Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными


Урок русского языка во 2 классе
Тема: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными
Тип урока: комбинированный урок.
Планируемые результаты:
Предметные:
- совершенствовать навык написания изученных словарных слов;
- учить воспроизводить лексическое значение слов.
- знать изученные ранее словарные слова;
Метапредметные:
Личностные:
- совершенствовать навык написания изученных словарных слов;
- мотивировать учебно-познавательный  интерес к новому учебному материалу;
- оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные:
-  выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения;
- работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.
Коммуникативные:
- работать в парах;
- составлять небольшие устные и письменные высказывания.
Регулятивные:
- организовать свою учебную деятельность.
Используемые технологии: ИКТ, технология деятельностного метода, здоровье-сберегающие, технология критического мышления.
Оформление доски: заготовленные карточки с написанными задачами урока.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, учебник, тетрадь, индивидуальный набор для самооценивания, картинки, веера.
Обоснование:
Учащиеся 2-го класса занимаются по Программе «Школа России» по авторам В.П. Канакиной и В.Г. Горецкому. 2 триместр.
Учащиеся учатся находить в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить или проверить по словарю; объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок,
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно, работаем старательно.
Мотивация
Задача для учащихся – учащиеся формулируют мотивацию собственной учебной деятельности
"Про зря вля вля сдине мраш деня про зря вля вля вля!"(на доске)
- Ребята, можете ли вы объяснить, что записано на доске. Послушайте отрывок из произведения Алана Милна.— Пух, а ты умеешь читать? — спросила она не без тревоги в голосе. — Вот, например, у меня на двери висит объявление, как звонить, — это мне Кристофер Робин написал. Ты можешь его прочесть?— Кристофер Робин сказал мне, что там написано, и тогда я уж смог, — ответил Пух.— Очень хорошо! Вот и я тоже скажу тебе, что тут на горшке будет написано, и тогда ты сможешь прочитать!И Сова начала писать… Вот что она написала:"Про зря вля вля сдине мраш деня про зря вля вля вля!"Пух с восхищением посмотрел на эту надпись.— Я тут написала: "Поздравляю с днем рождения", — небрежно заметила Сова.  
Вот это надпись так надпись! — с уважением сказал Винни-Пух.— Ну, если уж все тебе сказать, тут написано полностью так: "Поздравляю с днем рождения, желаю всего-всего хорошего. Твой Пух". 
Как называется произведение? (Винни Пух и все, все, все..)- Зачем нужно изучать русский язык? (Мы живем в России и это наш родной язык. Изучать его надо, чтобы грамотно писать, чтобы разговаривать друг с другом, самому быть понятым и понимать других людей).Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Задача для учащихся – учащиеся обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Тема записана не полностью на доске:
«Буквы безударных гласных корня, которые надо … .»
ПРАШУ
ПАДЕ-
РГАТ
И ЖДА-
ТЬ АТВЕТА
САВА
- Почему сова допустила ошибки? (не знает правила)
Построение проекта выхода из затруднения
Она не знает, что существуют «орфограммы».
- Что такое орфограмма? Орфограмма - правильное написание букв по соответствующему правилу. Эти буквы мы или проверяем, или должны запомнить. Какие орфограммы русского языка вы знаете?
(Повторение слабой и сильной позиции безударных гласных. Правила проверки). Орфограмма

Сильная позиция / Слабая позиция
Исправим ошибки (просим – прошу, совы - сова, ответ…) Каким правилом вы пользовались?Всегда ли мы можем проверить безударную гласную? (нет)
Что делать в таких случаях? (запоминать или проверять по орфографическому словарю)
Что это за слова? (словарные)
- Продолжите название темы. Поставьте задачи.
Сообщение темы и постановка цели.
Задача для учащихся – учащиеся ставят задачи
- Сегодня на уроке мы будем повышать свою грамотность, продолжим проверять написание слов с безударными гласными в корне; повторим написание слов с непроверяемой безударной гласной, будем продолжать изучать новые словарные слова, упражняться находить орфограмму.
Физкультминутка.
Реализация построенного проекта
Чистописание. Словарная работа.
Я тетрадочку открою
и с наклоном положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
- Ребята, отгадайте загадку:
Средь кустов колючих, детки,  
Красной ягодкой на ветке   
Я красуюсь на опушке.   
Любят разные зверушки   
Летом лакомиться мною.   
Бурый мишка стороною   
Никогда не обойдёт   
Ту полянку, где растёт   
Много сочных сладких ягод. 
И в стеклянных банках на год   
Запасают меня люди 
Как лекарство при простуде. 
Не страшны и грипп, ангина, 
Если рядом я …
(Учитель показывает картинку малины)
 Малина в этом случае названа по цвету (иссиня-пурпурному) спелых ягод.
Малина помогает работать нашему сердцу, сосудам, улучшает состав крови. Чай с малиной незаменим при простуде. Из этой ягоды варят варенье, делают джемы, сахарят, сушат, изготавливают сок. Ее можно заморозить и засахарить. Кулинары рады представить сладкоежкам малиновое желе и малиновый коктейль.
 малина
- Какие однокоренные слова вы можете образовать?
- прочитаем происхождение этого слова на стр. 106 в стр. для ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ.
Ма/ли/на, ма/ли/но/вый, ма/лин/ка, ма/лин/ник.
Спустя лето по м…лину не ходят. 
- Дети поэтапно списывают с доски, молча проговаривая.
МАЛИНОВКА (зарянка)
Поют рано утром и в течение светлого времени суток, особенно интенсивно вечером до и после захода солнца - на зорях (отсюда и название). 
Вьёт гнёздышки в малиннике и часто там поёт.
3028950118110002113280465455мАлина00мАлина
3314700304800014859003048000
30289501047750001371600821055003314700821055001028700139065мАлина00мАлина800100594360004000500139065мАлина00мАлина3429000594360002514600139065
00

268922583185мАлина00мАлина
- Как понимаете эту пословицу?
Выполнение заданий:
•  Деление слов на слоги;
•  Постановка знака ударения;
•  Определение количества букв и звуков в словах (25 букв, 25 звуков);
•  Определение количества слов в предложении.
 
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Задача для учащихся – находят орфограмму в словах.
- Работа по учебнику на стр. 105 упр. 167.
Выполнение по заданию с комментированием. Один ученик работает у доски с последующей проверкой (выписывает слова в два столбика). Приём «Верно-неверно». Результаты проверки на веерах (зелёный - правильно, красный - ошибка).
Учитель каждый раз спрашивает о проверочных словах (изменяли слово или подбирали однокоренное?)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задача для учащихся - применяют знания.
Задача для учащихся – работают по предложенному плану с целью определения у словарных слов орфограммы.
- Работа по учебнику на стр. 105 упр. 166.

Х.       Включение в систему знаний и повторение.
- Мы с вами уже знаем несколько словарных слов.
ФизминуткаСлова-липучки
-Необходимо за короткое время примагнитить к буквам соответствующие словарные слова (добавить тарелка, стакан), написанные на карточках и нарисованные изображения на картинках)Словарный (картинный) диктант
- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Проверка домашнего задания
- Прочитайте слова - названия растений из орфографического словаря, которые вы выписали. В словах назовите буквы, которые требуют запоминания (береза, земляника, капуста, малина, морковь, осина, яблоня).-продолжим работу со словарем.
Творческий диктант (работа со словарём)
Подобрать и выписать из словаря слова. Подчеркнуть в словах буквы, требующие запоминания.
- синоним слову дети (ребята)
-слово, однокоренное слову дежурить (дежурный)
- сильный ветер, образовано от слова МЕТУ, МЕСТИ ВО ДВОРЕ (метель)
- Два серебряных Коня Понесли меня звеня. На Конях по льду озёр Целый день черчу узор (коньки)
-Что за Мастер? Крепкий Мастер!Полено развалил на части.Стальная ГоловаНаколола нам дрова.И в деревнях до сих порМастер славится (топор)
Взаимопроверка.
Х.       Домашнее задание.  Прием «Идеальное домашнее задание»
ПРАШУ
ПАДЕ-
РГАТ
И ЖДА-
ТЬ АТВЕТА
САВА
1 уровень: выписать из словаря 8 словарных слов и подчеркнуть буквы, которые требуют запоминания.
2 уровень: записать предложение правильно, исправить все ошибки.
XI. Рефлексия учебной деятельности.
- Различается ли написание не проверяемых ударением гласных в корне однокоренных слов?
- Какие слова в русском языке называют словарными?
- Оцените свою работу сегодня на уроке.
В заключение урока послушайте стихотворение:
Есть волшебная страна, Что распахнута пред вами, Та, которая словамиКак людьми населена.Правит ими Государь По прозванию Словарь, И относится он к ним, Словно к подданным своим. Утверждать ему не ново, Как писать какое слово, Как писать и как читать, Как с другими сочетать.