Выступление на методическом объединении учителей начальной школы по теме: «Модель выпускника начальной школы»


Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся. воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида №1»
Выступление на методическом объединении
учителей начальной школы
по теме: «Модель выпускника начальной школы»
Подготовила
учитель начальных классов
1 квалификационной категории: Дергунова Т.В.
г. Хабаровск, 2014
Модель выпускника начальной школы
Модель  выпускника начальной школы КГБ СКОУ СКШИ 1 вида № 1разработана с учетом особенностей содержания, заложенного  в программный материал образовательного процесса школы на основе концепции развития учреждения. Главная цель начального образования- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, его физического и психического развития, формирование умения учиться. Выстраивая образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему,  которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.
   Работа над концепцией подвела нас к определению образа выпускника школы как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности,  способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Компетенции выпускника начальной школы.
Обладать компетентностью - значит иметь определённые знания, быть осведомлённым в какой-нибудь сфере. В начальной школе мы выделяем следующие компетенции:
Учебно-познавательные. Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно- познавательных проблем, действий в разных ситуациях, имеет высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе. Имеет навыки логических операций: выделение существенных признаков, обобщение , классификация, аналогии и другие действия.
Ценностно- смысловые компетенции ориентированы на способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роли и предназначение, понимать сущность нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявлять в отношении с ними доброту, честность, порядочность, вежливость. Усвоение духовных ценностей, чувство любви к Родине.
Коммуникативные компетенции. Ученик усваивает навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями, что способствует формированию способности устанавливать межличностные отношения с окружающими людьми.
Трудовая деятельность. Учащиеся приобретают начально – технические знания, умения и навыки по изготовлению различных изделий и навыки самообслуживания.
Информационные компетенции. Умение пользоваться современными средствами информации и информационными технологиями.
Здоровьесберегающие компетенции - знание и соблюдение норм здорового образа жизни, личной гигииены, стремление к физическому здоровью, желание к активному досугу, ответственное отношение к выбору здорового образа жизни.
        Показателем сформированности выделенных компетенций являются следующие качества личности:
духовность, гуманистическая направленность, толерантность;
мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору
коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;
креативность, созидательность и конструктивность мышления.
Каким же должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать , чтобы сохранить его стремление учиться , развивать потребность к самостоятельному обучению и творческому решению различных познавательных задач, обеспечению условий для успешного обучению в основной школе.
Модель  выпускника начальной школы
Выпускник начальной школы должен:
1.Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования.
2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий , культурой поведения и речи : уметь различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведения одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в общественных местах, сочувствовать , сопереживать, проявлять внимание к другим людям.
3.Освоить способы деятельности ( познавательную, речевую, умение установить алгоритм работы с информацией , порядок организации деятельности, выполнять инструкции, определять способы контроля , определять причины возникающих трудностей и самостоятельно находить пути решения возникающих проблем.
4.Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления;
5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, понимать взаимосвязь явлений окружающего мира;
6 . Овладеть основами личной гигиены и основами здорового образа жизни.