Статья: Работа с непроверяемыми безударными гласными в начальной школе


Работа с непроверяемыми безударными гласными в начальной школе.
В течение четырех лет младший школьник должен изучить достаточное количество слов, в которых безударная гласная не проверяется. Известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с первого по четвертый классы.
Современная начальная школа видит одну из главных задач обучения — развитие речи и мышления младших школьников.
В поисках приемлемых методов и средств реализации данной проблемы за основу была взята методика П. С. Тоцкого, в частности, прием — орфографического чтения.
При орфографическом чтении цель направлена на четкость произношения, на запоминание состава звуков в каждом слове. Артикуляция работает с напряжением, выговаривая каждое слово. Так на чем же движется наша орфография? Ответ один в орфографическом произношении, звуковая графическая форма слова навсегда останется в памяти, если слово произнесено многократно.
С чего же начать обучение орфографическому чтению? Хорошо начинать чтение по алфавитному словарю советует П. С. Тоцкий. Я начала свою работу над орфографическим чтением по орфографическому словарю для начальных классов, т. е. с одной и той же буквы (перед каждым уроком — орфографическая разминка), что облегчает детям чтение начала слова. Затем эту систему применила для работы над словами из словаря.
Необходимым условием является гибкая, постоянная работа над словом в системе планируемая на каждый урок. Все слова для изучения я разделила на смысловые блоки (по 5–7 слов). Работу начинаю с повторения уже изученных слов группы. Ежедневно ввожу по одному новому слову из словаря. После того как спустя неделю все слова будут изучены, работаю над их запоминанием.
Орфографическое чтение проводится на каждом уроке, каждый предмет имеет свою специфическую лексику (в математике — задачи, в чтении — стихотворения, в русском языке — письмо по памяти или списывание).
Фрагмент словарной орфографической работы на уроке во 2 — м классе.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с двумя словами. Постарайтесь их узнать в этой записи:
-                   предъявление слова:
СфрхкороваждмасинчаппихжисобакахинДети: Здесь написаны слова корова и собака.
-                   лексическое значение слова:
Учитель: В чем смысловое сходство слов корова и собака?
Дети: Корова и собака — домашние животные.
Учитель: В чем их различие?
Дети: Корова — травоядное животное, дает молоко, собака — из семейства хищных, сторожит, с ней охотятся.
Учитель: Что обозначает слово корова?
Дети: Корова — домашнее молочное животное с большими рогами.
Учитель: Что обозначает слово собака?
Дети: Собака — домашнее животное из семейства хищных.
-                   графическое обозначение слова — слоговое письмо:
Учитель: Что еще можно сказать о данных словах?
Дети: Оба слова состоят из трех слогов, ударение падает на второй слог, в обоих словах безударная гласная о.
Учитель: Напишите слова корова и собака в тетрадях. Подчеркните гласные, которые надо запомнить.
-                   введение слов в активный словарь учащихся:
Первый вариант:
Учитель: Прочитайте написанные пословицы и поговорки. Вставьте в них пропущенное слово короваили собака, подходящие по смыслу. Объясните данные выражения:
Как … языком слизала.
Сидит, как на … седло.
… лает, ветер носит.
… на сене.
Бодливой … Бог рог не дает.
Маленькая … до старости щенок.
С … не сыщешь.
Второй вариант:
Учитель: Составьте предложение со словами корова, собака, лисица, выделив общий признак в двух из них и причину исключения третьего слова из данной группы.
Варианты ответов:
Корова и собака — домашние животные, а лисица — дикое животное.
Лисица и собака — хищные животные, а корова — травоядное.
У собаки и лисицы нет рогов, а у коровы есть.
Литература:
1.      Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Конкурс грамотеев. — М.: Просвещение АО Учебная Литература 1996. — 207 с.
2      Ераткина В. В. Работа над непроверяемыми написаниями.//Начальная школа. — 1994. — № 1. — с. 23–27.
3.      Золотых Н. А. Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка.//Начальная школа. — 2001. — № 3. с. 9–16.
4.      Канакина В. П. Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями.// Начальная школа. — 1993. — № 6. с. 4–9.
5      Тоцкий П. С. Орфография без правил. — М.: Просвещение — 1991 г.