Внеклассное мероприятие «Путешествие по южным материкам»

Внеклассное интегрированное мероприятие по географии и биологии
в 7 классе по теме
«Путешествие по южным материкам»

Цель: закрепить основные знания о природе, населении, странах Африки, Австралии и Южной Америки.
Задачи:
Обучающие:
углубить, расширить и систематизировать основные знания учащихся по теме «Южные материки»;
закрепить основные термины, понятия, ключевые слова;
закрепить конкретные знания о природе, населении и странах южных материков;
Развивающие:
развивать знания о закономерностях землеведческого характера, которые должны помочь школьникам увидеть единство, определенный порядок, связь явлений в разнообразии природы южных материков;
продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;
продолжить развивать умения работы с картами атласа, текстом учебника, дополнительной литературой, навыков работы в команде;
Воспитательные:
продолжить формирование у школьников бережного отношения к природе, воспитание активности, умению общаться, трудиться коллективно.

Каждая команда будет представлять определенный материк: «Африку», «Южную Америку» и «Австралию». Сегодня ” мы должны систематизировать свои знания, привести в порядок мысли. Для этого мы совершим путешествие по южным материкам, побываем во всех их уголках. Наше путешествие будет долгим и, чтобы все и везде успеть, вы должны быть внимательными, четко отвечать на поставленные вопросы, не отвлекаться. При выполнении заданий можно пользоваться учебниками, картами атласа, настенными картами. И так, мы начинаем.

Представление команд.
Вдоль восточных берегов- Царство фауны лесов, И Большой Барьерный Риф, Как жемчужина для нимф.  (Австралия).

В лесах Конго обезьяны: Шимпанзе и павианы, И горилла есть в горах, Что наводит на нас страх.  (Африка).

Вызывают удивленье Рыбы пираруку А пираньи при движении Отрывают руку.  (Южная Америка)

1. Конкурс (фронтальная работа)
Блиц-опрос по теме: «Африка»
Какому материку Африка уступает по площади? (Евразии)
Самая полноводная река Африки? (Конго)
Как расшифровать название страны ЮАР? (Южно-Африканская республика)
Самая большая пустыня мира находится в Африке. Назовите ее? (Сахара)
Основная достопримечательность Египта? (пирамиды)
Как называется канал, который связал Африку и Евразию? (Суэцкий)
Животное – корабль пустыни? (верблюд)
Самое длинное озеро материка? (Танганьика)
К какой расе относятся жители Центральной и Южной Африки? (негроидной)
Самая высокая вершина Африки? (Килиманджаро)
Блиц-опрос по теме: «Австралия»
Какая страна расположена на материке Австралия? (Австралийский Союз)
Назовите бессточное озеро, самую глубокую впадину Австралии (около 12 м ниже уровня моря). (Эйр)
Назовите самый теплый месяц в Австралии. (февраль)
Самое большое сооружение возле берегов Австралии, построенный живыми организмами? (Большой Барьерный риф)
Растение, ставшее символом материка? (эвкалипт)
Как называются горы материка? (Большой Водораздельный хребет?
На каком языке говорят в Австралии? (на английском)
Столица Австралии? (Канберра)
Где находятся горы в Австралии? (на востоке)
Самая большая вершина материка (г. Косцюшко)
Блиц-опрос по теме: «Южная Америка»
Самое большое по площади государство Южной Америки? (Бразилия)
Как переводится слово «АНДЫ»? (медные горы)
Как называется самый большой удав на земле? (анаконда)
Назовите самую многоводную реку материка? (Амазонка)
На какой реке находится самый высокий водопад мира? (Ориноко)
Как называется канал, который прорыли между двух Америк? (Панамский)
Как называются кувшинки огромных размеров в водах Амазонки? (Виктория регия)
Где находятся горы на материке Южная Америка? (на западе)
Самое сухое место в мире – пустыня. (Атакама)
Самая большая равнина на Земле (Амазонская)

2 конкурс «Что такое, кто такой?»
Групповое задание
Карточка-задание для команды «Африка»
Атлас –
Нил –
Вади –
Пигмеи –
Баобаб –
Калахари –
Виктория –
Карточка-задание для команды «Австралия»
Аборигены –
Косцюшко –
Крики –
Бумеранг –
Джеймс Кук –
Коала –
эвкалипт -
Карточка-задание для команды «Южная Америка»
Колумб –
Сельва –
Ориноко –
Капибара –
Пиранья –
Патагония –
Колибри –

Игра со зрителями «Аукцион» - назвать объекты на букву К, побеждает последний.

3 конкурс - «Собери карту» разрезанная контурная карта и физическая карта материков Австралия, Южная Америка, Антарктида, Австралия, нужно собрать материк, наклеить на ватман. Задание на скорость.


В это время для зрителей показ слайдов южных материков

4 конкурс – работа с текстом: определите природную зону по описанию
1. Таинственный мир .Первое впечатление – это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав и бамбуков, перевитых травянистыми и одеревеневшими лианами разной толщины и длины. Какая-то невероятная растительная путаница! Лианы цепляются за голову, руки и ноги, как щупальца спрута. Кое-где деревья смыкаются над тропой, мы идем, словно по узкому тоннелю. Приходится пробивать плотную пелену паутины, по которой бегают огромные пауки; она застилает глаза. Чтобы не очутиться в черной жиже, приходится осторожно пробираться, опираясь на длинную палку. Деревья великаны стоят, не шелохнувшись, точно колонны, подпирающие небесный свод. Именно они придают какую-то таинственность, величие. У них досковидные корни-подпорки, отходящие от ствола. Встречается много деревьев с ходульными придаточными корнями, напоминающими лапы огромных пауков. Стволы деревьев покрыты эпифитами – мхами и лишайниками. Они не связаны с почвой и получают питание из воздуха, атмосферных осадков, опавших листьевДушно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак
2. Слово ассоциируется обычно с вечной жаждой, бесплодными просторами и, конечно, жарой. Это и скалистые ландшафты с причудливыми башнями и мостами, которые выглядят как сказочные города; это долины с зеленеющими деревьями; это и глубокие озера, в спокойной глади которых отражаются пальмы; это и песчаные дюны, где копошатся жуки и юркие ящерицы. часто называют морем. Название это обязано эргам – огромным пространствам, занятым песчаными барханами, которые простираются словно волны в океане. Необычайно сухой воздух, особенно вблизи поверхности, в первую очередь, следствие пассатных течений. На Земле не такого места, где вообще не бывает дождя. Однако во внутренних районах есть и такие пространства, где дождя нужно ждать несколько лет или десятилетия, да и то дождь пойдет только на высоте и на почву не выпадет ни одной капли дождя. Если судить по максимальной среднегодовой температуре, то отмечены температуры в пределах +580С
3. Характерной чертой растительного ландшафта являются разбросанные повсюду по слабоволнистой поверхности небольшие группы деревьев и кустарников или одиноко стоящих деревьев на фоне густого травянистого покрова, состоящего, главным образом, из различных крупных злаков. Видовой состав растений, населяющих , это так называемые ксерофиты, к примеру, слоновая трава, она образует по краям дороги высокие заросли высотой до 2-3 метров. Иногда через такие заросли пробраться почти невозможно. Эти злаки являются любимой пищей слонов. Обычны для акации, огромные кроны которых, подобно гигантским зонтам, поднимаются среди высоких трав. Но напрасно путник будет искать защиты от солнца под плоской кроной акации. Перистые листья акаций пропускают вертикально падающие лучи солнца.

Игра со зрителями «Песни о растениях и животных».

5 конкурс – расположите организмы по материкам, объясните приспособленность организмам к условиям обитания: командам предлагается выбрать из предложенных картинок растения и животных своих материков.

Физминутка со зрителями.

6 конкурс – «Угадай-ка» А) - по описанию определите страну
1- на гербе этой страны изображены андский кондор и южноандский олень,
- страна богата медью
- вытянута с севера на юг (ЧИЛИ)
2- страна входит в Содружество, возглавляемое Великобританией.
- на гербе изображены страус Эму и кенгуру,
- единственная страна на материке (АВСТРАЛИЙСКИЙ СОЮЗ)
3- королевство на северо-западе материка
- на гербе страны изображены два льва
- страна – экспортер мандаринов (МАРОККО)
Б) – о каком исследователе-путешественнике идет речь
1- Этот португальский мореплаватель исследовал восточные берега Южной Америки в поиске пролива, соединяющего Атлантический и Тихий океаны, командовал экспедицией, совершившей первое кругосветное путешествие (Ф.Магеллан)
2- Этот английский военный моряк, исследователь, картограф и первый открыватель многих земель возглавил три кругосветные экспедиции по исследованию Мирового океана, благодаря тому вниманию, которое он уделял картографии, составленные им карты по своей точности и аккуратности были непревзойденны на протяжении многих десятилетий, исследовал восточный берег Австралии (Дж. Кук)
3- Этот шотландский миссионер был первым кто решительно выступил в защиту темнокожего населения, исследуя материк, давал местные названия географическим объектам, открыл водопад Виктория, где сейчас стоит его памятник. (Д.Ливингстон)

7 конкурс «Почемучка» Команда получает вопрос, на который она должна дать развернутый ответ. На обдумывание 1 минута.
1. Почему Африка – самый жаркий материк?
2. Почему Австралия – самый сухой материк?
3. Почему Южная Америка – самый влажный материк?
4. Африка – материк высоких равнин, какие особенности строения территории это объясняют?
5. Почему Австралия бедна поверхностными водами?
6. Почему Амазонка самая полноводная река в мире?

Показ слайдов растений и животных южных материков.

8 конкурс «Плакат»: составление коллажа из растений, животных, интересных мест материков

Рефлексия: светофор – зеленый – все понятно, настроение отличное,
- желтый – кое-что позабыл, настроение хорошее,
- красный – много нового, настроение грустное.

Подведение итогов, награждение.

15