Статья ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ


Хаджимурадова Хабибат Ахмедовна,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ РД «Республиканский многопрофильный
лицей-интернат для одаренных детей» г. Махачкала

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Современная школа в условиях информатизации общества требует от каждого учителя неутомимого самосовершенствования, постоянного движения вперед, поиска таких путей, методов и форм обучения, которые обогащают мысли и чувства учеников, выявляют в них таланты. В полилингвальной образовательной среде Республиканского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей активно используется проектный метод.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод проектов дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагога, подразумевает дружеское сотрудничество участников проектной деятельности.
Проектный метод является распространенной формой включения в исследовательскую деятельность обучающихся. Темы для проектов выбираем с учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников. Как показывает опыт, обучающимся интересно работать над проектами, связанными непосредственно с обычаями и традициями, устным народным творчеством Дагестана. Я предлагаю выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции на научно-практических конференциях «Шаг в будущее», «Творчество юных», на конференциях, конкурсах республиканского уровня, на лицейских мероприятиях, на уроках русского языка и литературы.
Первый этап – это планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами): высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление интересующих учащихся тем проектов; формулирование темы проекта для группы учащихся.
Второй – аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний): уточнение намеченной цели и задач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.); интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
Третий – этап обобщения (этап интеграции полученных знаний, умений, навыков): систематизация полученных данных; построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде докладов, рефератов, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).Четвертый этап – презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников): осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом; размещение проекта.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность реализовать свои творческие возможности, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся):
В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Применяя в 5 классе метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениями:
- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?
- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.
Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполненные под моим наставничеством.
Мини-проект – сочинение “Незабываемый день в школе”, “Спорт в моей жизни” (5 класс), “Моя комната – мое лицо”, “Береги родную природу” (6 класс). Изготовление макетов по теме (например, «Город частей речи»), составление кроссвордов по теме – это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт – свой проект.
Учащиеся старших классов выполняют более серьезные проекты: создают наглядные пособия, пишут рефераты, научно-исследовательские работы.
Я предлагаю тему проекта, учитывая ее актуальность. Например, 75-летию Владимира Семеновича Высоцкого два года назад мы посвятили проект «В.С. ВЫСОЦКИЙ: война глазами поэта» (Автор Алиев М. из 8 класса). Изучаем литературу, анализируем стихотворения, слушаем песни, делаем выводы. Мы отмечаем: «Когда Владимир Высоцкий примеряет маски, он становится тем, кого пел: окопником, блокадником. Я вырос в Ленинградскую блокаду... – и всё тут. Цепочка военных предназначений – самая геройская: герой-летчик, герой-парашютист, герой-подводник. Из всего выше отмеченного делаем вывод, что именно на войне, по Владимиру Семёновичу Высоцкому, происходит высший духовный взлет и высшая реализация личности. Именно на войне проводится грань между Добром и Злом, преданностью и предательством. Именно поэтому поэту не хватает в мирном быту нравственного максимализма тех грозовых лет:
Давно смолкли залпы орудий,
Над нами лишь солнечный свет, -
На что проверяются люди,
Если войны уже нет?»
Проект, посвященный 200-летию М.Ю. Лермонтова, мы связали с Кавказом, который сыграл важную роль в жизни и творчестве поэта. Назвали проект «Приветствую тебя, Кавказ седой!» и выступили на конференции «Творчество юных», где наша работа вызвала большой интерес и заслужила диплом 1 степени. Пишем: «Учитывая выдающийся вклад М.Ю. Лермонтова в отечественную культуру и в связи с исполняющимся в 2014 году 200-летием со дня его рождения, мы посвящаем проект великому поэту. Для нас, кавказцев, — это яркий символ поэтической культурной жизни всей страны, воспевший «синие горы Кавказа», полюбивший традиции, обычаи и культуру кавказских народов. Пребывание Лермонтова на Кавказе оказало большое влияние на его литературное творчество. В изображении Кавказа Лермонтов показал край синих гор и мужественных людей. Как певец Кавказа М. Ю. Лермонтов по праву занял первое место в русской литературе. Кавказ был для поэта символом свободы:
Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы.
Участник проекта Алиев М. делает важные выводы: «Во время работы над докладом я открыл для себя Кавказ, каким его видел и изображал в своем творчестве Михаила Юрьевича Лермонтов. Еще большее полюбил свою родину, Кавказ, Дагестан».
Изучая жизнь и творчество великих русских классиков в контексте обычаев и традиций многонационального Дагестана, лицеисты углубляют свои знания о малой родине, понимают, насколько богата наша страна.
Как мы видим, проект может служить прекрасным методом воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения.
В интернате нашего лицея живут дети из разных районов, городов и сел Дагестана: от высокогорного Тляратинского района до равнинного Ногайского. Здесь дружной семьей живут носители разных языков и культур. В Дагестане 42 письменных и бесписьменных языков, и Дагестан называют страной гор и горой языков. В каждом классе нашего лицея учатся представители десяти и более языков народов Дагестана. Это дает нам возможность реализовать такие проекты, как «Пословицы и поговорки народов Дагестана: сравнительно-сопоставительный анализ русских и дагестанских пословиц и поговорок». Дети переводят на родной язык русские пословицы, пословицы своего народа – на русский. Например, кумыкскую пословицу «джамаат – за каждого, и каждый – за джамаат» ученики соотносят с пословицей «один – за всех, и все – за одного». Темой проекта можно избрать перевод дагестанских народных сказок на русский язык – это плодотворная почва для работы в поликультурной образовательной среде. Для большинства дагестанских школьников русский язык является вторым родным языком, и работа над пректами-переводами – это важное средство приобщения не только к родному языку, но и к русскому. Если дети не очень хорошо владеют родным языком, то к этой работе они могут привлечь родителей, бабушек и дедушек. Таким образом осуществляется связь поколений и сплочение семьи, а также актуализируется знание русского языка, прививается любовь к родному языку.
Особенно интересны лицеистам проекты, связанные с жизнью и творчеством дагестанских поэтов и писателей, которые являются их земляками или односельчанами. Например, проект о жизни ногайской писательницы Бийке Кулунчаковой был осуществлен благодаря лицеистам, приехавшим из Ногайского района. Уезжая на каникулы в родное село, дети продолжают работать над проектом, собирают материал, встречаются с родственниками писателя, берут интервью. Мы получаем важную информацию, которой нет ни в одном источнике.
Ребята большим увлечением принимают участие в творческой работе по составлению презентаций к проекту. Они выбирают фон, делают гиперссылки, подбирают музыку. Оформление презентации проекта – это творческий процесс, в котором выявляется индивидуальность ученика. Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает им возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить яркой творческой жизнью.
Список использованной литературы
http://nnb170178.ucoz.ru/blog/istorija_vozniknovenija_i_razvitija_metoda_uchebnykh_proektov/2010-03-22-6Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.