Урок математики в 1 классе. Вычисление значений выражений, содержащих сложение и вычитание 0 и 1. Сравнение чисел в пределах 10. Распознавание геометрических фигур.


Урок математики
в 1 классе
Работу выполнила Сахновская
Надежда Михайловна,
учитель начальных классов
общеобразовательной школы
І-ІІІ ступеней № 3
ТЕМА урока . Вычисление значений выражений, содержащих сложение и вычитание 0 и 1. Сравнение чисел в пределах 10. Распознавание геометрических фигур.
ЦЕЛЬ. 1. Закрепить навыки сложения и вычитания 0 и 1, вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 10.
2. Развивать логическое мышление учащихся.
3. Воспитывать любознательность, наблюдательность, внимательность, прививать любовь к математике, аккуратность в работе.
Тип урока: закрепление изученного материала, урок-экскурсия.
Оборудование: компьютер, телевизор, рисунки животных, карточки с заданиями, учебник, тетрадь.
Ход урока
І. Организационный момент
Ну-ка посмотри, дружок?
Готов ли ты начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
ІІ. Актуализация знаний учащихся.
Беседа
- Ребята, вы когда-нибудь были в зоопарке?
- Кто живет в зоопарке?
- Каких животных вы видели в зоопарке?
ІІІ. Постановка темы и цели урокаВступительное слово учителя.
- Сегодня я приглашаю вас посетить зоопарк. Хотите? (Слайд 3)
- Экскурсия в зоопарк – очень интересное занятие. Встреча с нашими друзьями-животными – всегда радостное событие. Наблюдая за животными, мы узнаем больше о животных, об их повадках и характере. Сегодня в зоопарке вас встретят разные животные, но посетить зоопарк смогут только те ребята, которые сообразительные, наблюдательные, внимательные и находчивые, ребята, которые хорошо знают математику.
- А есть ли среди вас такие?
2. Сообщение темы и цели урока
- Это мы проверим, когда вы выполните следующие задания. А вместе с животными зоопарка мы будем вычислять значение выражений на сложение и вычитание, повторим сложение и вычитание 0 и 1, распознавать геометрические фигуры, развивать свое мышление. (Слайд 1,2)
ІV. Психологический настрой.
- Я на уроке математики.
- Путешествую в мир открытий.
- Я радуюсь этому.
- Внимание мое растет.
- Память моя крепка.
- Я готов совершить новые открытия.
- Я хочу учиться.
- Я готов работать.
- Я работаю.
Давайте, ребята, учиться считать,
И прибавлять, и вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
V. Работа по теме урока
Задания
1) - Слушайте внимательно! Я называю числа: 3, 8, 6, 0, 5, 10, 7. Запишите числа в тетради. Писать числа нужно правильно и очень аккуратно.
- Назовите лишнее число. Почему вы так думаете?
2) Игра «Ночь и день».
Учитель тихо произносит слово «Ночь» - дети закрывают глаза и кладут головы на парты. Учитель предлагает задание: «8 – это 5 и …». Дети думают. Затем он говорит «День!» - дети просыпаются и поднимают руки, по одному отвечают:
8 – это 5 и …
6 – это 4 и 2…
10 – это 6 и …
9 – это 2 и …
7 – это 3 и …
В зоопарке
Встреча с обезьянкой (Слайд 4)
- Ребята, расскажите, что вы знаете об обезьянках.
После рассказа ребят, учитель обращает внимание на то, что обезьяны – очень веселые животные. Они непоседливы, постоянно находятся в движении, быстро раскачиваются не ветке, цепляясь за не передними и задними конечностями и хвостом, иногда дерутся между собой, а потом вместе играют.
Тело обезьяны покрыто шерстью и только передняя часть головы, ладони и подошвы ног голые. Передние конечности у них длинные, с подвижными пальцами, на задних такие же пальцы, как на передних .Обезьяны живут в теплых странах, питаются в основном растительной пищей: орехами, фруктами, кукурузой, побегами бамбука, бананами, но иногда едят и мясо.
- Обезьянка Чичи учится в школе зверей. Она никак не может справиться с заданием, потому что невнимательно слушала учителя на уроке. Помогите ей найти значение выражений. (Слайд 5)
8 – 1 5 + 0 6 – 0
7 + 1 9 – 0 4 – 4
(Дети записывают выражения в тетрадь, самостоятельно решают)
Физкультминутка с обезьянкой
Обезьянки
Лучшие качели Кто весь день качается,
Гибкие лианы. Да-да-да!
Это с колыбели Тот не огорчается
Знают обезьяны. Никогда!
Ученик слегка пружинят в коленях с раскачивание рук вперед – назад (качели). Когда говорят: «Да-да-да!» - хлопают, произносят две последние строчки – прыгают.
(Можно провести и такую физкультминутку)
Мы веселые мартышки
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках,
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесем к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Лишь скажу я слово «три»,
Все с гримасами замри!
Встреча с лисой.
- Отгадайте загадку о животном, которого мы сейчас встретим.
У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней? (Слайд 6)
- Ребята, что вы знаете и лисе?
Учитель и подготовленные дети рассказывают о лисе
- Лиса немного похожа на собаку. У лисы красивая густая шерсть, очень пушистая. Тело ее очень подвижное, она может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост, при поворотах он работает как руль. Голова удлиненная, мордочка тонкая, вытянутая, уши большие, стоячие. Глаза с овальным зрачком (у собаки зрачок круглый). Ноги у лисы короткие и тонкие. Когти тупые, короткие, крепкие, не втягиваются, как у кошки.
Зимой на ногах у лисы отрастает густая шерсть и, говорят, что лисица ходит, как в валенках, ноги ее никогда не зябнут.
Лисица всеядная, но больше всего любит свежее мясо и охотиться на мышей-полевок, водяных крыс, зайцев. Кроме того, она ест рыб, лягушек, ящериц, жуков, моллюсков.
Лиса питается и растительной пищей: ягодами и плодами некоторых кустарников, любит арбузы, причем выбирает только спелые.
У лисы хороший слух и обоняние. Зимой она слышит, как мыши-полевки возятся и пищат под слоем снега. Лиса раскапывает снег и ловит их. Люди говорят: «Лиса мышкует». Этим она приносит большую пользу.
У лисы много врагов, из которых самый опасный – волк. Там, где много волков, лисиц всегда мало.
Во всех сказках лиса очень хитрая. Поэтому лиса Ласунка приготовила хитрое задание. (Слайд 7)
4 + … = 6 8 - … = 5
… + 2 = 9 … - 1 = 8
Встреча с зайцем.
- Отгадайте загадку
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу.
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?.. (Зайка) (Слайд 8)
Рассматривая зайца, учитель обращает внимание ребят на его ноги. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние ноги, а потом передние короткие. Если рассматривать следы зайца на снегу, то видны следы задних ног, а затем – передних.
Заяц легко поднимается на горку, но спускаться ему трудно.
Заяц норы не делает. Днем он лежит под кустиком, а ночью выходит на кормежку. Летом много – всюду есть трава, зимой же приходится трудно, он бегает на огороды, грызет капустные кочерыжки или находит и ест сено. А если ничего нет, он сгладывает кору с деревьев и кустарников, как будто обстригает их.
У Зайца много врагов. Лисица, волк, ястреб, орел, беркут, сова не прочь полакомиться вкусной зайчатиной. Зимой зайца спасает защитная окраска – у зайца-беляка шерсть становится белой, под цвет снега, а у зайца-русака шкурка становится светлее, что помогает ему скрыться от врагов. Не вступая в борьбу, заяц спасается бегством, но не от трусости, которую ему приписывают. Существует народная поговорка: «Заяц не трус, себя бережет!».
- Зайчик Пушистик хочет узнать, кто из вас самый внимательный и предлагает такое задание (Распознать геометрические фигуры). (Слайд 9)
- Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (10 морковок)
- Как узнали? (5 + 5 = 10)
Физкультминутка с зайчиком
Зайчики
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (дети показывают).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть (дети показывают).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (дети скачут).
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – убежал (дети садятся)
Встреча со слоном
- Угадайте, кто это?
Хобот длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он.
Ты узнал, кто это? (Слайд 10)
- Слон – это самое большое животное на Земле. У слона есть хобот. Хобот – это нос слона, на конце которого видны отверстия – ноздри. Слон берет им пищу и отправляет в рот. Питается слон ветками деревьев и плодами, которые легко срывает с деревьев, травой, овощами. Набирая хоботом воду, поливает себя в жару. Любит он делать это и с песком. У слона голая в складках кожа. Она защищает слона от укусов и различных повреждений.
У слона маленькие глаза, плохое зрение, но отличный слух. Настораживая свои плоские широкие уши, слон слышит малейший шорох. Слоны очень понятливы, спокойны и миролюбивы. Они быстро привыкают к людям. Их используют для выполнения разных работ, приучают перевозить тяжелые грузы.
-Кто хочет поздороваться со слоном Томом?
Ребята по очереди «здороваются» со слоном (ставят знаки «<», «>», «=»). (Слайд 111)
VІ. Итог урока. Рефлексия.
- Как-то одна девочка мне сказала:
- Мы с мамой в зоопарке были. (Слайд 13)
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы! (5 зверей)
- С какими животными мы встретились в зоопарке? (Слайд 12). Сколько их? Что нового вы от них узнали?
- Понравились ли вам задания животных? Какие задания вы выполняли? Легко ли было выполнять задания?
- Какие трудности встретились на уроке? Почему?
- Оцените свою работу на уроке (солнышко – я работал хорошо, солнышко и тучка – я работал хорошо, но мог бы лучше, тучка – я не доволен собой)
Творческий портрет учителя
Стаж педагогической деятельности учителя начальных классов Сахновской Надежды Михайловны – 33 года. Из года в год настойчиво, устремлено усовершенствует свое профессиональное мастерство. На данный момент совершенно владеет современными технологиями, имеет собственный педагогический стиль. Работу педагога отличает направленность форм и методов обучения на включение каждого ученика в деятельность по достижение целей урока, на создание условий для активного общения и взаимодействия всех участников учебного процесса. Учитель умело применяет психологические приемы, учитывающие индивидуальные особенности учащихся, делает акцент на воспитание творческой личности.
Проблемы, над которыми работает учитель каждые 5 лет, фундаментально разработаны, органично, последовательно дополняют друг друга и конечной целью имеют создание условий для развития личности каждого ребенка. На данный момент учитель работает над проблемой «Мониторинг как инструмент управления качеством знаний учащихся в начальных классах». Опыт практического решения сложной проблемы передает через открытые уроки для учителей школы и города, через выступления на городском и школьном методическом объединении, на педагогическом совете школы. Практические материалы опыта учителя по данной проблеме были направлены в 2013 году на областной семинар особенное отличие.
Открытые уроки и внеклассные мероприятия Надежды Михайловны вызывают интерес у коллег, учащихся, родителей.
В научно-методическом журнале «Початкове навчання та виховання» издательской группы «Основа» напечатаны уроки по развитию речи с использованием проектных технологий: урок в третьем классе «Описание куста калины»(составление текста-описания), урок во втором классе «Їжачок-лісовичок» (составление сказки); урок по украинскому чтению «Олег Буцень «Чи є зима», разработка внеклассного мероприятия по математике «Веселый экспресс».
Показателем работы учителя являются положительные результаты итоговой аттестации учащихся за курс начальной школы, сформированность ключевых компетентностей. Воспитанники Надежды Михайловны занимают призовые места в городских олимпиадах, в предметных и творческих конкурсах. Так, например, 2013-2014 учебный год, 4 класс:
1) Городские предметные олимпиады:
- Соколова Александра – І место в городском конкурсе по украинскому языку им. П. Яцика;
- Чайко Елизавета – І место в городском конкурсе по украинскому языку ими. П. Яцика;
- Измалкова Юлия – І место в городской олимпиаде по художественному труду;
- Кикоть Мария – ІІ место в городской олимпиаде по математике;
- Карпекина Екатерина – ІІ место в городской олимпиаде по природоведению;
- Габайдулина Таира – ІІ место в городской олимпиаде по художественному труду;
- Соколова Александра – ІІІ место в городской олимпиаде по украинскому языку.
2) Всеукраинский конкурс знатоков украинского языка «Соняшник»:
- Карпекина Екатерина – Диплом победителя;
- Чайко Елизавета – Диплом победителя
- Соколова Александра - Диплом ІІІ ступени Всеукраинского уровня;
- Бакшеева Оксана – Диплом І ступени регионального уровня.
3) Международный конкурс «Колосок»:
а) «Осенний колосок»:
- Листровой Савелий – «Серебряный колосок»;
- Кузьминов Давид – «Серебряный колосок»;
- Соколова Александра – «Серебряный колосок»;
- Чайко Елизавета – «Серебряный колосок».
б) «Весенний колосок»:
- Соколова Александра – «Золотой колосок»;
- Карпекина Екатерина – «Серебряный колосок»;
- Грищенко Кирилл – «Серебряный колосок»;
- Кузьминов Давид – «Серебряный колосок»;
- Листровой Савелий – «Серебряный колосок»
4) Творческие конкурсы:
- Карпекина Екатерина – І место в городском конкурсе «Дитячі фарби Донеччини».
2014-2015 учебный год, 1 класс:
- Михальчук Алексей – І место в городском конкурсе «Оригами»
Сахновская Надежда Михайловна много лет является руководителем секции городского методического объединения учителей начальных классов.
За высокие показатели в обучении и воспитании подрастающего поколения Надежда Михайловна была награждена знаком «Відмінник освіти України» (2010 г.), Грамотами МОН Украины, области.
Сахновская Н. М. – творческий, активный человек, пользующийся признанием коллег, учащихся, родителей.
Эссе – «Моя педагогическая деятельность»
Педагогическую деятельность выбрала не случайно, о ней мечтала с детства. На мое становление как человека и как учителя наибольшее влияние оказало воспитание в семье. Мои родители воспитывали во мне трудолюбие, ответственность, добросовестность, любовь к людям. Именно мои родители поддерживали меня во всех моих начинаниях и делах, давали мудрые советы.
Работа в школе научила самоконтролю, умению работать над собой, вырабатывать определенные требования к собственному поведению. Без работы учителя не представляю свою жизнь. Свою работу очень люблю, чувствую большую ответственность за свой труд и своих учеников.
Своей задачей считаю – «не потерять» ни одного ребенка, дать каждому возможность раскрыть все лучшее, заложенное природой. Семьей, школой.
Мое учительское кредо: «К каждому ученику нужно подойти, увидеть его трудности, каждому необходимо дать только для него предназначенное задание» (В. А. Сухомлинский).
Много учеников вырастили я за 33 года работы в школе. Приятно, что ко мне приходят мои ученики в школу, домой, поздравляют меня с праздниками, приводят своих детей ко мне в класс. Многие из моих учеников получили хорошее образование, стали достойными людьми в обществе.