Виды выражений, их особенности. Составление, чтение, запись, сравнение выражений и нахождение их значений.


№ 1 Урок Математика Класс: 4 класс Возраст: 9-11 лет
Тема урока: Виды выражений, их особенности. Составление, чтение, запись, сравнение выражений и нахождение их значений.
Ссылки: Календарное планирование, учебник Математика 4 класс «Атамұра»,2011
Цели:
Отработать навыки чтения и записи числовых и буквенных выражений;
Проверить уровень усвоения изученной темы.
Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, элементы соревнования.
Развивать логическое мышление учащихся, навыки математической речи;
Развивать навыки самостоятельной работы.
Развивать интерес к предмету, используя занимательные задания.
Воспитывать коллективные взаимоотношения, взаимопонимания.
Задание Проверка домашнего задания.
Распределение на группы, дать название групп.
Устный счет.
Исключи лишнее.
Тренировочные упражнения.
Работа в группе.
Игра “Танграм”.
Решение задачи.
Тестовые задания.
Результат обучения: По окончании занятия учащиеся:
научатся чтению и записи числовых и буквенных выражений;
научатся работать в группах, разовьют навыки самостоятельной работы;
приобретут навыки критического мышления, коммуникативные умения.
Ключевые идеи: Использовать новые формы работы (Диалог, беседа), повысит мотивацию учащихся к предмету, Развитие мыслительной деятельности учащихся в групповой работе, обучение анализу, синтезу, обсуждению и развитие творческой деятельности учащихся.
Ресурсы: ИКТ: Компьютер, проектор, экран. Наглядный материал: схемы, таблицы, карточки.
Этапы проведения урока Время – 45 минут Атмосфера в классе Действия преподавателя и действия учащихся ПримечаниеПсихологический настрой на урок 2 мин. Доброжелательность, взаимоподдержка. Преподаватель повышает чувство уверенности учащихся. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю». (играет приятная расслабляющая мелодия)
Проверка домашнего задания. 1мин Взаимоподдержка, комфортная среда, благоприятные условия для взаимодействия взаимопомощь. Взаимопроверка по образцу. Сообщение темы и задач урока
6 мин. Доброжелательный настрой преподавателя на успех. У каждого в тетради на последней странице имеется геометрическая фигура, найдите фигуру и образуйте группы по названию фигур.
1) Двое учащихся самостоятельно составляют выражение для решения задачи по карточкам у доски.
Карточка №1
Задача.
Для того чтобы вывезти урожай яблок, хозяйству понадобилось 28 грузовиков грузоподъёмностью 1500 кг каждый. В этом году урожай вывезли 32 таких же грузовика. Сколько килограммов яблок собрали в хозяйстве за два года?
Карточка №2
Задача.
В одной корзине было x грибов, а в другой – на 10 грибов больше. Сколько грибов было в двух корзинах вместе?
(Составляются два выражения числовое и буквенное).
Сравните выражения ?
Что у них общего и чем отличаются?
Как можно назвать, одним словом эти примеры?
- В выражениях присутствуют числа, значит эти выражения называются? (числовые)
А как называются выражения в которых кроме числа присутствуют буквы?(буквенное)
Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока? (Числовые и буквенные выражения) Деление на группы по геометрическим фигурам
Устный счет 2) Остальные учащиеся выполняют устную работу вместе с учителем. Решают примеры, которые показывает учитель, где проявляют вычислительно-математические навыки, сообразительность и смекалку:
1) 287 – 64=? 2) 1000 – 25=? 3) 50 * 2=?
4) 683 – 233=? 5) 8 * 25=?
3) Прочитать выражение, используя разные способы чтения:
а) 110 – 12 б) 77 + 45 в) 23 – (x + 110) г) (a –b) + 6
4) Назвать слагаемые суммы:
а) 32 + 23 б) a + 51 в) c + k г) (31 + a) + (b + c)
5) Назвать уменьшаемое и вычитаемое:
а) 77 – 45 б) (a + 12) – 54 в) (56 + 54) – (a +x) 6) Решить устно задачу:
У кассы кинотеатра младший брат спросил Смекалкина: “Сколько всего денег заплатят за билеты зрители, которые придут на этот сеанс?” Смекалкин сразу же ответил: “10 ? a + 25 ? b тен” “Как это понять?” - удивился младший брат. Смекалкин начал объяснять: “Детский билет на этот сеанс стоит 10 тен., взрослый 25 тен. Если в зале будет a детей (мы ведь не знаем пока, сколько будет детей) , то за их билеты будет уплачено 10 ? a тен.…”. Закончите объяснение Смекалкина. Что обозначает буква b в выражении 10 ? a + 25 ? b? Минутка чистописания
4 мин. Активность, сплочённость, аккуратность. Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Посмотрите на ряд чисел, укажите какое число «лишнее»?(450,50,5,690,70)
Почему? (однозначное)
Сегодня на минутке чистописания работаем с числом 5 Тренировочные упражнения. 5 мин. 1) Запишите выражения. (Дети самостоятельно выполняют запись выражений, затем меняются по часовой стрелки и производят проверку по образцу) .a) разность выражения x плюс 2 и выражения y минус 3;
б) разность произведения чисел 18 и a, и частного чисел b и c;
в) частное суммы чисел a и b и произведение чисел 5 и x;
е) частное выражения 1000 + a и числа 82; г) сумма выражения a +b и числа 9;
д) разность числа 3 и выражения x + 5.
Можно ли найти значение такого выражения?
Почему?
Что для этого нужно сделать?
. Работа в группе. 6 мин. Активное взаимодействие учащихся в составе групп, взаимоуважение, выслушиваниемнений других, толерантность, доброжелательность, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоподдержка. Давйте составим алгоритм решения буквенного выражения.
1. прочитать;
2. записать;
3. подставить в выражения;
4. вычислить.
- Читаем выражение. Сумма k и 7. Запишем. Если k=10, то подставим вместо k -10, получим выражение 10 + 7 = 17
- Если k = 7, подставим вместо k – 7, запишем выражение 7+7=14.
Решение второго выражения объясните своему соседу справа.
k – 7
k = 10 10 – 7 = 3
k = 7 7 – 7 = 0
Команда, закончившая задание, поднимаетсигнальную карточку. Оценивание работы жетонами (разных цветов) красный, зелёный, жёлтый.
Физминутка3 мин. Комфортность, раскрепощённость, свобода. Если я буду называть числовое выражение, то встаем и поднимаем руки вверх. Если буквенное выражение садимся и опускаем руки вниз.
5 + 3; a +8; 28 – 10; b * 3; 100 – a; 6 + 3 – b; 73 + 15; 7 * 3 + x; 7 + 24 * 3; x + y, 300 – 100; Игра “Танграм”.
. 5 мин. Взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопомощь. Каждому из вас пришли письма, в которых разные фигурки. Используя эти фигурки, вы должны собрать кошечку. А у вас дома есть кошки? Как их зовут? Оценивание работы жетонами, а законч.1-й сидит и не меш.
Самостоятельное решение задачи. 5 мин. Сплоченность групп Клоун показал публике четыре буквенных выражения:
x + 1;
100 – x;
2 * x – 1;
4: x.
Он заявил, что ни одно из них не принимает значение 1 ни при каком значении буквы x.
Публика смеялась: всем было видно, что клоун ошибается. Найдите и вы для каждого из выражения то значение x, при котором выражение принимает значение 1.
Оценивание работы жетонами
Выполнение теста по вариантам:
3мин. 1. Составьте выражение для решения задачи: “У Ани b карандашей, а у Тани на 4 больше. Сколько карандашей у них вместе?”
а) b + 4; б) b + (b + 4) ; в) b – 4; г) другой ответ.
2. Запишите выражение: “произведение частного чисел а и b на разность чисел с и 12”.
а) (а:b) *(с – 12) ; б) (а:b) * c – 12;
в) а:(b * c) – 12; г) другой ответ.
3. При каком значении b верно равенство b + 143 = 328?а) 571; б) 125; в) 85; г) другой ответ.
Проверка работ после сдачи тестов учителем.
Итоги урока
2 мин. Повышение мотивации, актизация учащихся, развитие самоконтроля, ответственности, -Ребята как вы думаете, чья команда была активна сегодня?
- Подсчитайте свои жетоны и все узнают, какая команда работала лучше всех. Рефлексия 3 мин. Активность учащихся Какие знания помогли нам справится с заданиями сегодня на уроке?
Какие вы испытывали трудности?
Какое задание было самым интересным и почему?
Как вы оценили свою работу?
- Ребята, вы все сегодня старательно поработали. Спасибо за урок. Самооценивание , анализ своей работы каждой группы, используем стикеры для оценивания
Итого 45 мин. Последующее задание
стр318 №9
Придумать своё буквенное выражение и предложить завтра на уроке своему соседу найти его значение