Урок литературного чтения.М.Пляцковский Улыбка.

Тема: М. Пляцковский. «Улыбка». Загадки.

Цель: совершенствовать технику чтения, выразительность; познакомить учащихся с авторами песен;
Вызвать интерес к изучению песен; прививать любов к музыке, пению; воспитывать уважительное отношение к сочинителям песен.

Оборудование: карточки с текстами загадок, пословиц, сказ кой В.Берестова «Аист и соловей», отрывком из стихотворения Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик ДЭН»; рисунки с изображением аиста и соловья; карточка «Проверь себя»; аудиозапись «Голоса птиц в природе. Соловей» и песни «Улыбка» (слова М.Пляцковского, музика В.Шаинского)

ХОД УРОКА

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА, ППРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Пересказ текста «Музыкальные инструменты»учащимися.
-Расскажите, как человек придумал ударне, духовне и струнные инструменты.

Конкурс на лучшее чтение стихотворения В. Семернина « Музыкант».
Передайте голосом стремления героя стать музикантом
Музыкальная викторина.
а) Разгадать ребусы.

б) Ответить на вопросы.
- какую ноту добавляют в пищу? (Соль)
-Эти две ноты составляют слово. Хозяйка использует ее для приготовления винегрета. Что это? (Фасоль)
в) Придумать слова, в которых есть названия нот.

Работа над загадками.

Прочитать загадки и разгадать их.

Я стою на трех ногах, Семь ребят на лесенке
Ноги в черных сапогах. Заиграли песенки. (Ноты.)
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?..(рояль) Тра-та-та,
Тра-та-та,
В лесу выросла, Сверху кожа,
На стене висит, Снизу тоже,
На руках плачет, Всередине пустота. (Барабан)
Кто слушает –пляшет. (Дудочка)
Из дерева вырубается,
На пяти проводах А в руках плачет. (Скрипка)
Отдхает стая птах. (Ноты)


Работа в парах.

Дополнить предложения нужными по смислу словами.
Барабан - это ..(ударный) интсрумент.
Дудочка – это .(духовой) инструмент.
Скрипка – это .(струнный ) инструмент.


Подведение итога проверки домашнего задания.

ІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Речевая разминка.

Зарянка

В чаще лесной у полянки,
Рада вечерней поре,
Птичка лесная зарянка
Песня запела заре.

Работа над загадкой.

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)

- Назовите слова, которые помогли вам отгадать загадку.

Слушание аудиозаписи «Голоса птиц в природе. Соловей».
- Узнали ли вы, чья песня звучала?
Песню соловья нельзя спутать с песней других птиц.

Коллективное чтение сказки В. Берестова «Аист и соловей».
Почему аист безголосый, а соловей – лучший в мире певец, мы узнаем с вами, прочитав сказку В. Берестова «Аист и соловей».

Аист и соловей

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]...Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему Аиста и Соловья проверить, так ли это.
Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.
Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:
- Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!
Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел Аиста за порог, постучал в дверь и сказал:
- Надо делать вот так.
Всё ясно! - обрадовался Аист. - Это и есть музыка? - и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.
Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.
Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.
С тех пор скромный Соловей стал лучшим в мире певцом.
А чудак Аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц:
- Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.

- Что в сказке вам показалось смешным?
- Кто понравился, почему?

Работа по карточке «Проверь себя».

- Какие из данных в карточке предложений есть в сказке? Отметьте их, а потом проверьте по тексту сказки.


Карточка

Но мудрец решил сначала проучить его.
Но мудрец решил сначала научить его вежливости.
И он обучил соловья всему, что знал сам.
Но он обучил соловья не всему, что знал сам.




III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНІХ ЗНАНИЙ

Беседа.

-Ребята, любите лив ы петь песни?
-Есть ли у вас любимая песенка? Если есть желание, спойте ее нам.
- Обьясните, почему она вам нравиться.

Работа над пословицами.

Где песня льется, там легче живеться.
Кто поет, тот худо не думает.
Струны готовы – недалеко и до песни.
- Как вы понимаете эти пословицы?

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

На уроке познакомимся с песней «Улыбка», узнаем, кто сочиняет песни, продолжим разгадывать загадки.


V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Прослушивание аудиозаписи песни «Улыбка».
Кто знает слова песни, подпевайте.
Работа с учебником.

а) Самостоятельное чтение учащимися стихотворения «Улыбка» шепотом.
б) Беседа
- Ребята, кто написал это стихотворение?
- А как стихотворение стало песней? Расскажите, если знаете.

в) Сообщение учителя с элементами беседы.
Поэт пишет стихи. Композитор к понравившимся ему стихи сочиняет музыку. Вот так и рождается песня.

- Кто написал музыку песни «Улыбка»?
-Какие другие песни Владимира Шаинского вы знаете?
(«Чему учат в школе», «Дважды два – четыре». «песенка о цирке».)

Физкультминутка «Аист».

-Аист, аист длинноногий, Снова – правою ногой,
Покажи домой дорогу. Снова – левою ногой,
Аист отвечает: После – правою ногой,
-Топай правою ногой, После – левою ногой,
Топай левою ногой. Вот тогда придешь домой.



Хоровое чтение текста песни «Улыбка».

- О чем эта веселая песенка?

Выборочное чтение стихотворения.

-Найдите и прочитайте, как изменяется все вокруг от улыбки.
-Какие строки в песне повторяются?

На уроках музыки вы уже учили, что повторяющиеся в песне строки называются припевом.

Работа над рисунком.

- Рассмотрите рисунок. Какими строками из песни вы его подпишите? Спойте их хором.
Ребята вы видите ноты песни «Улыбка». Сыграйте мелодию «Улыбки» на том музыкальном инструменте, которым вы владеете.

Рассказ учителя.

Песня сопровождает человека со дня рождения и всю его жизнь. Вас качая в колыбели, мамы песенки вам пели.

- Как называются такие песни?
- Спойте те колыбельные песни, которые пели вам ваши мамы. Если вы не знаете их, расспросите родителей.
- Кто авторы песни «Улыбка»?
Есть песни, слова и музыку которых сочинил народ.
- Как вы думаете, как они называются?
-какие народные песни знаете вы? Мы с удовольствием вас послушаем.

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.

Выразительное чтение песни «Улыбка»

- Какая по характеру песня?

Повторное слушание песни в аудитории.

Пойте вместе с исполнителями.

Коллективное чтение отрывка их стихотворения Джона Чиарди «Джон Джен Пленти и кузнечик Ден» учащимися.

И вот что сообщу я вам (Прислушайтесь к моим словам) Накопишь многоили мало, Накупишь соли или сала, Сошьешь костюм Иль три наряда Не в этом радость И награда. А вот без скрипачей И песен наш мир Совсем неинтересен.
Без песен Липы не цветут, Без песен реки не бегут И шар земной, Как ни проси, Не повернется на оси. Еще скажу о том, Что тоже Нам с вами Забывать негоже: Зимой, когда бушует вьюга, Кузнечикам, Конечно, туго.

А иногда и так бывает, Что кое-кто Не выживает. Но песня вечная жива Весной, Когда взойдет трава. Весь лес огромный, Всё зверье И все ручьи Поют её.

Словарь : негоже – не следует, нельзя, не годится.

- Без чего мир неинтересен?
- Прочитайте, в чем заключается сила песни.

VII. ИТОГ УРОКА

-С чего начинается дружба?
- Откуда вы узнали, что дружба начинается с улыбки?
-Расскажите, что узнали о песнях.

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить слова песни М. Пляцковского «Улыбка» наизусть, по желанию подготовиться сыграть и спеть любимую песню на следующем уроке.