Конспект В гости к северному сиянию


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 Берёзка» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район

Конспект
игровой образовательной ситуации
по образовательной области: «Познание»
для детей подготовительной к школе группе
«В гости к Северному сиянию»


Составила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Швыгарь Ольга Александровна
п.г.т. Мостовской
2015 г.
Конспект
образовательной игровой ситуации в подготовительной группе
на тему «В гости к Северному сиянию» с использованием исследовательской деятельности»
Программные задачи: способствовать развитию познавательного интереса детей к окружающему миру, познакомить с техникой «граттаж», создать композицию «Северное сияние», развивать познавательную сферу детей, воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.
Оборудование: Вымпел с эмблемой «Юные путешественники-исследователи»; карта Мира с проложенным маршрутом путешествий; ленты длинной по 30 см 7 разных цветов: голубая, синяя, фиолетовая, светло-зеленая, темно-зеленая, розовая, малиновая; сундучок «Передвижная лаборатория» с набором ингредиентов для проведения исследовательской деятельности (альбомный лист, подготовленный для граттажа, зубочистки, влажные салфетки); значки «Северное сияние» из самоклейки; презентация «Северное сияние»; альбом «Мы исследователи».
Предварительная работа: чтение сказок народов Севера, просмотр мультфильмов «Умка», «В яранге горит огонь», знакомство с легендами о северном сиянии, подготовка листов для гаттажа.
Ход игровой образовательной ситуации.
Организационный момент:
(воспитатель ставит на стол вымпел «Юные исследователи». Дети обращают внимание на вымпел и делают предположение, что их сегодня ждет еще одно увлекательное путешествие).
- Почему вы решили, что нас ждет путешествие? (Потому что появился вымпел, а когда он появляется в нашей группе мы всегда отправляемся в путешествие). Мы с вами кто? (Мы путешественники, потому что посещаем разные места на нашей Земле, а еще мы – исследователи, потому что мы не просто смотрим, а изучаем, исследуем новые объекты: природные явления). Куда же мы сегодня отправимся? (Нам нужно посмотреть по карте с маршрутом). Давайте вначале вспомним, где мы уже были и с какими природными явлениями уже познакомились? (мы были в Антарктиде и узнали, что айсберги – это огромные глыбы льда, отколовшиеся от ледяных берегов и которые течение вынесло в открытое море. Они имеют самые причудливые формы, при ясной солнечной погоде айсберги очень красивы, они кажутся разноцветными. А еще бывают черные айсберги – просто они покрыты пеплом от вулкана).
А куда же мы отправимся сегодня? (на Северный полюс, изучать северное сияние) Вы знаете, что такое северное сияние? Где его можно наблюдать? Когда? (ответы детей)
Чтобы мы скорее оказались на Северном полюсе, что нам нужно сделать? (сказать волшебные слова)
По дорожке мы шагали
И совсем мы не устали,
Смело мы идем вперед,
Где северное сияние нас в гости ждет.
Когда в гости мы придем,
Новые знания мы там найдем.
Работа по презентации:
Слайд 1: ребята, отгадайте загадку
Полюс Северный снега
Полюбили навсегда.
Даже летом снег не тает -
Солнцу силы не хватает!
Небо радугой цветной
Наряжается порой!
Что за чудо-одеяние? -
Это -... (северное сияние)
В ясные морозные ночи Северное небо, озаренное лишь светом луны и бесчисленных звезд, неожиданно окрашивается в разные цвета, настолько яркие, что становится светло, как днем.
Слайд 2: Это явление называют северным или полярным сиянием, потому что оно наблюдается не только у нас на севере, но и на Южном полюсе – Антарктиде. И чтобы не было обидно ни белым мишкам, ни пингвинам, ученые называют сияние полярным.

Слайд 3: северное сияние – это природное явление. Кто из вас помнит легенду о северном сиянии? (дети рассказывают)

Слайд 4: каковы же настоящие причины северного сияния? Наша Земля похожа на большой магнит с северным и южным полюсами. Когда солнечный ветер обдувает Землю, то создается трение ветра об атмосферу земли. Некоторые солнечные частицы собираются в слоях атмосферы у северного и южного полюсов. Там и возникает северное сияние.

Слайд 5: С чем его можно сравнить? В народе этому явлению давным-давно придумали меткие определения. Называют сполохи, потому что все небо вспыхивает и играет лучистыми дугами; пазори – вроде бы и зори, но полярные.

Слайд 6: говорить о полярном сиянии – то же самое, что пытаться словами описать музыку. С чем его только не сравнивали! Людям казалось, что они видят на небе извивающихся змей и гигантские птичьи крылья, огненные купола и короны, экзотические веера и занавеси, снопы и пучки разноцветных лучей, дуги, спирали, исполинские огненные столбы. Кстати, полярное сияние может петь, только звуки, издаваемые им не слышны человеческому уху. Чтобы услышать пение полярного сияния нужны специальные приборы.
Слайд 7: полярное сияние можно увидеть только в ночное время суток, так как днем его затмевает солнечный свет.
Слайд 8: полярное сияние можно увидеть таких городах, как Якутск, Мурманск, также на Таймыре, в Салехарде и на Аляске, в странах Исландии, Норвегии и в северной части Америки.
Слайд 9: а вот так полярное сияние выглядит из космоса. Это сияние над Антарктидой.

Развивающая игра:
«Северное сияние».
Ребята, северное сияние очень хочет с нами поиграть. А вы? Смотрите, мы выкладываем полоски в ряд в произвольном порядке и количестве. Вам дается 20 секунд, чтобы запомнить полоски. Затем убираем 1 полоску из ряда, а вам нужно отгадать, какая полоска исчезла из северного сияния. (в дальнейшем, когда дети захотят еще сыграть в такую игру, можно убирать по две или три полоски).

Работа в мини-лаборатории:
Ребята, а вы хотите научиться делать сами северное сияние? Тогда нам самое время посетить нашу передвижную лабораторию. Сначала давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (ответы детей). Надевайте костюмы исследователя и занимайте места. Для работы нам понадобятся: белый картон, гуашь (цветная и чёрная), парафин (любая свечка) и зубочистка.
Начинаем.
Заполняем лист картона разноцветными мазками. Чем ярче они будут, тем лучше.

Даём высохнуть.
2. Покрываем парафином получившийся шедевр.


3. Парафин покрываем чёрной гуашью (она должна быть консистенции густой сметаны). Кисточку не мочить!

4. Последний этап работы - зубочисткой процарапываем до показавшегося пёстрого слоя, создавая эффект северного сияния.

5. А чтобы нашему северному сиянию было для кого светить нужно на рисунок кого-нибудь поселить. Дополним работу аппликацией. Кто живёт на Северном полюсе? Нам на помощь опять приходит загадка.
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи, тюлени им соседи.
Кто это? - Белые... (медведи)
(дети предлагают поселить белого медведя: по трафарету обвести, вырезать, нарисовать глаза и нос и приклеить на свою работу)
Работа с альбомом исследователя и картой:
Ребята, какое же красивое северное сияние у вас получилось. Кто хочет нам рассказать о своем? А сейчас нам пришла пора возвращаться назад в детский сад.
Смело мы идем вперед,
По дорожке мы шагали
И совсем мы не устали,
Смело мы идем вперед,
Детский сад уже нас ждет.
Из гостей домой пришли,
Новые знания мы там нашли.
Ребята, вот и закончилось наше очередное путешествие. Расскажите, что вы сегодня узнали? А что мы еще забыли? (отметить в карте. Дети приклеивают на карте флажок, указывающий на то, что северный полюс покорен и при помощи условных значков отмечают места на карте, где можно наблюдать северное сияние)

Итог: Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? Мне с вами тоже понравилось путешествовать (педагог индивидуально хвалит каждого ребенка за что-то определенное, например, Дашу за то, что она вспомнила и рассказала нам легенду о северном сиянии, Ваню за то, что он лучше все выполнил граттаж и т. д.) А в конце вам на память я хочу подарить вот такие раскраски о северном сиянии.