Адаптированная программа внеурочных занятий по курсу «Индивидуальные и групповые коррекционные логопедические занятия» для обучающихся 1 классов с ЗПР (ФГОС ОВЗ)


Принято
на заседании ШМО
Протокол от________ №__
Председатель ШМО
____________/__________ Согласовано
Заместитель директора
________/___________
УТВЕРЖДАЮ
Директор

________/
Приказ от Адаптированная программа внеурочных занятий
по курсу «Индивидуальные и групповые коррекционные логопедические занятия» для обучающихся 1 классов с ЗПР
(ФГОС ОВЗ)
Рабочая программа разработана на основе «Инструктивно-методологического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» составленного А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой
Составители:
Назарова В.В. – учитель-логопед, образование – высшее, стаж работы – 2 года.
г. Нижний Новгород
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Индивидуальные и групповые коррекционные логопедические занятия» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
Федеральный государственный стандарт начального общего образования;

«Инструктивно-методологического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» составленного А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой
Результаты освоения курса «Индивидуальные и групповые коррекционные логопедические занятия»:
формирование       и   развитие     речевого    слуха, создание     на   этой   базе   принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи;
развитие внятной, членораздельной, достаточно естественной  по  звучанию  речи, навыков самоконтроля произносительной стороной речи;  
формирование   умений   использовать   в   процессе   устной   коммуникации   естественные невербальные средства  (мимику,  пластику  и  др.),  что  в  известной  мере  облегчает понимание речи глухих  детей;  
в сфере личностных универсальных учебных действий - развитие мотивации овладения устной речью, устной коммуникации со слышащими людьми; формирование речевого поведения при соблюдении норм речевого этикета;  
в   сфере   регулятивных   универсальных   учебных   действий -  развитие способности      принимать     и   сохранять     учебную     цель   и   задачу, планировать      ее реализацию, осуществлять, контролировать   и   оценивать   свои   речевые   действия;  вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
в сфере познавательных универсальных учебных действий - воспринимать и анализировать    поступающую      речевую    информацию; осуществлять    вероятностное прогнозирование на основе воспринятых  элементов  речи,  их  анализа  и  синтеза  с  опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст; моделировать  собственные высказывания с учетом ситуации общения и речевых партнеров;
в  сфере    коммуникативных       универсальных      учебных     действий      - осуществлять взаимодействие на основе устной речи; выражать  собственные мысли и  чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими  и   синтаксическими     нормами     русского   языка;   говорить    внятно   и   достаточно  естественно,   реализуя   сформированные   произносительные   умения;   использовать   в  устной   коммуникации      естественные    невербальные    средства;   в  процессе   устной  коммуникации  при  восприятии  вопросов  –  давать  краткие  и  полные  речевые  ответы,  при   восприятии   заданий   –  выполнять   их,   давать   краткий   или   полный   речевой  комментарий  к  собственным  действиям;  при  восприятии  сообщений  –  повторять  их;  выражать   в   устных   высказываниях   непонимание   при   затруднении   в   восприятии  речевой  информации;  использовать  при  решении  коммуникативных  задач  в  разных  видах  учебной  и  внеурочной  деятельности  отработанный  речевой  материал  (фразы,  слова, словосочетания, монологические высказывания, диалоги и др.); сообщать устно  сведения  анкетного  характера,  сведения  о  собственной  деятельности,  своей  семье,  своих интересах, пожеланиях, самочувствии и др.; выражать  в устной форме просьбу,  приглашение     и  др.;  выражать    собственное    мнение,   опираясь    на  воспринятую  информацию  и  личный  опыт;  выяснять  отношение  собеседника;  передавать  устно  воспринятую     речевую    информацию;     отображать     в  кратких   и   полных    устных  сообщениях     предметное    содержание    и   условия   деятельности;    по  воспринятым  слухозрительно  или  на  слух  коротким  текстам    диалогического  и  монологического  характера отвечать на вопросы, кратко и полно пересказывать содержание, участвовать  в диалоге.  
К концу 1 класса коррекционной работы обучающиеся должны знать:
строение артикуляционного аппарата;
акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
основные грамматические термины: предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.
Обучающиеся должны уметь:
называть отличия гласных и согласных звуков;
правильно обозначать звуки буквами;
производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
определять место ударения в слове;
К концу 1 дополнительного класса коррекционной работы обучающиеся должны знать:
строение артикуляционного аппарата;
акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
основные грамматические термины: предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.
Обучающиеся должны уметь:
называть отличия гласных и согласных звуков;
правильно обозначать звуки буквами;
производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
определять место ударения в слове.
К концу 2 класса коррекционной работы обучающиеся должны знать:
значения многих лексических единиц;
правила связи слов в предложении;
основные грамматические термины: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, текст.
основные признаки текста.
К концу 2 класса коррекционной работы обучающиеся должны уметь:
быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль; находить многозначные слова в тексте, объяснять их значение;
 выделять слова в переносном значении;
пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
интонационно оформлять высказывание;
редактировать предложение;
выразительно прочитать текст;
определить основную мысль текста;
выделять в тексте опорные слова;
делить текст на части;
составлять план текста;
восстанавливать деформированные предложения;
сочинять  тексты описательного характера;
писать творческое изложение.
К концу 3 класса коррекционной работы обучающиеся должны знать:
основные качества речи;
основные правила общения;
стили речи;
изобразительно-выразительные средства языка.
К концу 3 класса коррекционной работы обучающиеся должны уметь:
инсценировать диалог;
составлять диалог по аналогии с данным;
определять лексическое значение слова с помощью словаря;
выделять в тексте синонимы, антонимы, устанавливать их роль в тексте;
устанавливать связи между словами и словосочетаниями в предложении;
составлять текст по заданной теме;
осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
анализировать речь (на уровне текста, предложения);
составлять текст на определенную тему;
грамматически правильно связывать слова в предложении;
использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;
выразительно читать предложения, разные по цели высказывания и интонации.
К концу 4 класса коррекционной работы обучающиеся должны обучающиеся должны знать:
лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи;
особенности построения стихотворного произведения, виды   стихотворных произведений;
стили речи;
виды плана;
основные элементы композиции.
К концу 4 класса коррекционной работы обучающиеся должны обучающиеся должны уметь:
составлять текст- диалог, текст-монолог;
определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле;
редактировать простое и сложное предложение: заменять неудачно употребленные слова, распространять предложения;
определять стиль речи с учетом лексических особенностей текста;
составлять художественное повествование с элементами описания;
определять средства связи предложений в тексте;
определять элементы композиции в данном тексте;
анализировать  и редактировать сочинения;
анализировать художественное произведение;
составлять отзыв о произведениях художественной литературы.
Содержание курса «Индивидуальные и групповые коррекционные логопедические занятия»:
Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы.
I этап программы “Развитие фонетико-фонематической стороны речи”
знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых
обозначений.
звуковой анализ состава слогов и слов;
дифференциация понятий «звук» и «буква»;
соотнесение букв и звуков.
II этап программы “Развитие лексико-грамматической стороны речи”
обогащение словарного запаса детей; знакомство со
словами-синонимами, словами-антонимами;
употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
III этап программы “Развитие связной речи”
ответы на вопросы, участие в диалоге;
подробный пересказ текста по зрительной опоре;
составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
Первый год обучения
Формирование и развитие фонематических представлений.
Звуки. Обозначение звука буквой. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости. Дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности-безударности. Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.
Слог. Ударение.
Формирование лексико-грамматической стороны речи.
Слова-предметы. Слова-признаки. Слова-действия. Слова-синонимы. Слова-антонимы. Предложение. Дифференциация понятий «слово», «предложение».
Развитие связной речи.
Составление предложений с предлогами. Упражнение в распространение предложений. Знакомство с диалогическими высказываниями. Упражнение в составлении диалогов во время имитации бытовых ситуаций. Упражнение в пересказе с опорой на схему. Составление описательного рассказа по мнемотаблицам. Составление описательных рассказов приёмом параллельного описания предметов. Описание предметов по коллективно составленному плану. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Составление рассказа по плану.
Второй год обучения
Формирование и развитие фонематических представлений.
Звуки. Обозначение звука буквой. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости. Дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности-безударности. Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.
Слог. Ударение.
Формирование лексико-грамматической стороны речи.
Слова-предметы. Слова-признаки. Слова-действия. Слова-синонимы. Слова-антонимы. Предложение. Дифференциация понятий «слово», «предложение».
Развитие связной речи.
Составление предложений с предлогами. Упражнение в распространение предложений. Знакомство с диалогическими высказываниями. Упражнение в составлении диалогов во время имитации бытовых ситуаций. Упражнение в пересказе с опорой на схему. Составление описательного рассказа по мнемотаблицам. Составление описательных рассказов приёмом параллельного описания предметов. Описание предметов по коллективно составленному плану. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Составление рассказа по плану.
Третий год обучения.
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Слово. Определение лексического значения слов. Переносный смысл слов. Тематическая активизация и обогащение словаря. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Предложение. Словосочетание. Анализ и синтез предложения. Виды предложений по интонации. Составление предложений.
Развитие связной речи.
 Уточнение представлений о тексте. Последовательность и связность предложений в тексте. Определение темы текста. Деление текста на части. Составление плана текста. Типы текстов. Признаки связного высказывания. Сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его деформированных вариантов.
Анализ текста. Редактирование текста. Изложение с языковым разбором текста.
Четвертый  год обучения
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Речь. Средства выразительности устной  речи. Основные правила общения. Требования к речи. Слово. Его лексическое  значение. Омонимы. Синонимы. Антонимы.  Нахождение синонимов, антонимов в тексте. Употребление их в речи. Предложение. Виды предложений по цели выказывания, по интонации. Главные члены предложения. Связь слов в предложении, словосочетании. Выделение признаков связного текста. Образные слова и выражения. Крылатые слова и выражения. Устаревшие и новые слова. Фразеологизмы.
Развитие связной речи.
 Построение самостоятельного связного высказывания. Составление текста по плану. Составление текста по данному его началу или окончанию. Пересказ текста. Составление текста на определенную тему. Изобразительно- выразительные средства языка. Изложение – описание на основе слухового и зрительного  восприятия. Творческое редактирование текста.
Пятый год обучения.
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. Однородные члены предложения. Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. Заимствованные слова. Текст, его виды и средства связи в нем. Композиция текста. Основные элементы композиции.
Развитие связной речи.
 Стили языка. Речь как средство воздействия на другого человека.
Культура речи. Техника речи. Разговорный стиль языка. Диалог.
Речевой этикет. Художественные произведения. Стихи и проза. Особенности построения стихотворного произведения. Виды   стихотворных произведений. Особенности построения прозаического произведения. Сравнение  прозаического произведения со стихотворным. Пословицы. Поговорки. Афоризмы. Сочинение по пословице. Сочинение сказки по готовому началу.  Сочинение по картине. Анализ и редактирование сочинений.
Учебно-тематический план 1 класс.
Наименование разделов и тем Всего часов
Звуки и буквы речи. 5
Слог. 2
Ударение. 1
Слово. 8
Предложение. 3
Диалоги. 4
Пересказ. 1
Рассказ. 5
Учебно-тематический план 1 дополнительный класс.
Наименование разделов и тем Всего часов
Звуки и буквы речи. 5
Слог. 2
Ударение. 1
Слово. 8
Предложение. 3
Диалоги. 4
Пересказ. 1
Рассказ. 5
Учебно-тематический план 2 класс.
Наименование разделов и тем Всего часов
Звуки и буквы речи. 5
Слог. 5
Ударение. 1
Слово. 8
Предложение. 7
Текст. 4
Учебно-тематический план 3 класс.
Наименование разделов и тем Всего часов
Речь. 5
Слово. 6
Предложения. 7
Текст. 7
Связное высказывание. 5
Учебно-тематический план 4 класс.
Наименование разделов и тем Всего часов
Предложения. 7
Текст. 8
Стили языка. 7
Сочинения. 8
Планирование внеурочных занятий по курсу «Индивидуальные и групповые коррекционные логопедические занятия». 1 класс
№ Тема занятия Часы Планируемые результаты 1А 1Б 1В
Знать
Уметь Дата Корр. Дата Корр. Дата Корр.
Диагностико-подготовительный этап. 1.09-15.09
Знакомство с понятиями «звуки речи» и «буквы». Знать понятия «звуки речи» и «буквы». Уметь дифференцировать эти понятия. 19.09 20.09 15.09 Дифференциация звуков речи: гласных и согласных. Знать понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», их характеристики и отличительные признаки. Уметь дифференцировать эти понятия, выделять гласные и согласные звуки из речевого ряда. 26.09 27.09 22.09 Дифференциация твердых и мягких согласных звуков. Знать понятия «твердые согласные звуки» и «мягкие согласные звуки», их характеристики и отличительные признаки. Уметь дифференцировать эти понятия, выделять твердые и мягкие согласные звуки из речевого ряда. 3.10 4.10 29.09 Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. Знать понятия «звонкие согласные звуки» и «глухие согласные звуки», их характеристики и отличительные признаки. Уметь дифференцировать эти понятия, выделять звонкие и глухие согласные звуки из речевого ряда. 10.10 11.10 6.10 Обозначение мягкости и твердости согласных с помощью гласных 2 ряда. Знать гласные второго ряда, их характеристики и отличительные признаки. Уметь слышать мягкие согласные звуки перед гласным второго ряда. 17.10 18.10 13.10 Знакомство с понятием «слог». Деление слов на слоги. Знать понятие «слог», слогообразующую роль гласного звука. Уметь делить слова на слоги. 24.10 25.10 20.10 Практические упражнения в деление слов на слоги. Знать понятие «слог», слогообразующую роль гласного звука. Уметь делить слова на слоги. 7.11 8.11 27.10 Знакомство с понятием «ударение». Знакомство с понятием «ударение». Уметь находить в слове ударный слог и ударную гласную. 14.11 15.11 11.11 Знакомство с понятием «слово», его значением. Знакомство с толковыми словарями. Знать понятие «слово», его значение. Уметь дифференцировать понятия «звук», «слог», «слово». 21.11 22.11 18.11 Знакомство со словами приветствия и прощания. Знать основы речевого этикета. Уметь грамотно оформлять свои речевые высказывания.
28.11 29.11 25.11 Знакомство со словами, выражающими просьбу, благодарность, извинение. Знать основы речевого этикета. Уметь грамотно оформлять свои речевые высказывания.
5.12 6.12 1.12 Знакомство с понятием «слова-предметы». Знать понятие «слово-предмет», понятие «живой-неживой предмет». Уметь выделять слова-предметы из речевого потока. 12.12 13.12 8.12 Знакомство с понятием «слова-признаки». Знать понятие «слово-признак». Уметь подбирать слова-признаки к словам-предметам с помощью вопросов. 19.12 20.12 15.12 Знакомство с понятием «слова-действия». Знать понятие «слово-действие». Уметь выделять слова-действия из речевого потока. 9.01 10.01 22.12 Знакомство с понятием «антонимы». Знать понятие «антоним». Уметь подбирать антонимы к словам. 16.01 17.01 12.01 Знакомство с понятием «синонимы». Знать понятие «синоним». Уметь подбирать синонимы к словам. 23.01 24.01 19.01 Знакомство с понятием «предложение». Дифференциация понятий «слово», «предложение». Знать понятие «предложение», его характеристики и отличительные признаки. Уметь дифференцировать понятия «слово» и «предложение». 30.01 31.01 26.01 Составление предложений с предлогами. Знать понятие «предлог», его роль в предложение. Уметь составлять предложения с предлогами. 13.02 14.02 2.02 Упражнение в распространение предложений. Знать понятие «предложение». Уметь распространять предложения с помощью вопросов. 20.02 21.02 16.02 Знакомство с диалогическими высказываниями. Знать понятие «диалог», его характеристики и отличительные признаки. Уметь составлять простые диалоги. 27.02 28.02 23.02 Тренировочные упражнения в составлении ответа на вопросы в виде развернутых фраз (3-4 и более слов). Знать понятие «диалог», его характеристики и отличительные признаки. Уметь составлять развернутые диалоги. 6.03 7.03 2.03 Завершение неоконченных диалогов. Знать понятие «диалог», его характеристики и отличительные признаки. Уметь завершать диалоги, ориентироваться с теме диалога. 13.03 14.03 9.03 Упражнение в составлении диалогов во время имитации бытовых ситуаций. Знать понятие «диалог», его характеристики и отличительные признаки. Уметь составлять диалоги во время имитации бытовых ситуаций. 20.03 21.03 16.03 Упражнение в пересказе с опорой на схему. Знать алгоритм пересказа с опорой на схему. Уметь последовательно пересказывать текст с опорой на графические схемы. 3.04 4.04 6.04 Составление описательного рассказа по мнемотаблицам. Знать алгоритм составления описательного рассказа по мнемотаблицам. Уметь последовательно составлять описательные рассказы по мнемотаблице. 10.04 11.04 13.04 Составление описательных рассказов приёмом параллельного описания предметов. Знать алгоритм составления описательного рассказа приёмом параллельного описания предметов. Уметь последовательно составлять описательные рассказы приёмом параллельного описания предметов. 17.04 18.04 20.04 Описание предметов по коллективно составленному плану. Знать алгоритм составления описательного рассказа по коллективно составленному плану. Уметь последовательно составлять описательные рассказы по коллективно составленному плану. 24.04 25.04 27.04 Составление рассказа по сюжетным картинкам. Знать алгоритм составления рассказа по сюжетным картинкам. Уметь последовательно составлять рассказ по сюжетным картинкам. 1.05 2.05 4.05 Составление рассказа по плану. Знать алгоритм составления рассказа по плану. Уметь последовательно составлять рассказ по плану. 8.05 9.05 11.05 16.05 – 31.05