Статья Метапредметные связи учебной и внеурочной деятельности в преподавании русского языка и литературы


Пономарева Л.Е., учитель русского языка и литературы ВКК
Метапредметные связи учебной и внеурочной деятельности в преподавании русского языка и литературы
На практике часто очень сложно провести четкую грань между метапредметным и межпредметным подходами. «Мета» - «над», «всеобщее», «интегрирующее», а «Меж» - «близко к тому и к другому», «в смеси с чем-то». Очевидно, что в определении этих двух понятий прослеживаются различия.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д.
Одно из ключевых понятий предметных программ является – линии развития ученика средствами предмета. Что же нового нам принесет ФГОС, ведь всегда на уроке мы ставили перед собой воспитательную задачу?
Я - учитель-практик и покажу, как происходит организация урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Современный урок должен строиться на работе учеников, независимо от их возраста и уровня знаний. Любой урок необходимо начинать с так называемого погружения в тему, что обусловливает тот факт, что учащиеся должны самостоятельно сформулировать тему урока, цель, определить темп урока, подвести итог как каждого этапа, так и целый.
Покажу наглядно на примере нескольких этапов урока, как на уроке использую метапредметные связи.
Тема урока: Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами 11 класс
Цель: обобщить знания об обособленных обстоятельствах; сформировать навыки постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах.
Формируемые универсальные учебные действия:
Предметные:
Знать: выделение обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и существительными с предлогами.
Уметь: работать над развитием навыка у учащихся видеть и слышать в тексте предложения с обособленными обстоятельствами, выделять их интонацией при произношении и знаками препинания на письме.
Метапредметные:
Личностные: овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, устанавливать целевые приоритеты.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию.
Коммкникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество, отображать в речи содержание совершаемых действий.
Исходя из вышесказанного, мы поняли, что каждый учебный предмет решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и других метапредметных результатов.
Когда идет погружение в тему урока я высвечиваю в презентации эпиграф к уроку и прошу найти там не только пропущенный знак препинания, но и определить, о чем пойдет сегодня речь на уроке и тему урока.
О родина святая, какое сердце не дрожит,
тебя благославляя
Василий Андреевич Жуковский
Ребята расставляют пропущенные знаки препинания, произносят примерную тему урока и сообщают, что речь на уроке пойдет сегодня о Родине.
После изучения нового материала в качестве тренировочных примеров даю задание объяснить расстановку знаков препинания, графически выделить обособленные обстоятельства.
1.Андрей, не обращая внимания на людей, стал пробиваться к главнокомандующему.
2.Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку.
3.Батареи медным строем скачут и гремят, и, дымясь, как перед боем, фитили горят (М.Ю.Лермонтов)
4.Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда. ( Л.Н.Толстой)
5.Князь Андрей, видя настоятельность требований отца, начал излагать операционный план предполагаемой кампании (Л.Н.Толстой)
На следующем этапе урока прошу найти в тесте правильный ответ, связанный с расстановкой знаков препинания:
Навстречу шел большой обоз русских мужиков (1) привозивших провиант в Москву (2) и теперь шедший оттуда (3) наполненный больными (4) и ранеными солдатами в серых шинелях
а)1,2,3 в) 1,3 б)2,3 г) 3
Перед работай с текстом на уроке ещё раз возвращаюсь к эпиграфу, написанным примерам и прошу сузить тему. Ребята уже понимают, что речь идет о событиях войны 1812 года. Говорю о том, что месяц декабрь богат знаменательными датами. Знаете ли вы, что
5 декабря – День воинской славы.
9 декабря – День героев Отечества.
24 декабря – День воинской славы России.
И еще раз возвращаюсь к тому, что эта дата – одна из тех героических страниц в истории России, которые невозможно забыть. Имена прославленных героев двенадцатого года - Кутузова, Багратиона, Барклая де Толли, Дениса Давыдова – вписаны золотыми буквами в летопись военной славы Отечества. Но не меньше и других людей, заслуживающих благодарной памяти потомков– тех, чьи имена так не прогремели, тех, что поятся на провинциальных кладбищах, в том числе в Воронеже.
В юбилейном издании 1912 года названы имена 256 воронежских дворян – участников Отечественной войны. По крайней мере, три участника русско-французской войн концаXVIII – начала XIX века – генерал-майор Д.И.Халютин, полковник Я.М.Старков и капитан И.С.Мягкий (Мягков) – были похоронены на Терновом кладбище в Воронеже. А сегодня мне немного хотелось бы остановиться на биографии еще одного героя Бородинской битвы – полковнике Михаиле Матвеевиче Петрове (1780-1858). Его брат Иван Матвеевич – участник Отечественной войны и заграничных походов 1813-1814гг. – дослужился до генерал-майора. Сам Михаил Михайлович любил писать рассказы, которые не раз публиковались частично или полностью. И в качестве текста, предложенного для работы на уроке рекомендую выдержки из книги М.Петрова.
Задание: Выделить обособленные обстоятельства.
«Громы артиллерийских орудий, потрясавших землю, и пламень, изрыгаемый ими, волновавшийся под небесами, были предшественниками солнца, всходившего над горизонтом в страшный день Бородинской битвы… Ядра, гранаты и картечи, бушуя в воздухе с злобным шипением и завыванием и бороздя землю лютыми припадами к ней, скача вперелет, терзали все встречное и поперечное – даже в линиях колонн первых резервов… С наступлением ночи угаснул пыл Бородинской битвы, кровопролитья прекратились; ружейные выстрелы кое-где изредка во мраке ночном мелькали; нет-нет иногда орудия артиллерийские, как бы отфыркивая свое дневное утомление, покрывали поле сражения гулом свирепых вздохов своих. Лишь стоны умиравших от язв длились между грядами убитых, покрывавших всё поле. Они были нам будто прощальными приветами священных теней разлучившихся с нами храбрых наших товарищей, падших там со славою, защищая свое Отечество. Мир вашему праху, благословенные сыны России! И вечная память потомству, которому огонь Бородинского сражения будет неугасимо поднебесною лампадою светить над вами, призывая к поклонению вам, спасители Отечества…» - так описал день 26 августа 1812 года Михаил Петров. Наградой ему за это сражение стал орден СВ. Георгия 4-й степени.
Исходя из вышесказанного, мы поняли, что каждый учебный предмет решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и других метапредметных результатов.
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. Но этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач».