Викторина Путешествие по южным материкам (7 класс)

Цели: развитие познавательных способностей учащихся и интереса к предмету, формирование умения работать в команде, способствовать выработке положительной оценки таких качеств учащихся, как эрудиция, широта кругозора, любознательность.
Форма: интеллектуальная игра.
Подготовительная работа с детьми: предложить детям объединиться в две команды, выбрать капитанов, придумать названия команд.
Оборудование: презентация «Географические объекты Африки», две контурные карты Африки с географическими объектами, обозначенными от № 1 до № 12, презентация «Животные и растения Южных материков».
План: 1. Вступительное слово.
2. Представление команд.
3. Конкурс-разминка «Дальше, дальше».
4. Конкурс «Путешествие по карте».
5. Конкурс «Три попытки».
6. «Фотоконкурс».
7. Конкурс капитанов «Дневник несостоявшегося путешествия».
8. Подведение итогов конкурса.

Ход конкурса
1.Вступительное слово.
Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы проводим географический конкурс между учащимися 7-х классов «Путешествие по Южным материкам». Я передаю слово нашим ведущим, а командам желаю успеха в соревновании и пусть победит сильнейший.
2. Представление команд.
Ведущий 1. Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой.
Б. Пиляцкий
Ведущий 2. Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх над ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то)
Г.Усова
Ведущий 1.Сегодня состоится конкурс среди учащихся 7-х классов «Путешествие по Южным материкам»
Ведущий 2.И мы приглашаем вас совершить это увлекательное путешествие вместе с командами 7-А и 7-Б класса.

Ведущий 1.Давайте поприветствуем наши команды и представим капитанов.

Ведущий 2. Команды готовы к соревнованию, а мы хотим познакомить вас с жюри конкурса.

Ведущий 1. Все готово к началу соревнований и мы переходим к первому конкурсу.

3. Конкурс-разминка «Дальше, дальше»

Ведущий 1. Наш первый конкурс – разминка, он называется «Дальше, дальше». За 1 минуту командам необходимо ответить на как можно большее количество вопросов, в случае затруднения команды капитан произносит слово «дальше».

Ведущий 2. Давайте, при помощи жеребьевки определим очередность выступления команд.
(ЖЕРЕБЬЕВКА)
Ведущий 1. Просим членов жюри вести подсчет количества правильных ответов.

Конкурс - разминка «Дальше, дальше»

Команда №1.

1.Самый жаркий материк (Африка)
2.Самая длинная река мира (Нил)
3.Самый маленький океан (Северный Ледовитый)
4.Самое глубокое озеро Африки (Танганьика)
5. Материк, на котором расположено озеро Эйр-Норт (Австралия)
6.Только на этом материке встречается окапи (Африка)
7.Кто открыл водопад Виктория (Ливингстон)
8.В какой океан впадает река Муррей (Индийский)
9.Пролив, отделяющий Мадагаскар от Африки (Мозамбикский)
10.В какой природной зоне встречается горилла (Влажные экваториальные леса)
11.На каком материке расположена Большая Песчаная пустыня (Австралия)
12.Мыс, крайняя северная точка Африки (Бен-Секка)
13. Пролив, соединяющий Средиземное море и Атлантический океан (Гибралтарский)
14.Залив на юге Австралии (Большой Австралийский)
15.Самая большая пустыня мира (Сахара)
16.Самое крупное озеро на материке Австралия (Эйр-Норт)
17.Дикая австралийская собака (Динго)
18.Самые низкорослые жители Африки (Пигмеи)
19.Самая высокая вершина Африки (Килиманджаро)
20.На каком материке встречаются коалы (Австралия)
21.Какие горы старше: Капские или Атлас (Капские)
22.Какими океанами омывается Австралия (Индийским и Тихим)
23.Самый влажный материк (Южная Америка)
24.Где обитает страус эму (Австралия)

Команда №2.
1.Самый сухой материк (Сахара)
2. Самая полноводная река мира (Амазонка)
3. Самый большой океан (Тихий)
4. Самое большое по площади озеро Африки (Виктория)
5. На каком материке расположено озеро Чад (Африка)
6. Только на этом материке встречается вомбат (Австралия)
7. На какой реке расположен водопад Виктория (Замбези)
8. В какой океан впадает река Нил (Атлантический)
9. Пролив, отделяющий Тасманию от Австралии (Бассов)
10. В какой природной зоне растет баобаб (Саванна)
11. На каком материке расположена пустыня Намиб (Африка)
12. Мыс, крайняя южная точка Африки (Игольный)
13. Самый крупный полуостров Африки (Сомали)
14. Сухие русла рек в Сахаре (Вади)
15. Крупный приток Муррея (Дарлинг)
16. Сумчатый медведь (Коала)
17. Кочевники Северной Африки (Туареги)
18. Самая высокая гора Австралии (Косцюшко)
19. На каком материке встречаются утконос и ехидна (Австралия)
20. Самые длинные горы мира (Анды)
21. На каком материке нет вулканов (Австралия)
22. Какими океанами омывается Африка (Атлантическим и Индийским)
23. Самая полноводная река мира (Амазонка)
24.Где обитает страус нанду (Южная Америка)

Ведущий 1. Наша разминка окончена, а уважаемое жюри подводит итоги первого конкурса.

4. Конкурс «Путешествие по карте».

Ведущий 2. Чтобы путешествовать по «Южным материкам» необходимо очень хорошо знать карты этих материков. Мы предлагаем командам одинаковые контурные карты Африки, на которых под номерами от 1 до 12 обозначены географические объекты. Напишите названия этих объектов.
Ведущий 1. Мы начинаем конкурс «Путешествие по карте».

КОНКУРС № 2.

1.Вулкан Килиманджаро
2.Река Нил
3.Река Конго
4.Водопад Виктория
5.Горы Атлас
6.Драконовы горы
7.Восточно-Африканское плоскогорье
8.Гвинейский залив
9.Остров Мадагаскар
10.Эфиопское нагорье
11.Озеро Виктория
12.Озеро Танганьика

Ведущий 2. Сейчас вместе с жюри проверим результаты работы команд. (Проверка сопровождается презентацией с изображением соответствующих объектов)

5. Конкурс «Три попытки».

Ведущий 2.Итак, по итогам первых двух конкурсов лидирует команда 7___ класса со счетом ___.

Ведущий 1. А мы переходим к конкурсу «Три попытки». Чтобы ответить на вопрос о природном объекте Африки или Австралии у команды будет три попытки, если команда догадается, о чем идет речь после первой подсказки то получит 3 балла, со второй – 2 балла, а если с третьей – всего 1 балл.

Вопрос 1.
1.Из всех крупных африканских озер это озеро обладает наиболее прозрачной водой, т.к. реки, впадающие в него, несут мало ила. Юго-восточные пассаты вызывают на озере высокие волны.
2.Озеро лежит на высоте 773 м в тектонической трещине.
3.Это самое глубокое озеро Африки.
(Танганьика)

Вопрос 2.
1.Это африканское озеро питается за счет рек и атмосферных осадков, самая многоводная река, впадающая в озеро, - Кагера.
2.Средняя глубина озера 40 м, оно лежит в пологом тектоническом прогибе.
3.Это самое большое по площади озеро Африки.
(Виктория)


Вопрос 3.
1.Это дерево африканской саванны практически не горит в огне, зато его врагами являются слоны, поглощающие рыхлую древесину.
2.Это чуть ли не самое «тучное» дерево планеты: встречаются экземпляры 20 и даже 40 м в обхвате.
3.По подсчетам ученых, дерево живет 4-5 тысяч лет.
(Баобаб)

Вопрос 4.
Дословный перевод местного названия этого водного объекта Африки «Гремящий дым».
Этот объект был открыт 18 ноября 1855 года английским исследователем Давидом Ливингстоном.
Река Замбези падает с высоты 120 м потоком шириной 1,8 км, низвергая слои воды с невероятным грохотом в узкое ущелье.
(Водопад Виктория)

Вопрос 5.
1.Основная черта этой природной зоны Африки - сезонность, сезон дождей здесь наблюдается летом, зимой наступает засуха.
2.Это тропическая лесостепь.
3.Здесь среди высоких трав встречаются отдельные крупные деревья: пальма дум, зонтичная акация, баобаб. Эта природная зона царство травоядных животных.
(Саванна)


Вопрос 6.
1.Из-за охлаждающего влияния холодного Бенгельского течения для этой пустыни Африки характерны осадки не в виде дождя, а в виде тумана.
2.Только в этой пустыне встречается удивительное растение вельвичия.
3.Эта пустыня расположена на берегу Атлантического океана.
(Намиб)


Вопрос 7.
1.Самая высокая вершина этой горной системы – гора Тубкаль
2.На юге эти горы граничат с пустыней Сахарой.
3.Это молодые горы, расположенные на северо-западе Африки.
(Атлас)

Вопрос 8.
1.Истоком этой реки считается река Кагера, впадающая в озеро Виктория.
2.Эта река впадает в Средиземное море.
3.Самая длинная река Африки и мира.
(Нил)

Ведущий 2. Подведение итогов.
6. «Фотоконкурс».

Ведущий 1. Следующий – «Фотоконкурс». Сейчас вы увидите фотографии интересных животных и растений, встречающихся в Африке, Австралии или Южной Америке. Командам необходимо назвать, чья фотография представлена и на каком материке можно увидеть это растение или животное. За правильный ответ команда получает 1 балл.

(Презентация «Животные и растения Южных материков».)

1. Коала (Австралия) – сумчатый медведь, милое, доброе животное с большими ушами и удивительно-сонным взглядом, всеобщий любимец жителей Австралии
2. Ехидна (Австралия) – древнейшее млекопитающее на Земле, внешне напоминающее ежа, ее мощные когти способны разрушить даже твердые как камень, постройки термитов
3. Окапи (Африка) – редкое животное, встречается во влажных экваториальных лесах, родственник жирафа
4. Тасманский дьявол (Австралия) – очень редкое животное, небольшой хищник, который встречается только на острове Тасмания
5. Колибри (Южная Америка) – маленькая птичка, питающаяся нектаром и способная зависать над цветком
6. Страус Эму (Австралия) – самый крупный представитель птичьего мира Австралии, его рост может достигать двух метров
7. Утконос (Австралия) – древнейшее млекопитающее, откладывающее яйца, но выкармливающее детенышей молоком
8. Вомбат (Австралия) – норное сумчатое животное
9. Птица-секретарь (Африка) – с красивыми длинными ресницами и длинными ногами как у страуса, которая охотится на змей
10. Лирохвост (Австралия) – эта птица величиной с небольшую курицу обладает роскошным хвостом, она прекрасно подражает любым звукам
11. Вельвичия (Африка) – это уникальное растение встречается только в пустыне Намиб, ее короткий ствол поднимается на 50 см, а листья могут достигать в длину до 3-х метров
12. Баобаб (Африка) - исполин саванны, достигающий огромных размеров и возраста 5 тысяч лет

7. Конкурс капитанов «Дневник несостоявшегося путешествия».

Ведущий 1. И наконец, последний конкурс, конкурс капитанов. Он называется «Дневник несостоявшегося путешествия». В представленном описании путешествия закрались географические ошибки, задача капитанов, найти их и исправить.


«Дневник несостоявшегося путешествия»

После длительного скитания по Тихому океану нас вынесло бурей к берегам Южной Африки.
Наши корабли, сделанные из гигантского дерева вельвичии, были разбиты. На совете мы решили идти вглубь материка в поисках пресной воды и пищи.
Местность представляла собой саванну, которая так и кишила животными. Вдали виднелось стадо антилоп, мелькали длинные шеи жирафов и их родственников – окапи. Однажды наш путь пересекли несколько броненосцев, а вдали послышался львиный рык. Из растительности изредка попадались баобабы, поражавшие своими размерами.
На исходе третьего дня мы вышли к реке, по словам местных жителей – арабов – это была река Нигер. Перебравшись через реку, мы продолжили свой путь.

Исправление географических ошибок

Африка не омывается Тихим океаном
Ствол вельвичии не более 50 см, из него не делают корабли
Окапи обитают во влажных экваториальных лесах, а не в саваннах
Броненосцы обитают в Южной Америке, а не в Африке
Арабы – местные жители Северной Африки, а не Южной
Река Нигер протекает в северо-западной части Африки

8. Подведение итогов конкурса.
Жюри подводит окончательные итоги конкурса. Ведущие благодарят команды за участие. Награждение победителей.