Методическая разработка «Технология работы с соленым тестом»

Тема: « Технология работы с солёным тестом»
8 класс


Цели урока:
Обучающие:
Сформировать понятия о:
механизме создания соленого теста;
создании фактуры поверхности;
видах инструментов;
лепке простых элементов и оформлении
способах сушки и запекания соленого теста;
композиции из соленого теста.
Называть:
материалы, необходимые для создания теста;
инструменты, применяемые для работы с тестом
температурный режим для сушки и запекания в духовке

Развивающие:
Развивать у учащихся:
познавательный интерес к творческой деятельности;
умение строить композицию из отдельных элементов;
самостоятельность в добывании знаний;
учебные умения сравнивать, анализировать, прогнозировать, наблюдать.
умение логически излагать свои мысли.
Содействовать развитию памяти и положительных эмоций при создании изделия.
Развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитывающие:
Содействовать формированию хорошего вкуса.
Воспитывать духовно-нравственные качества личности (уважительное отношение к культуре разных народов, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к хлебу, этические представления).
Формировать коммуникативные отношения в коллективе.


Содержание урока:
Организационный момент.
Объявление темы урока.
Рефлексия на начало урока.
Определение целей и задач.
Изучение нового материала:
Теоретическая часть
вторичная постановка проблемы и решение ее через визуализацию, презентацию, рассказ;
терминология ( выявление пробелов в знаниях).
Практическая часть:
самостоятельная работа учащихся через заполнение пробелов в знаниях (текстовые комментарии и алгоритмы работы, видеоматериалы, наглядные пособия).
Закрепление (дифференцированное)
Рефлексия.
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашнее задание.



Методический инструментарий.

1. Методы.
Проблемно-поисковый.
Субъективизация знаний.
Словесно-наглядно-практический.
Беседа.
Самостоятельная работа.

2. Средства.
Предметные
опорный конспект;
презентация;
раздаточный материал.
Практические:
демонстрационный показ, инструменты, тесто, создание панно.

3. Организационная форма: индивидуальная и групповая.

4. Результаты:
Создавать:
поделки из соленого теста,
фактуру изделий,
простые элементы и композиции.
Называть:
разные виды инструментов,
материалы для создания теста.







ХОД УРОКА:


Организационный момент.
Объявление темы урока.
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Технология работы с солёным тестом»

Рефлексия на начало урока.

Учитель: Перед началом урока, я бы хотела узнать, что вы уже знаете по данной теме, что бы вы хотели узнать и чему бы хотели научиться на практической части урока.

Учащиеся заполняют таблицы

Я знаю
Я бы хотела узнать
Я бы хотела научиться






Определение целей и задач.

Учитель: Вы перед собой уже поставили цели, которых вы хотели бы достичь на нашем уроке. Теперь я познакомлю вас с целями, которые я ставила перед уроком.

Сформировать понятия о:
механизме создания соленого теста;
способах сушки и запекания соленого теста;
создании фактуры поверхности;
видах инструментов;
лепке простых элементов и оформлении
композиции из соленого теста.
Развивать у учащихся:
познавательный интерес к творческой деятельности;
умение строить композицию из отдельных элементов;
самостоятельность в добывании знаний;
учебные умения сравнивать, анализировать, прогнозировать, наблюдать.
умение логически излагать свои мысли.
Содействовать развитию памяти и положительных эмоций при создании изделия.
Развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитывать духовно-нравственные качества личности (уважительное отношение к культуре разных народов, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к хлебу, этические представления).
Содействовать формированию хорошего вкуса.
Формировать коммуникативные отношения в коллективе.


Изучение нового материала.
Теоретическая часть
вторичная постановка проблемы и решение ее через визуализацию, презентацию, рассказ;
терминология ( выявление пробелов в знаниях).

Учитель: На уроках технологии вы изучаете разные разделы: это кулинария, технология ведения дома, основы материаловедения, проектирование и изготовление швейного изделия и т.д. В зависимости от темы, мы с вами на каждом уроке ставим разные цели. Но перед каждым уроком я постоянно ставлю одну цель: развитие познавательного интереса к творческой деятельности.
- Что такое творчество в вашем понимании?
(ответы учащихся)
Учитель: Творчество-деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

Учитель: Для чего по-вашему человек занимается творчеством?
(ответы учащихся)
Учитель: английский писатель Сомерсет Моэм говорил «Творчество - особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение»
Американский психолог Маслоу предложил специальную «пирамиду потребностей», которая описывает все разнообразие человеческих потребностей и желаний по восходящей линии.

Иерархия человеческих потребностей

Потребность в самореализации
Потребность в уважении.
Социальные потребности.
Потребность в безопасности.
Физиологические потребности.

Вывод: Самой высшей потребностью человека является потребность в самореализации посредством творчества.

Учитель: Какие виды творчества вы знаете?
(ответы учащихся)



Учитель: Виды творчества, его функции и результат:

- художественное творчество - создание новых эмоций - произведения искусства;

- научное творчество - создание новых знаний - открытия, теории, публикации;

- техническое творчество - создание новых средст и предметов труда - техническое усовершенствование, изобретения;

- спортивное творчество - создание(достижение) новых результатов - рекордсмены.

- декоративно-прикладное творчество - является почвой и основой любой национальной культуры.
Мы с вами на наших уроках занимаемся именно декоративно-прикладным творчеством.

Учитель: Назовите виды декоративно-прикладное творчества.
(ответы учащихся).

Учитель: Видов декоративно-прикладного творчества очень много: вышивание, вышивка шелковой лентой, батик – техника росписи ткани, бисер, плетение из соломы, плетение из бересты, керамические изделия, изделие из кожи, изделия из солёного теста и т.д.

История изготовления поделок из солёного теста очень древняя. Все началось давным-давно, в седую старину, с хлебной лепешки.

Сообщение учащейся об истории солёного теста.

Вторичная постановка проблемы и решение ее через визуализацию, презентацию, рассказ; терминология ( выявление пробелов в знаниях).

Учитель:
Материалы для приготовления солёного теста
Мука – природный продукт. Ее качество меняется и от степени размола зерна и от погодных условий, при которых зерно созревало. Для приготовления соленого теста лучше всего подходит пшеничная мука.
Соль – добавляют в тесто как защиту от мышей и вредных насекомых. Поэтому большого ее количества не требуется.

Приспособления -
А) подручные средства (разделочная доска, скалка, нож, формачки для выпечки печенья и т.д)
Б) акварельные и акриловые краски, гуашь, а так же пастель, фломастеры, цветные карандаши и гелевые ручки.
В) любой бесцветный лак


Работа в парах
Учитель: Вам необходимо подумать и написать, какие по-вашему есть этапы в работе с соленым тестом.


Этапы выполнения работы.



Замешивание теста
2 чашки
(около 200 г) муки
1 чашка
(около 200 г) соли
ѕ чашки
(около 125 мл) воды

Изготовление изделия.
Способы изготовления изделия
- Вырезание формочками для выпечки
- Вырезание по шаблону
- Обработка подручными средствами

3. Сушка изделия.

Для того, чтобы сохранить готовые изделия, их следует обжечь либо хорошенько высушить. Для обжига подойдёт любая домашняя духовка, газовая или электрическая. Самое главное, что бы температура была 120-150°С.

Если вы хотите сохранить фактуру ваших фигурок, то их следует сначала подсушить (летом на солнышке, зимой на батарее). А когда верхний слой высохнет (через 2-3 дня), его можно обжигать.

Под изделие, на противень подстелите хлопчатобумажный лоскут. Его можно легко будет оторвать от готовых фигурок, если они приклеятся при обжиге. А вот бумагу подстилать не следует, потому что избавиться от неё можно будет только с помощью воды.

Закончив обжиг, выключите и откройте духовку. От перепада температур изделия могут дать трещины, поэтому оставьте изделия остывать не вынимая из духовки.

Так же можно изделия высушить на воздухе, но потребуется больше времени, но зато они будут не менее прочными, чем обожжённые в духовке.

Раскрашивание изделия

Раскрашивать изделие можно только после того, как оно остынет после обжига, или когда полностью высохнет. Для этого подойдут акварельные и акриловые краски, гуашь, а так же пастель, фломастеры, цветные карандаши и гелевые ручки.




Лакировка. Чтобы изделие лучше сохранить, можно покрыть его лаком. Сгодиться любой бесцветный лак: фисташковый художественный, нитролак для столярных работ или лак для волос, если вы хотите просто закрепить краску, чтобы она не смазывалась.



Практическая часть:

Учитель: Перед выполнением практической работы нам необходимо вспомнить правила техники безопасности.( ответы учащихся).
самостоятельная работа учащихся через заполнение пробелов в знаниях (текстовые комментарии и алгоритмы работы, видеоматериалы, наглядные пособия).

Закрепление (дифференцированное)
Карточки.

Вариант 1.

Назовите материалы для изготовления солёного теста.

Вариант 2.
Какое количество муки, соли и воды требуется для замешивания солёного теста.

Вариант 3. Какое количество муки, соли и воды требуется для замешивания солёного теста.
Перечислите этапы выполнения изделия из солёного теста.

Вариант 4.
Перечислите этапы выполнения изделия из солёного теста.
Какое количество муки, соли и воды требуется для замешивания солёного теста.
Назовите способы изготовления изделия из солёного теста.

Вариант 5. Как необходимо сушить и обжигать изделие из солёного теста.
Назовите способы изготовления изделия из солёного теста.

Перечислите виды творческой деятельности.

Вариант 6. (Влащенко Алина)
Назовите приспособление, которые необходимы при работе с солёным тестом
Назовите способы изготовления изделия из солёного теста.
Перечислите этапы выполнения изделия из солёного теста.

Взаимопроверка результатов опроса.

Рефлексия.
Ответить письменно на вопросы:
Что вы нового узнали на уроке.
Что для вас было самым интересным на уроке.
Что для вас было самым скучным на уроке.
Ч то бы вы хотели ещё узнать по этой теме.

Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашняя задание. Конспект, написать мини-сочинение «Каким видом творчества я хотела бы заниматься и почему», запечь изделие, принести на следующий урок кисти, гуашь.