Урок Среднее арифметическое нескольких чисел


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Среднее арифметическое нескольких чисел
Класс: 5
Предмет: математика
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: ввести понятие среднего арифметического нескольких чисел, показать его применение при решении задач практического содержания
Задачи урока:
1) Образовательные: сформировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел, познакомить учащихся с правилом нахождения среднего арифметического, его применением при решении задач; развивать вычислительные навыки, проверить усвоение учащимися изученного материала в ходе выполнения проверочной работы.
2) Развивающие: развивать информационную и коммуникативную компетенции учащихся, развивать познавательный интерес и эмоции учащихся.
3) Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету.
Методы работы: словесный, поисковый, наглядный, практический, устный, работа в парах, работа в группах. Оборудование к уроку: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.
Этапы урока
№ Этап урока Содержание этапа урока Педагогические технологии, применяемые на уроке Длит. (мин.)
1 Организационный Взаимные приветствия преподавателя и воспитанниц; фиксация отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности, инструктаж по работе с листом самооценки. Интерактивного обучения 1
2 Математическое лото Повторение изученного ранее. Воспитанницы составляют выражение из открывшихся букв, формулируют тему урока. Интерактивного обучения 6
3 Целеполагание Формулируют цели урока, используя слова – помощники Интерактивного обучения 1
4 Выбери верное утверждение Выбирают верную формулировку среднего арифметического, выдвигают гипотезу о нахождении среднего арифметического нескольких чисел. Проблемного обучения 3
5 Исследовательская работа Решают предложенные задачи, анализируют свое решение, ищут подтверждение своей гипотезы. Проблемного обучения 3
6 Работа с учебником Читают учебник и записывают в тетрадь правило нахождения среднего арифметического нескольких чисел и примеры из учебника. Поэтапного формирования умственных действий 3
7 Математический диктант Решают примеры и узнают имя ученого, который ввел понятие среднего арифметического. Поэтапного формирования умственных действий
ИКТ 4
8 Физкультминутка Тренажер для глаз Здоровье сбережения 1
9 Работа в группах Решают задачу на нахождение средней скорости Групповая
4
10 Проверочная работа Проверочная работа обучающего характера
Поэтапного формирования умственных действий
ИКТ 8
11 Итог урока Интерактивного обучения Интерактивного обучения 4
12 Рефлексия Оценка эмоционального состояния. Интерактивного обучения 1
13 Домашнее задание Запись домашнего задания. ИКТ 1
План урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Организационный момент (1 мин.) Приветствует учащихся, инструктирует по работе с листом самооценки. Приветствуют учителя. Знакомятся с выданным раздаточным материалом.
II. Математическое лото (6 мин.)
Предлагает учащимся примеры на повторение изученного материала. Помогает учащимся составить выражение и сформулировать тему урока. Отвечают на вопросы, заполняют 1-й фрагмент листа самооценки. Формулируют тему урока.
III. Целеполагание (1 мин.) Предлагает учащимся сформулировать цели урока, используя слова – помощники. Формулируют цели урока.
IV. Выбери верное утверждение (3 мин.) Помогает учащимся выбрать верную формулировку среднего арифметического, и выдвинуть гипотезу о нахождении среднего арифметического нескольких чисел. Решают примеры, получают ответ на вопрос учителя.
Заполняют 2-й фрагмент листа самооценки.
V. Исследовательская работа (3 мин.)
Инструктирует учащихся о выполнении задания.
Сопровождает деятельность учащихся в качестве тьютора. Решают задачу, анализируют ее, проверяют гипотезу о нахождении среднего арифметического нескольких чисел.
Заполняют 3-й фрагмент листа самооценки.
VI. Работа с учебником. Лексическое значение. (3 мин.) Сопровождает деятельность учащихся в качестве тьютора. Читают учебник и записывают в тетрадь правило нахождения среднего арифметического нескольких чисел и примеры из учебника.
VII. Математический диктант (4 мин) Формулирует задания на первичное закрепление материала. Дает историческую справку о том, кто впервые ввел понятие среднего арифметического нескольких чисел. Выполняют устно предложенные задания.
Заполняют 4-й фрагмент листа самооценки.
VIII. Физкультминутка (1 мин) IX. Работа в группах (4 мин) Направляет работу в группах. Заполняют 5-й фрагмент листа самооценки.
X. Проверочная работа (8 мин.) Инструктирует учащихся о выполнении задания.
Самостоятельно выполняют предложенное задание.
Выполняют взаимопроверку.
Заполнят 6-й фрагмент листа самооценки.
XI. Итог урока (4 мин.) Подводит итог урока. Повторяют правила нахождения среднего арифметического нескольких чисел. Сопровождает деятельность учащихся в качестве тьютора. Составляют памятку по правилам нахождения среднего арифметического нескольких чисел.
Заполняют 7-й фрагмент листа самооценки
XII. Рефлексия (1 мин.) Оценивают себя с критериальной и эмоциональной точки зрения.
XIII. Домашнее задание (1 мин.) Инструктирует учащихся о выполнении домашнего задания. Записывают домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, проводит инструктаж по раздаточному материалу. Учащиеся из конвертов с раздаточным материалом достают листы самооценки.
Математическое лото. Отгадать тему урока нам поможет математическое лото. С каждым верным ответом открывается буква.

Заполняют 1-й фрагмент листа самооценки.
Учащиеся формулируют и записывают в тетрадь тему урока.
Целеполагание. С помощью слов - помощников сформулируйте цели и задачи урока:

Выбери верное утверждение и попробуй выдвинуть гипотезу.
2540381000 Нужно выбрать верную формулировку среднего арифметического, и выдвинуть гипотезу о нахождении среднего арифметического нескольких чисел.
Заполняют 2-й фрагмент листа самооценки
Исследовательская работа. Решите задачи. Проанализируйте свое решение и проверьте выдвинутую гипотезу нахождения среднего арифметического нескольких чисел.
254015557500
Гипотеза. Чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел, надо:
1. Найти сумму всех чисел.
2. Найти количество слагаемых.
3. Разделить сумму чисел на количество слагаемых.
Учащиеся заполняют 3-й фрагмент листа самооценки.
Работа с учебником.

Учащиеся читают и записывают в тетради правило нахождения среднего арифметического нескольких чисел и примеры из стр. 226.
Первичное закрепление материала. Математический диктат
Найдите среднее арифметическое чисел: 25408572500 а) 2 и 8;               б) 7 и 4;               в) 7, 9 и 11;               г) 5,5; 5,5; 5,5;               д) 0; 5; 15; 16; 20;               е) 3; 0; 4,8.
По окончании работы учащиеся выполняют самопроверку, сличая свое решение с эталоном. Заполняют 4-й фрагмент листа самооценки.
Историческая справка.
Иоганн Кеплер (1571-1630) — выдающийся немецкий математик, астроном, физик. Получил известность тем, что первым ввел понятие среднего арифметического.
Физкультминутка
Работа в группах
-4508515621000
(2 человека показывают решение задачи на доске).
Учащиеся заполняют 5-й фрагмент листа самооценки.
Проверочная работа

Учащиеся выполняют взаимопроверку, сличая решение одноклассника с эталоном (2 человека показывают решение 2-х примеров на доске).
Учащиеся заполняют 6-й фрагмент листа самооценки.
Итог урока
Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные в начале урока, повторяют правила нахождения среднего арифметического нескольких чисел и составляют памятку по этим правилам.
Учащиеся заполняют 7-й фрагмент листа самооценки.

Рефлексия
Учащиеся подводят итоги своей деятельности на уроке с критериальной точки зрения и с позиции эмоций.
Домашнее задание: П.38, 1. Вычислить среднюю длину шага.
2. Придумать и решить задачу по теме урока, сюжет которой из жизни.