):3=50 (км/ч) - средняя скорость движения автомобиля
Число 50 называется средним арифметическим чисел 80, 50 и 20.)

№2. Автомобиль затрачивает при движении по шоссе 0,9 л бензина, в городском режиме – 1,1 л, а в пробке – 1,6 л. бензина. Сколько бензина затрачивается в среднем?
Решение:
1) 0,9+1,1+1,6=3,6 (л.)- общее количество бензина
2) 3,6:3=1,2 (л.)- бензина затрачивается в среднем.
Ответ:1,2 литра

Запишите решение этой задачи выражением
1) (0,9+1,1+1,6):3=1,2(л.)- бензина затрачивается в среднем
Ответ:1,2 литра
Число 1,2 называется средним арифметическим чисел 0,9; 1,1 и 1,6.

Похожи ли решения этих задач? Почему мы сумму делили на 3, ведь этих данных в задаче нет? А всегда ли мы будем делить на 3? Что обозначает это число?
Давайте составим план решения таких задач.

1. Найти сумму всех слагаемых.

2. Разделить полученную сумму на количество слагаемых.

Ребята, решив эти задачи и составив план их решения, мы, и познакомились с понятием среднее арифметическое.

Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.

Как найти среднее арифметическое нескольких чисел? (Ответы ребят)

Давайте сейчас постараемся кратко записать правило нахождения среднего арифметического.

Среднее арифметическое = (сумма чисел) : ( количество слагаемых).
Чтобы найти среднее арифметическое нужно сумму чисел разделить на количество слагаемых.

Прочитайте правило, которое дается в учебнике на странице 226. Постарайтесь его запомнить.

4.Физкультминутка (для глаз)


5. Закрепление ранее изученного
Ребята, я хочу вас спросить, знаете ли вы, что Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев объявил 2010 год Годом Учителя? Как вы думаете почему? Профессия учителя одна из самых уважаемых и ответственных. Ведь во всех достижениях знаменитых людей есть заслуга учителей.
Давайте и мы с вами сейчас побудем в роли учителя. Для каждого класса учителя в каждой четверти выставляют оценки по предметам и составляют общую таблицу успеваемости. Думаю, что для вас это задание покажется интересным. Сейчас мы попытаемся составить рейтинг успеваемости вашего класса. А вы знаете, что такое рейтинг? Слово рейтинг пришло к нам из английского языка, оно обозначает числовой показатель оценки спортивных достижений шахматиста. Но из спортивной области это слово перешло и в другие области человеческих знаний. Словосочетание со словом рейтинг используется сейчас во многих других сферах жизни: рейтинг эстрадных исполнителей, фигуристов, рейтинг успеваемости. Таким образом, рейтинг успеваемости – это показатель нашей учёбы, чем выше будет полученное число (среднее арифметическое), тем выше будет наш рейтинг. Учителя называют среднее арифметическое средним баллом.
Давайте, выполним практическую работу по вычислению индивидуального среднего балла и составим рейтинг успеваемости. Прочитайте инструкцию по выполнению работы.

Практическая работа
Цели работы:
-Закрепить умение самостоятельно вычислять среднее арифметическое нескольких чисел.
-Вычислить индивидуальный показатель оценки учебных достижений
-Сравнить свои достижения с уровнем достижения класса

План выполнения работы.

У каждого на листке записаны ваши оценки по математике за март, давайте ,вычислим ваш средний балл. Как вы это будете выполнять?

Найдите сумму отметок за март.
Разделите сумму на количество отметок.
(Деление выполните до десятых.)
Ребята, какой средний балл у вас получился?
Самый высокий средний балл у Он равен 5.
Умение находить среднее арифметическое используется в профессии статистика. Это специалисты, которые обрабатывают информацию. Также они занимаются переписью населения. Вы знаете что-нибудь о переписи населения? Перепись населения процесс сбора и обработки данных о количестве жителей. На Руси первая перепись населения была проведена в 1245 г.
Ребята, думаю, вы знаете, что у нас Всероссийская перепись населения будет проходить с 14 октября по 14 декабря 2010 года.
Сегодня, мы узнаем, как среднее арифметическое помогает статистикам в обработке данных.
Рассмотрим задачу:
В нашем районе в 2007 г. родилось - 320 детей, в 2008г.- 387 детей, в 2009 г.- 373 ребёнка. Какое количество детей в среднем появилось на свет за последние 3 года. Решите задачу с использованием выражения.
Решение:
1) (320+387+373):3=360 (д.) - родилось в среднем за последние 3 года
Ответ: 360 детей

Самостоятельная работа с использованием тестов.
Следующее задание будет с использованием тестов. Возьмите тестовые задания, лежащие у вас на столе. Определите, какие из задач вам по силам и приступайте к их выполнению.
На «5»-нужно выполнить 5 заданий, на «4»- 4 задания, на «3»-3 задания.
Желаю вам удачи!

Тест по теме: “Среднее арифметическое”
1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3

а) 1,9

б) 3,8

в) 3

2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно:

а) 3

б) 6

в) 4

3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку Незнайки.

а) 3

б) 4

в) 5

4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?

а) 12

б) 5

в) 10

5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26

а) 23,78

б) 19,24

в) 12,43

Ответы занесите в таблицу




Фамилия, имя ____________________________________ класс____________


№ задания
1
2
3
4
5

№ ответа







5. Подведение итогов урока

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги.
С каким новым понятием мы познакомились? (Среднее арифметическое)
Как его найти?
(Среднее арифметическое = (сумма чисел):( количество слагаемых))
Где в жизни можно встретиться со средним арифметическим? (В профессии статистика, рейтинге эстрадных исполнителей, фигуристов)

Выберите для себя любое (одно) из предложенных домашних заданий.
п. 38, №1497(а, б), №1502, №1524

6. Рефлексия
Ребята, чтобы мне узнать, понравился ли вам урок, выберете ту картинку, которая показывает ваше настроение.
Спасибо всем за урок. До свидания.

























Тест по теме: “Среднее арифметическое”
1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3
а) 1,9
б) 3,8
в) 3

2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно:
а) 3
б) 6
в) 4

3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку Незнайки.
а) 3
б) 4
в) 5

4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?
а) 12
б) 5
в) 10

5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26
а) 23,78
б) 19,24
в) 12,43

Ответы занесите в таблицу




Фамилия, имя ____________________________________ класс____________


№ задания
1
2
3
4
5

№ ответа















13PAGE 15


13PAGE 14115





























































15