Урок русского языка во 2 классе.«Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными , проверяемыми ударением»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №137 Калининского района города Санкт-Петербурга
Логинова Ирина Ивановна

Урок - путешествие
русский язык
2 класс тема “Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением”
начальная школа, базовый уровень
Урок-путешествие по русскому языку
по теме “Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением”
Цели урока:
- Образовательные – развитие навыка правильного написания слов с безударным гласным звуком в корне, развитие умения пользоваться общими способами проверки написания гласных - Развивающие – совершенствовать умение восстанавливать деформированный текст - Воспитательные – формирование умения работать в паре, воспитание интереса к изучению окружающего мираИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
№п/пОбразовательные технологии Этап урока Методы и приемы
1. Проблемное обучение 1.Организационный момент. Создание проблемной ситуации
2. Педагогика сотрудничества 2.Закрепление изученных правил. Работа в парах
3. Здоровье сберегающие технологии 3.Физкультминутка Гимнастика для тела
4. Информационно-коммуникативные технологии 2.Активизация лексического материала в устной речи Выполнение задания с опорой на экран
5. Игровые технологии Языковая игра, работа с пословицами Игровая ситуация
6. Развивающее обучение Активизация лексического материала в устной речи, знакомство с этимологией слова Задания на развитие общеинтеллектуальных умений: мышления, конкретизации, обобщения
7. Гуманно-личностная технология Итоги урока. Рефлексия Создание ситуации успеха
Планируемые результаты, которые приобретут ученики в ходе урока:
Учащиеся научатся видеть орфограмму в слове, правильно писать слова с изученными орфограммами, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, работать в паре и самостоятельно.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа проектор, установленное программное обеспечение MS Office PowerPoint.
Презентация.
Мотивация учащихся
Различные виды заданий, наглядность способствуют закреплению, запоминанию материала, а также развитию познавательных интересов учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Ведение в тему.
-Сегодня у нас на уроке гости, кто они вы узнаете, разгадав загадки?
Мой белый брат во льдах живетИ рыбу ест морскую, А я люблю пчелиный медИ ягоду лесную. медведь
Какой зверь опасный,Ходит в шубе красной,Снег разгребает,Мышек хватает,За собой все следы заметает? лисица
Что за зверь лесной,Встал, как столбик, под сосной,И стоит среди травы,Уши больше головы? заяц
Маленький мальчишка в сером армячишкеПо дворам шныряет, крохи подбирает,По ночам кочует - коноплю ворует. Воробей
2. Работа над ребусом.
-Что нам принесли гости?

-Кто может решить ребус?
Весна
-Правильно, весна. Что вы себе представляете, когда слышите это слово?
I cлайд. Ответы детей
3. Этимология слова.
- Что означает слово весна?
Ответы детей.
Весна. Общеслав. Суф. производное от той же основы (вес-), что и веселый (см), др.-инд. vasantás «весна», латышск. vasara «лето» и т. д. Буквально — «время, когда живется хорошо» В « Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля даётся следующее толкование слова весна: - ж. одно из четырех времен года, между зимою и летом.
Весна – время года, следующее за зимой и предшествующее лету.
4.Чистописание.
-Найдите звонкий и мягкий согласный в этом слове (в,)
-Напишите строчную букву в столько раз, сколько звуков в слове весна
-Напишите заглавную букву В столько раз, сколько слогов в слове весна
4.Орфографическая работа
-Запишите само слово весна.
-Какая орфограмма в слове? (безударная гласная е)
-Подчеркните безударную гласную.
-Как проверить безударную гласную в слове?
-Подбери проверочное слово. (Вёсны)
-Какие однокоренные слова можно ещё подобрать?
-Вот какие однокоренные слова подобрала наша гостья лисица. Права ли она?
Весенние, веснушки, веснянка, весовщик
Ответы ребят: лисица не права. Весовщик-работник, занимающийся взвешиванием товара. Это слово имеет другой смысл, оно не однокоренное.
-Какие слова мы называем однокоренными? Однокоренные слова близки по смыслу и имеют общую часть-корень.
-Запишите однокоренные слова, выделите корень.
5.Объявление темы
-Как вы думаете, ребята, почему гости принесли слово весна? Ответы детей. Сегодня первое марта - первый весенний день.
-Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?
-Верно, на уроке мы будем говорить о весне, и заодно повторим изученные правила.
II. Закрепление изученных правил.
-Хотите посмотреть, какие изменения сейчас происходят в лесу?
-Кто нам лучше всех может показать и рассказать о лесе?
Ответы ребят: наши гости. Они там живут, его хорошо знают и могут нам показать самые интересные места.
-Верно. Лесные звери нам покажут самое интересное, но вам придётся выполнить их задания. Готовы?
1.Задание от того животного, в названии которого букв больше, чем звуков. Медведь
Медведь любит порядок. Но у него все слова перемешались. Поможем мишке?
Переставь слова так, чтобы получилось предложение
СОЛНЦЕ НА ТЕМНЕЕТ ЛОМАЕТСЯ ЛЁД И ПРИГРЕВАЕТ РЕКЕ ЯРКОЕ
Пригревает яркое солнце.
Темнеет и ломается лёд на реке.
-Какие орфограммы выделены в словах?
-Докажи написание выделенной буквы в словах.
-Запиши эти предложения.
-Молодцы, помогли медведю. И он приглашает нас посмотреть, какие изменения происходят со льдом на водоемах.
Физкультминутка
Мы с вами входим в лес
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся.
Покажем - крылья сложим назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
II cлайд. Может ли лёд ходить? Ответы ребят.
III cлайд. Почему весна трудное время для зверей? Ответы ребят.
IV cлайд От зимней спячки просыпаются звери: медведь, еж, барсук
V cлайд. Как изменилась жизнь с приходом весны этих зверьков: белки, зайца, ласки?
Эти звери меняют цвет шерсти.
2.Задание от того животного, в названии которого звуков больше, чем букв. Заяц
Заяц нашёл пословицу о весне. Но записал не все слова правильно. Помогите ему найти ошибку.
Увидел врача - весну встречай. (грача)
-Запиши пословицу. Докажи написание безударной гласной в слове.
-Молодцы, помогли и зайцу. И он приглашает нас посмотреть, как изменения в природе повлияли на жизнь птиц.
VI слайд . Сначала марта начинается прилет птиц.
-Почему птицы поют?
Для птиц весенние песни - серьезное и важное дело. Поют лишь самцы. Они заявляют:
«Я здесь! Я прилетел! Я занял участок! Тут я буду охотиться на насекомых, растить птенцов!» Каждая птица поет песню на свой лад. Послушаем.
3.Задание от воробья. Он хочет показать вам, кто рождается весной, но не может их назвать.
-Назови малышей
Белка- б..льчонок медведь- м..двежонокЛиса-лис..нок ёж- ..жонокВолк-в..лчонок-Какая буква пропущена? Докажи.
Молодцы, справились с заданием воробья. Посмотрим этих малышей.
VII слайд. Малыши весной.
-Молодцы. Вы всем зверятам помогли, справились со всеми трудными заданиями. И лесные гости приготовили вам подарок: мультфильм о весне.
5. Просмотр сюжета о приходе весны.
III. Рефлексия (развитие рефлексивного мышления). Положите перед собой цветы. Они разного цвета:
жёлтый означает- мне было интересно, урок понравился, настроение отличное,
красный- настроение хорошее,
синий- настроение грустное.
-Покажите, какой цветок вы выбрали.от лат. martius (буквально — "месяц Марса", бога войны). МАРТ. Заимств. из ст.-сл. яз., где марътъ < греч. marti(o)s — от лат. martius (буквально — "месяц Марса", бога войны).
МАРТ. Заимств. из ст.-сл. яз., где марътъ < греч. marti(o)s — от лат. martius (буквально — "месяц Марса", бога войны).
IV.Подведение итогов урока.
Что узнали нового на уроке?
Домашнее задание: Осталось задание от лисицы. Восстанови последовательность прихода весны. Задание в конвертах.