Разработка урока 6 класс по теме Семейство Лилейные


Заявка-анкета.
Название работы: Класс Однодольные. Семейство Лилейные
Номинация: презентация.
Автор: Хмелевская Ольга Львовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №65» г.Кирова, учитель биологии.
Дидактическая цель: создать условия для изучения, осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Образовательная задача: изучить отличительные признаки и многообразие растений семейства Лилейные.
Развивающая задача: продолжить работу по развитию информационных умений через организацию работы с текстом; работы с натуральными объектами;
продолжить работу по развитию интеллектуальных умений (сравнивать, выделять главное, анализировать, логическое мышление) через организацию работы с текстом, рисунками, натуральными объектами, гербариями;
продолжить развитие коммуникативных умений через организацию практической работы и взаимопроверки;
продолжить развитие умений работы с натуральными объектами через организацию практической работы с тюльпаном; работы с гербарием;
развитие индивидуальных способностей через организацию самостоятельной работы;
развитие интереса к предмету через организацию урока-игры.
Воспитательная задача: продолжить работу по формированию ценностных ориентаций – бережное и ответственное отношение к природе; осуществление эстетического воспитания; содействовать развитию познавательной активности учащихся; способствовать воспитанию положительного отношения к процессу учения, целеустремленности и самостоятельности; создать условия для анализа каждым учеником своей познавательной деятельности.
Тип урока: ИНМ и первичное закрепление знаний
Форма урока: урок-игра
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
ФОПД: фронтальная, индивидуальная, парная.
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Результаты
1 Организационный момент Проверка готовности к уроку Проверка готовности к уроку Настрой на работу
2 Актуализация Называет или показывает признак разных классов,
иллюстрации растений – определить к какому семейству относится признак или иллюстрация Ученик распределяет предложенные признаки по классам, поднимая таблички с соответствующими названиями классов и семейств. Закрепление знаний о признаках классов. Готовность воспринимать информацию.
Вспоминаем признаки, которые нужны для определения семейств и дальнейшей работы на уроках.
3 Мотивация и целеполаганиеЗагадки о представителях класса Однодольные. (приложение 1)
Слайды 1-6.
Появляется текст.
Что объединяет все эти растения? Появляется слайд 7
Рассказ о многообразии и использовании растений класса Однодольные. Слайд 8-12.
Видеоролик. Слайд 13. Какие семейства выделят в классе Однодольные?
Слайд 14
Какова тема и цель урока?
Слайд 15-17
Отгадывая загадки о представителях. Ученики отгадывают о каком растении идет речь, затем появляются название и иллюстрация.
Используя гербарии № 1 (представители класса) и иллюстрации, называет черты сходства.
Рассмотрев иллюстрации и выслушав рассказ делает выводы о том, что среди однодольных есть культурные, комнатные и пищевые.
Определяет семейства класса.
Формулирует тему и цель урока Получение общей информации о Классе Однодольные; закрепление знаний о признаках класса; семействах класса; интерес к теме; расширение кругозора.
4 Первичное усвоение материала«Найди сходства»
Перед вами гербарий, учебник. Ответьте на предложенные вопросы.
Слайд 18
Проверяем заполнение таблицы – слайд 19
«Найди формулу»
Перед вами несколько формул цветка. Рассмотрите тюльпаны и определите верную.
Слайд 20 – верная формула остается на экране, остальные исчезают.
21 слайд – разбираем формулу по рисунку
Слайд 22 – заполняем таблицу
«Опиши значение»
Слайд 23, 24
«Найди особенность»
(Приложение 3)
Слайд 25-26
Читает стихи на фоне музыки
(Приложение 4)
Слайд 27-29
Работает с гербариями и учебником. Заполнение таблицы.
Работа с натуральными объектами (тюльпанами)
У каждого ряда свой фрагмент сказки. Читают. Называют растение и значение. Пересказывают.
(Приложение 2)
Разгадывают головоломку

Слушают
Определение признаков семейства (жизненная форма, плоды, соцветия, листья). Умение сворачивать информацию, анализировать, работать с натуральными объектами.
Определение формулы цветка. Умение сворачивать информацию, анализировать, работать с натуральными объектами.
Приобретают знания о значении растений семейства Лилейные. Развитие умения выделять главное, речи, умение пересказывать, слушать, выделять главное.
Узнают о наличии корневища или луковицы у представителей семейства. Интерес к предмету.
Получают знания о редких и исчезающих растениях семейства Лилейные. Интерес к предмету, эстетическое воспитаниеи экологическое. Формирование бережного отношения к природе.
5 Осознание и осмысление «Проверь себя»
Гербарий №2
Слайд 30 Из предложенных гербарных экземпляров выбирают представителей семейства и объясняют свой выбор Закрепляют полученные знания и учатся применять их на практике.
6 Первичное закрепление «Проверь себя»
Индивидуальная работа по карточкам. Выставляет оценки. Выполнение и взаимопроверка Делает выводы Оценивают свои знания.
7 Информация о домашнем задании Разноуровневое домашнее задание
3-записи
4 - найти информацию о значении Лилейных5 – плакат, стихотворение, сказка о защите растений.
Слайд 31 Определяют домашнее задание в соответствии с интересами и возможностями 8 Рефлексия С каким цветком и почему ассоциируется сегодняшний урок Рисуют или называют Приложение 1
В Древнем Египте и Риме этот овощ ели как приправу к разным блюдам, делали из него соусы и салаты. Он обладает бактерицидным действием и используется для профилактики простудных заболеваний. (чеснок)
Это комнатное растение известно всем. Его называют столетником, неправильно считая, что оно цветёт один раз в 100 лет. Сок лечебный и используется для заживления ран. Листья толстые и мясистые. (алоэ)
У Древних персов столица называлась Суза – в переводе название этого цветка.
Этот цветок является эмблемой королевской власти во Франции.
Символ непорочности и красоты.
По кельтски этот цветок называется «ли-ли», что в переводе означает белый-белый. (лилия)
Цветок Голландии я, молодой …,
Итак прекрасен я, что
даст фламандский скрягаЗа пару луковиц весь блеск архипелага,
Всю Яву, если свеж и горделив мой стан. (тюльпан)
Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко.
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые горят. (ландыш)
В 1941 году российские врачи Филатов и Торопцев, использовали вещества этого растения для лечения долго не заживающих ран. Из этого растения они готовили кашицу и подносили на 8-10 минут к ране, в которой резко снижалось количество микроорганизмов или они совсем исчезали. Так оказывалась помощь раненым. (лук)
Приложение 2
1 вариант
В растительном царстве, Покрытосеменном государстве жили-были многочисленные семейства. И вот однажды был объявлен конкурс на определение самого важного и лучшего семейства в этом царстве. И вот, дошла очередь до семейства Лилейные, которых насчитывалось 3000 видов.Первым вышел доктор Ландыш. «Я знаю, как улучшить работу сердца, но в то же время, я не советую собирать букеты и ставить меня в вазы, так как резкий запах способен вызвать головную боль и даже сердечный приступ. А для животных я являюсь ядовитым».
2 вариант
В растительном царстве, Покрытосеменном государстве жили-были многочисленные семейства. И вот однажды был объявлен конкурс на определение самого важного и лучшего семейства в этом царстве. И вот, дошла очередь до семейства Лилейные, которых насчитывалось 3000 видов.Затем шла красавица Лилия: «Я не только культурное растение и расту во многих садах, мои луковицы жители Сибири употребляют в пищу в печеном или вареном виде. Так же меня раньше использовали для окрашивания ткани в черный цвет»
3 вариант
В растительном царстве, Покрытосеменном государстве жили-были многочисленные семейства. И вот однажды был объявлен конкурс на определение самого важного и лучшего семейства в этом царстве. И вот, дошла очередь до семейства Лилейные, которых насчитывалось 3000 видов.За ними следовала целая толпа растений, среди которых были Тюльпаны, Рябчики, Гиацинты. Все они на перебой говорили, какие они красивые и как люди любят выращивать их на своих участках.
Последним шел Вороний глаз: «А я хочу предупредить всех, что, не смотря на мою красоту и привлекательную ягоду, расположенную в центре, я очень ядовит, и есть меня не следует.»Приложение 3
К У К И: Н Е М Е Ы Н
О Л О Г Е М Н З Е Й
В И Р Е Н З Ы Д И Е
И Е Н Б Н И Е О М Л
Ц Щ Е О Ы О В П Е И
У И В П Е Д И Т Ю Л
Разгадай головоломку (найдите начало головоломки и по непрерывной линии прочитайте фразу, из которой вы узнаете об особенностях вегетативных органов растений семейства Лилейные).
Приложение 4
На полях дохнуло ветром вешним,
Ивы распустились за прудом,
У тропинки маленький подснежник
Загорелся белым огоньком.
Закачался слабенький и гибкий,
Удивлённо радуясь всему,
И в ответ приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.
Музыка П.И.Чайковского «Времена года. Апрель.Подснежник.»
Приложение 5

№ 1 вставьте недостающие слова
У однодольных растений в зародыше семени … семядоля – первый лист растения. Однодольные отличаются от двудольных рядом признаков: у них … корневая система, жилкование листье … или …, чашелистиков и лепестков всегда кратно …Важнейшие семейства класса - … и … .
№ 2 Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства лилейных.
1.        В цветке много тычинок.
2.        Околоцветник простой, состоит из шести листочков.
3.        В цветке один пестик и шесть тычинок одинаковой величины.
4.        Околоцветник состоит из пяти чашелистиков и пяти лепестков.
5.        Плод - зерновка.
6.        В цветке один пестик и пять тычинок.
7.        Листья с параллельным или дуговым жилкованием.
8.        Плод семянка.
9.        Плод ягода или коробочка.
10.     Растения многолетние, с луковицами или корневищами.
 
№ 3. Подчеркните номера растений, относящихся к семейству лилейных.
1.        Пырей ползучий. 2. Лук репчатый. 3. Гиацинты. 4. Лилия кудреватая. 5.        Рябина обыкновенная. 6 . Рябчик русский. 7. Чина лесная. 8. Ландыш майский. 9. Рожь посевная. 10. Сурепка обыкновенная. 11. Чеснок. 12. Алоэ древовидное. 13. Василек луговой. 14. Вишня обыкновенная
№ 4.
Вы решили на своем участке вырастить представителей семейства Лилейные. Как вы это будете делать?