программа по декоративно-прикладному творчеству Стильные штучки


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей центр внешкольной работы
станицы Полтавской
Утверждаю:
Зав. отделом Директор ЦВР
________________________ Е.Е. Воловик
«____»_______________2013 _________________________
Протокол педсовета
№______ от «___»_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
художественно – эстетической направленности
“Стильные штучки”

Срок реализации: 2 года
Тип программы:
модифицированная
Возраст: 8 – 12 лет
Педагог: Бубенцова О.Н.

2013г.
Пояснительная записка
Современная жизнь, развитие технологий и вполне оправданное стремление людей сделать свой быт более комфортным, вне всякого сомнения, могут сыграть с нами злую шутку – превратить нас в ленивых неумех.
А ведь не так давно все, что люди носили, ели и пили, чем обставляли свои жилища и украшали быт, дарили друзьям, детям и родителям, они делали сами, своими руками.
Программа предусматривает работу по изготовлению изделий различной степени сложности из природного, подручного материала, ткани и картона. Программа модифицированная, художественно – эстетической направленности. Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 8 до 12 лет и направлена на развитие трудовой активности, личных качеств и способностей детей, способствует воспитанию эстетического вкуса.
Центральной задачей программы является коррекция развития личности ребенка элементами художественного творчества. Реализация программы дает возможность подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к вхождению во взрослую жизнь, помочь ребенку стать творческим, социально адаптированным, более защищенным и, как следствие, - целенаправленно формировать базу его внутренних ресурсов и стабильности в рамках здоровье-сберегающих технологий.
Коррекция развития личности ребенка с ограниченными возможностями средствами изобразительного искусства показала, что предлагаемая система занятий по изобразительному искусству дает хорошие результаты. Занятие изобразительным искусством не только содействуют их художественному развитию и приобщению к эстетической культуре, но и способствуют расширению и обогащению сферы их представлений, а, значит, происходит развитие личности.
В связи с тем, что ребенок с ограниченными возможностями быстро утомляется, занятия первого года сокращаются до 1-го часа. Программа рассчитана на 2 года обучения: 72 часа – первый год обучения (1 час два раза в неделю), 144 часа – второй год обучения (2 часа два раза в неделю).
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядных материалов);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Отчет о работе проходит в форме выставок.
Занятия познавательны: помогают узнать каким должен быть мир вещей, окружающий нас. Занятия продуктивны: развивают фантазию, воображение, побуждают творчески подходить к работе.
Программа предполагает изложение материала в доступной и увлекательной форме. Дополнительность данной программы состоит в том, что аналогичной программы в школьном курсе нет.
Цель:
Формирование у ребенка эстетического вкуса средствами дизайнерского искусства.
Задачи:
Обучающая – обучить навыкам изготовления несложных изделий из бумаги и картона, бисера, природного и подручного материала, ткани.
Развивающая – развитие эстетического вкуса, воображения, мелкой моторики рук.
Воспитывающая – воспитание трудолюбия, самостоятельности, коллективизма, творческого подхода к любому виду деятельности.
Методическое обеспечение
Образцы поделок в соответствии с тематикой.
Шаблоны.
Иллюстрации.
Дидактический материал.
Предполагаемый результат:
К окончанию курса обучения, по программе, дети смогут самостоятельно изготовить несложные изделия из бумаги и картона, природного и подручного материала, ткани. Смогут читать технические рисунки или чертежи и пользоваться ими в практической работе. Воспитанники приучаются к четкости и последовательности в выполнении трудовых действий. Умеют работать с шаблонами, копировальной бумагой. Закрепляют знания по ТБ.
Тематический план 1– го года обучения
№ п/п Разделы программы Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 2 1 1
2 Оригами 8 2 6
3 Работа с бисером и пайетками70 12 58
4 “Пушистая графика” 12 4 8
5 Сувениры к Новому году 12 4 8
6 Мягкие игрушки “Мартенички” 6 2 4
7 Поздравительные открытки к праздникам 8 2 6
8 Работа с лентами 24 6 18
Итоговое занятие 2 1 1
Всего: 144 34 110

Тематический план 2 – го года обучения
№ п/п Разделы программы Количество часов
всего теория практика
1 Вводное занятие 2 1 1
2 Оригами 22 8 14
3 Работа с бисером и пайетками84 24 60
4 “Пушистая графика” 12 2 10
5 Сувениры к Новому году 24 4 20
6 Поздравительные открытки к праздникам 24 4 20
7 Работа с лентами 44 12 32
8 Итоговое занятие 4 2 2
Всего: 216 57 159
Содержание программы 1-го года обучения
Вводное занятие:
Ознакомление с планом работы первого года обучения
Техника безопасности при работе с инструментами: ножницами, острыми предметами, клеем и т.д.
Оригами:
Знакомство с историей искусства “оригами”
Изготовление поделок
Закрепление материала на основе поделок
Сувениры к Новому году:
Атрибуты новогодних праздников и персонажи
Ёлочные гирлянды
Фонарики на ёлку
Нарезание снежинок
Игрушки из конусов на ёлку
Изготовление Деда Мороза из картона и ваты
Поздравительные открытки к праздникам:
Ко дню рождения
К 23 февраля
К Новому году
К 8 марта
Ко дню святого Валентина
Работа с лентами:
Знакомство с работами, выполненными в технике вышивки лентами
Выбор материала, подготовка их к работе
Выбор и изготовление эскиза
Художественное оформление работы
ТБ при работе с иглой и ножницами
“Пушистая графика”
Работа с цветными салфетками: приемы складывания, нарезания салфеток; скатывание шариков, формирование “цветочков”, закрепление их на основе.
Работа с цветными нитками: приемы нарезания ниток
Итоговое занятие
Обзор изученного материала на первом году обучения
Оформление выставки
К концу первого года обучения воспитанники:
Приобретают навыки:
Пользование ножницами, острыми предметами, карандашом, копировальной бумагой, калькой, шаблонами.
Правильной работы с бумагой, бросовым материалом, клеем
Соединения деталей различными способами
Должны понимать значения терминов:
Орнамент
Аппликация
Композиция
Мозаика
Бросовый материал
Поролон
Оригами
Папье-маше
Флористика
Умеют:
Правильно пользоваться инструментами, проявляют фантазию и творчество при работе
Стремятся:
К самостоятельной деятельности при выполнении поделок. К началу второго года обучения повторяют и закрепляют знания, умения и навыки, полученные на первом году обучения.
Содержание программы 2-го года обучения
Вводное занятие:
Ознакомление с планом работы на второй год обучения
Техника безопасности при работе с инструментами: ножницами, острыми предметами, клеем и т.д.
Оригами:
История искусства “оригами”
Изготовление поделок:
“ракета”
“кот”
“свинка”
“кит”
Работа с природным материалом:
Виды и свойства природного материала
Способы его обработки, крепления и соединения
Изготовление поделок из:
шишек
ракушек
камней
яичной скорлупы
Флористика:
Экскурсия на природу для сбора материала, используемого в данном виде творчества
Способы сушки цветов, листьев и других растений
Закрепление понятия “Флористика”, ее роль в декоративно – прикладном творчестве.
Работа с лентами:
Знакомство с работами, выполненными в технике вышивки лентами
Выбор материала, подготовка их к работе
Изучение простейших стежков
Оформление салфетки элементами вышивки
“Пушистая графика”
Изготовление поделки “Лебедь”
Коллективная работа “Новогодняя ёлка”
Поздравительные открытки к праздникам:
Ко дню рождения
К 23 февраля
К Новому году
К 8 марта
Ко дню святого Валентина
Сувениры к Новому году:
Атрибуты новогодних праздников и персонажи
Ёлочные гирлянды
Фонарики на ёлку
Нарезание снежинок
Игрушки из конусов на ёлку
Изготовление Деда Мороза из картона и ваты
Итоговое занятие
Обзор изученного материала на первом году обучения
Оформление выставки
К концу второго года обучения воспитанники
Знают:
ТБ при работе с режущими, острыми предметами предметами и инструментами, клеем.
использование различных материалов при изготовлении поделок на занятиях декоративно – прикладным творчеством.
Умеют:
правильно организовать свое рабочее место
поддерживать порядок во время работы
планировать последовательность изготовления изделия
эстетично оформлять его
Активно участвуют:
в коллективной работе
помогают затрудняющимся товарищам
проявляют смекалку и творческое воображение