Технологическая карта урока Среднее арифметическое (5 класс)


Технологическая карта урока
ФИО учителя Кузнецова Алена Михайловна
Класс 5
УМК Математика. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 2015.
Предмет математика
Тема Среднее арифметическое
Тип урока Систематизация и обобщение знаний и умений
Место и роль урока в изучаемой теме Закрепляющий урок из раздела «Десятичные дроби»
Цель Отработать навык решения поставленных задач на нахождение среднего арифметического
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия
УУД
регулятивные познавательные коммуникативные личностные
Верно использовать в речи математические термины, правила округления  чисел, распределительного свойства умножения относительно сложения, деление десятичной дроби на натуральное число; наблюдение за изменением решения поставленной задачи при изменении её условия Составление плана и последовательности действий; умение сравнивать ход решения задания и его результат с заданным эталоном; умение следовать инструкции учителя или  предложенных заданий Уметь ориентироваться в своей системе знаний; структурировать знания; переработка полученной информации для формулировки выводов Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в парной работе; корректировать и изменять свою точку зрения Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в классе, проявлять устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, проявлять положительное отношение к урокам математики
Ход урока
*Название
этапа урока
Задача, которая должна быть
решена
(в рамках достижения планируемых результатов урока) Формы организации деятельности учащихся Средства обучения Действия учителя по организации деятельности учащихся Действия учащихся (предметные, познавательные,
регулятивные) Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока
Диагностика
достижения планируемых результатов урока
1 2 3 4 5 6 7 8
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цели: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность. Создать наиболее благоприятный эмоциональный и психологический настрой; мотивировать обучающихся на активную работу.
Фронтальная Презентация: слайд №2 Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Прослушать стихотворение (Приложение 1)
- Как вы понимаете данное стихотворение?
Приветствуют учителя, концентрируют внимание, подстраиваются в динамику урока;
высказывают свое мнение Регулятивные: уметь организовывать себя, настроиться на работу
Личностные:
мотивация к учебной деятельности.
Познавательные: желание включиться в учебный процесс.
Коммуникативные: уметь сотрудничать в учебном процессе с учителем и сверстниками.
Визуальное наблюдение
II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения Парная работа Презентация: слайд №3,4 - Откройте домашние тетради и поменяйтесь с соседом по парте.
Парная работа учащихся. Меняются тетрадями и исправляют. Регулятивные:
оценивание на основе сравнительного анализа.
1 2 3 4 5 6 7 8
коррекция опорных знаний учащихся.
Цель: актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности домашних заданий всеми (большинством учащихся). Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения Оцените работы. Критерии оценок выведены на слайде.
На слайде появляются поочередно ответы к домашним номерам.
ошибки, оценивают работу друг друга Коммуникативные: взаимодействие с соседом при выполнении учебной задачи.
Личностные:
честность при взаимопроверке. III. Актуализация знаний.
Цели:
- создать условия для выполнения учениками пробного учебного действия;
- совершенствовать устные вычислительные навыки учащихся. Систематизировать имеющиеся знания и навыки учащихся, для решения поставленной учебной задачи Фронтальная Презентация: слайд №5,6 Автомобиль проехал 40 км со скоростью 80 км/ч. Найдите время движения.
8,1 кг макарон расфасовали в 9 одинаковых пакетов. Сколько макарон в каждом пакете?
Сторона квадрата 1,6 дм. Найдите периметр квадрата.
На пошив тканевой салфетки требуется 0, 34 м. Сколько ткани понадобиться для 100 салфеток?
Из 15,6 м ткани сшили 10 рубашек. Сколько ткани понадобилось для одной рубашки?
Анализируют задачи, находят верный алгоритм решения, отвечают на поставленный вопрос, ведут дискуссию с учителем Коммуникативные: умение вступать и поддерживать диалог; участвовать в общем коллективном обсуждении проблем учебного характера; формулировать собственное мнение в устной форме
Личностные: совершенствование ранее полученных навыков; понимание значения обсуждаемой информации для повседневной жизни
Познавательные:
комбинаторное мышление Оценочный лист
1 2 3 4 5 6 7 8
IV. Закрепление новых знаний при решении задач.
Цель:
- повторить разряды десятичных дробей, правила округления чисел, среднее арифметическое. Обеспечить мотивацию учения детьми, сформулировать тему урока; определить цель и задачи Фронтальная Презентация: слайд №7 На слайде представлен ряд десятичных чисел.
- Как называются данные числа?
- Чем они отличаются от натуральных чисел?
- Между какими натуральными числами расположено каждое из данных десятичных дробей?
- Округлите каждое из этих чисел до единиц, до десятых.
- Найдите среднее арифметическое чисел.
-Чтобы выполнить задания, давайте вспомним разряды десятичных дробей, правила округления чисел.
- Так что же такое среднее арифметическое?
- Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься?
-Давайте сформируем цель.
Анализируют и выполняют задание, активно участвуют в дискуссии, отвечают на вопросы, работают со слайдом; формулируют тему и записывают в тетради Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.
Личностные:
актуализируют ранее полученные знания Оценочный лист
1 2 3 4 5 6 7 8
V. Проверочная работа с последующей проверкой.
Цель: организовать самопроверку умения применять новое знание в типовых условиях Применить знания в решении жизненной ситуации; Мотивировать учащихся на самостоятельное принятие и структурирование алгоритма решений поставленной задачи Фронтальная
Индивидуальная
Иллюстрация журнала( Приложение 3) -Ребята, скажите, хотели бы вы побыть в роле учителя?
- Тогда сыграем с вами в игру под названием «Школа».
- Вы- учителя, я- директор, который собрал вас на совещании.
Объяснение правил игры (Приложение 2)
Начало игры.
Раздаются «журналы» по одному предмету с виртуальным списком учащихся и текущими оценками. Ведут беседу с учителем
Слушают и анализируют задания
Приступают к выполнению задания Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную ситуацию; использовать математические средства.
Личностные:
контроль за процессом игры; воля и настойчивость в достижении цели.
Познавательные: уметь выделять существенную информацию из математического текста;
уметь осознанно выбирать эффективные способы решения.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь учителя. Оценочный лист
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Организовать самоконтроль; объективное самооценивание; самостоятельное выявление ошибок и их исправление Индивидуальная Презентация: слайд №8,9 После завершения всеми вычислительных действий и заполнения журнала, проходит сверка ответов с эталоном.
Проводят анализ результатов (по предметно) с эталоном; в случае ошибочного результата, Регулятивные: уметь выделять и осознавать учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание Оценочный лист
1 2 3 4 5 6 7 8
Цель: организовать самоанализ проделанной работы; -Уважаемые коллеги, проверяем субъективность выставленных оценок.
- если были допущены ошибки, прошу их проанализировать и исправить.
проводят корректировку; выставляют балл в оценочный лист качества и уровня усвоения; внесение корректив; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Личностные: уметь осуществлять самоанализ работы VII. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности Инспирировать рефлексию учащихся по поводу психологического и эмоционального состояния, мотивации, собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе Индивидуальная Презентация: слайд №10,11 Подведение итогов работы.
- Скажите, ребята, достигли ли мы целей нашего занятия? Какие задачи нам пришлось решить для этого? Какие знания мы сегодня применили?
Рефлексия «Лист самооценки» (Приложение 4)
Домашнее задание:
п. 38, №1532, №1534(б,г), №1535(б)
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты; записывают домашнее задание Познавательные:
выделять существенную информацию из слов учителя.
Регулятивные:
давать оценку проделанной работе, оценивать, объяснять причины успехов и неудач.
Личностные: способность к самооценке своих действий.
Коммуникативные: формулировать четко и ясно, для понимания собеседника, свою речь. Оценочный лист
Не беда, что Янус был двулик,
Вообще-то он жизнь достойно прожил.
Пусть он был одним лицом ничтожен,
Но зато другим лицом – велик!
Пусть в одном лице он был пройдоха,
Но в другом был честен и правдив.
Пусть с людьми он был не справедлив,
Но с богами вел себя не плохо.
Пусть подчас был резок на язык,
Но подчас довольно осторожен.
Не беда, что Янус был двулик.
Приложение 1
В СРЕДНЕМ он считается хорошим
Ф. Кривин

Приложение 2
Игра «Школа»
Ученики: учителя-предметники;
Учитель: директор.
Правила: директор собирает учителей-предметников на совещание в связи с окончанием II четверти. Раздает задание: посчитать и выставить субъективные оценки каждому ученику по своему предмету. Необходимо отсортировать необходимую информацию из иллюстрации классного журнала, посчитать среднее арифметическое выставленных оценок за четверть и полученный результат округлить до целой части.
Речь учителя для начала игры:
Добрый день, уважаемые коллеги! Всем известно, что подходит к концу вторая четверть, а значит необходимо выставить всем четвертные оценки. Проанализировать и выявить средний балл по каждому человеку в классе.
Напоминаю, как высчитывать: необходимо найти сумму всех текущих оценок и разделить ее на количество оценок. Полученный результат по правилу округлить до целой части.
После выполнения работы, прошу сдать журналы на проверку субъективности выставленных оценок.
Благодарю за внимание! Удачи!

Приложение 3
3809459105Предмет____биология______________________________________________________________________________________________________
Месяц Число
ФИО 1 2 3 4 5 8 9 10 11 12 15 16 17 18 19 23 24 25 26 II
Абрамов Илья 3 4 5 2 5 2 Алиева Нурия5 4 5 5 5 4 5 Бурмистров Денис 3 3 3 3 3 Ветров Егор 5 4 4 3 4 4 Добронравова Ева 4 3 5 3 4 2 3 Иванов Алексей 5 5 3 4 3 4 2 4 Кузьмин Дмитрий 4 5 4 4 Мухина Екатерина 2 3 2 3 2 3 2 3 Петрова Елена 3 4 2 4 3 3 3 Цымбалюк Виктория 5 5 4 5 4 4 Шилов Вадим 4 3 2 4 4 5 Якубовская Ольга 4 3 3 4 3 4 3
Приложение 4
Лист самооценки
1 этап (теория)
«5» - я знаю все определения и легко отвечаю на все устные вопросы учителя;
«4» - формулируя некоторые определения, я чувствую себя не уверенно, мне требуется подсказка учителя;
«3» - мои результаты меня огорчили, я не знаю некоторое определения. Мне есть над чем работать дома.
Моя оценка на 1 этапе_____
2 этап (устное решение задач)
«5» - правильно решил 5 задач;
«4» - правильно решил 4 задач;
«3» - правильно решил 3 задач;
Моя оценка на 2 этапе_____
3 этап (решения поставленных задач с помощью правил округления числа и среднего арифметического)
«5» - решил все правильно;
«4» - были затруднения в решении, но разобравшись, я правильно решил задания данного этапа;
«3» - я не смог правильно решить самостоятельно. Часто подсматривал у соседа и спрашивал учителя.
Моя оценка на 3 этапе_____
4 этап (самостоятельная работа)
Впишите ответы в таблицу
ФИО Оценка ФИО Оценка
Абрамов Илья Кузьмин Дмитрий Алиева НурияМухина Екатерина Бурмистров Денис Петрова Елена Ветров Егор Цымбалюк Виктория Добронравова Ева Шилов Вадим Иванов Алексей Якубовская Ольга «5» - правильных ответов 12-11
«4» - правильных ответов 10-9
«3» - правильных ответов 8-7
Моя оценка на 4 этапе_____
5 этап (итог урока, рефлексия)
- Довольны ли вы своей работой на уроке, своими результатами? Достиг ли ты поставленных перед собой целей?
- Оцените свою работу, активность, важность полученных знаний на уроке.
«5» - я был активен на уроке, всегда отвечал, отлично справился с решением всех (почти всех) поставленных задач;
«4» - я чувствовал себя слегка неуверенно, мало отвечал, но с большей работой справился;
«3» - мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома.
Моя оценка на 5 этапе_____
Мои впечатления от урока

Список литературы:
Математика. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 2015.
Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 класс / авт.-сост. О.В. Панишева. – Волгоград: Учитель,2013