Особенности логопедической работы по коррекции дисграфии у детей с ОВЗ


Особенности логопедической работы по коррекции дисграфии у детей с ОВЗ.
«Правильное произношение каждого звука и хорошо развитый фонематический слух – вот главные предпосылки для правильного правописания».К. Д. Ушинский
Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.
Дисграфия – это частичные нарушения процесса письма, проявляющиеся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессах письма . Логопед совместно с неврологом разрабатывает тактику коррекционно-логопедической работы, определяет основные направления и формы работы. Для каждого ребёнка составляется индивидуальная комплексная программа, включающая коррекционно-логопедические задачи на ближайшее время и перспективный план работы. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приёмов коррекции учитывается взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики. Ориентиром в логопедической коррекции служит не календарный возраст ребёнка, а уровень актуального речевого и интеллектуального развития. Одновременно проводится работа по развитию и коррекции нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Так же стимулируется двигательно-кинестетический анализатор, что позволяет сформировать управление артикуляционным праксисом, развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, совершаемых ребёнком. При этом активно используется опора на анализаторы (зрительный, слуховой). Таким образом, при проведении индивидуальных и подгрупповых занятий мы ставим перед собой следующие задачи:
уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата (спастического пареза, киперкинезов.)
развитие речевого дыхания и голоса, формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции
нормализация просодической системы речи
формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи
развитие фонематического восприятия и звукового анализа
развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук
нормализация лексико-грамматических навыков
Основными разделами коррекционно-восстановительной работы, проводимой логопедами с детьми, являются:
1.Коррекция рече-двигательных нарушений (укрепление артикуляционного аппарата, релаксация, развитие мелкой моторики, постановка речевого дыхания, формирования ритмико-мелодической стороны речи). Вследствие того, что дети с ОВЗ имеют множественные двигательные нарушения, мы в своей работе используем элементы самомассажа. Дети с удовольствием работают с логопедом с массажными мячами, кольцами су-джок.
 2.Коррекция звуковой и смысловой стороны речи (формирование         правильного произношения, фонетических, морфологических и синтаксических обобщений, совершенствование и развитие связной речи).   
   У детей с ОВЗ часто возникают трудности при обучении технике письма, вызванные, прежде всего несформированностью или нарушением хватательной функции кисти, обеспечивающей в свою очередь формирование способа удержания ручки. Разработаны целые специальные комплекты пальчиковых игр и упражнений: упражнения с кольцами су-джок, работа с сыпучими материалами (греча, горох), игры с песком, водой, конструкторы из крышек от бутылок, упражнения со счётными палочками. Специфические затруднения при письме  у наших детей чаще всего обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных образов слов со звуковыми и артикуляционными, с несформированностью зрительно-моторной координации. Ребенок не может плавно прослеживать движения пишущей руки. Это  затрудняет слитное написание  слов или отдельных слогов. В результате возникают пропуски, перестановки слогов и слов, в некоторых случаях повторение одних и тех же букв и слогов. Недостаточная сформированность грамматического строя у наших воспитанников выражается, прежде всего, в наличии морфо-синтаксических ошибок. Поэтому наши занятия опосредованы практическими задачами с опорой на игровые приёмы, активизирующие познавательную деятельность ребёнка.
Для детей с ОВЗ характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка. Для этого в логопедические занятия включаем специальные лексические упражнения по разбору синонимов к словосочетаниям и со словами синонимического ряда.      На своих занятиях мы проводим с детьми артикуляционные упражнения, упражнения на релаксацию, дыхание, на развитие мелкой моторики, на развитие речевого слуха и голоса. Таким образом коррекции подвергается вся речевая система. В ходе коррекционной работы мы используем компьютерную логопедическую игру « Игры для тигры», что приводит к хорошей эффективности в работе. Предупреждению дисграфии у детей с ОВЗ способствует ранняя коррекционная работа, направленная как на развитие всех сторон речи, так и на развитие зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации.
Коррекционная работа по исправлению рече-двигательных нарушений в нашем учреждении проводится и на логоритмических занятиях совместно с хореографом, воспитателями, музыкальным руководителем.