Внеклассное мероприятие Этот удивительный мир фразеологизмов(обобщение по теме «Фразеология» в 6 классе)


Алматинская область
Каратальский район
город Уштобе
СШГ № 51 им.С.И. Морозова
Учитель русского языка и литературы Оголева Наталья Ивановна
Тема: Внеклассное мероприятие "Этот удивительный мир фразеологизмов".
(обобщение по теме «Фразеология» в 6 классе)
Цели:
закрепление, систематизация и обобщение знаний по теме «Фразеология»; формирование норм правильной литературной речи;
развитие способности к распределению внимания, догадке, к сравнению и сопоставлению, способности к осмысленности восприятия учебного материала;
воспитание любви к родному русскому языку, пополнить словарь учащихся новыми фразеологическими оборотами; научить использовать их в речи; развивать навыки остроумного ответа.
Оборудование: путеводитель по столице фразеологизмов; рисунки, изображающие фразеологические ситуации в их прямом понимании; жетоны (иностранная валюта),презентация, плакаты, стикеры, музыка, словари
Тип урока: урок-путешествие, обобщение темы
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя:
Организационный момент. Представиться. Разделить учащихся на три группы.
Ребята, сегодня вы будете работать в группах. К концу занятия я попрошу вас определить в своей команде наиболее активных участников, а также выберите того, кто будет выступать от имени всей группы. Чтобы оценка вашей работы на уроке была объективной, в каждой группе есть мой помощник-консультант, которого я прошу оценивать ваши правильные ответы. Вашими помощниками на сегодняшнем занятии будут фразеологические и другие словари.
…Гаснет умная словесность,Разговорная красаОтступают в неизвестностьРечи русской чудеса.Сотни слов родных и меткихСникнув, голос потерявВзаперти, как птицы в клетках,Дремлют в толстых словарях.Ты их выпусти оттудаВ быт обыденный верни,Чтобы речь – людское чудоНе скудела в наши дни.
- Ребята! Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по столице необыкновенного государства, имя которому Фразеология. Но въезд в эту страну разрешён только при наличии визы. Чтобы её получить, вы должны ответить на вопросы:
1 команда. Что изучает фразеология? (Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания слов, цельные по своему значению).
2 команда. Что называется фразеологизмом? (Устойчивые сочетания слов, равные по своему значению либо 1 слову, либо целому предложению).
3 команда. Чем фразеологизмы отличаются от свободных сочетаний слов? (Являются неделимыми оборотами речи, в предложении подчеркиваются как 1 член).
- Верно! У вас есть необходимые знания, которые позволяют выдать вам визы для пересечения границы этого государства и осмотра всех достопримечательностей его столицы. Итак, граница открыта. Вы отправляетесь в путешествие, где вас ждёт очень много неожиданных встреч и сюрпризов, нелёгких испытаний, преодолевая которые, вы будете зарабатывать себе иностранную валюту. Покинув эту страну, вы обменяете её на школьные отметки. (За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон. В конце урока количество заработанных каждым учащимся жетонов подсчитывается и выставляется оценка). II. Итак, первое испытание.
Всех въезжающих сюда туристов хозяева приветствуют очень распространённым фразеологизмом, обозначающим приветствие, вежливое приглашение прийти, приехать, войти, зайти. Что же это за слова? Назовите этот известный всем фразеологизм? (Добро пожаловать).
Мы продвигаемся по центральной улице города. Нам навстречу идёт человек, который только что попарился или помылся в бане. Что мы ему скажем? (С лёгким паром)
А вот очень шумная ватага ребят, ваших ровесников, возвращающихся с увлекательной прогулки, которым мы можем сказать шутливо-фамильярное приветствие. Какое? (Наше вам с кисточкой).
(Учащиеся, которые давали правильные ответы, получают жетоны).
- Мы начинаем знакомиться с достопримечательностями города. Перед нами музей фразеологизмов. В нём много старых вещей. Откуда они здесь? Дайте современное толкование этих фразеологизмов.
Вот авгиевы конюшни – (из буквального словосочетания Авгиевы конюшни, т.е. громадные конюшни Авгия, царя Элиды. По мифу, эти конюшни, которые не убирались 30 лет, Геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей. В современном языке этот фразеологизм обозначает очень загрязнённое место, запущенное помещение).А это ахиллесова пята – (из греческого мифа об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, не коснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс. Обозначает уязвимое место, слабую сторону).Тут есть и нить ариадны – (Из буквального словосочетания Ариаднина нить, т.е. клубок ниток, принадлежащий Ариадне, дочери критского царя Миноса. Ариадна помогла афинскому герою Тезею убить минотавра и выбраться из лабиринта с помощью нити, прикреплённой у входа. Значение – способ, помогающий выйти из трудного положении).- Кто-то ещё решил посетить музей. Сколько много желающих познакомиться с историей возникновения рода фразеологизмов! Это группы туристов-иностранцев. Они не прочь познакомиться с нами. Завязывается дружеская беседа.
Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские? (как две капли воды)
Англичане говорят о таком человеке, что он живёт в клевере, немцы – что он сидит как личинка в сале, французы – как петух в тесте. А что говорим мы? (Как сыр в масле катается)
Если англичанин знает что либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и немее - как собственный карман. А русский? (Как свои пять пальцев)
Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские? (У него денег куры не клюют)
Если англичанин хочет что-либо хорошенько запомнить, он говорит: это надо положить в свою трубку и выкурить, немец – это надо записать себе за ушами, француз – это надо вбить себе в голову. А что говорим мы? (Зарубить себе на носу)
Французы о таком человеке говорят, что он тебе до лодыжки не доходит, англичане – он не годится на то, чтобы держать тебе свечку. А мы? (Он тебе в подмётки не годится)
После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими ? (Искры из глаз сыпятся)
- Следующим объектом для посещения значится госпиталь для заболевших фразеологизмов (неправильно употреблённых). Давайте поможем им, исправим ошибки, а с выздоровевшими фразеологизмами составим несколько предложений.
Потерпеть победу – (одержать победу)
Не тяни дело в долгий ящик – (не откладывай дело в долгий ящик)
Не в чужой тарелке – (не в своей тарелке)
Клевать клювом – (клевать носом)
Спрятаться в калошу – (сесть в калошу)
Пять без палочки – (ноль без палочки)
- С чувством выполненного долга мы покидаем это заведение и, согреваемые лучами яркого солнца, продолжаем своё путешествие.
Столица Фразеологии расположилась на берегу моря. Неплохо бы искупаться.
Но чтобы окунуться в этом море, нужно выполнить следующее задание: назовите фразеологизмы, в состав которых входит слово «вода». (Утопить в ложке воды, концы в воду, как в воду канул, как рыба в воде, как с гуся вода, много воды утекло, воду мутит, вилами по воде писано, на чистую воду, выйти сухим из воды).
- А теперь идём в зоопарк. Но, чтобы пройти туда, нам надо пересечь две улицы: Синонимов и Антонимов. Наш путь преграждает полицейский, который требует выполнить следующие задания:
Подберите к фразеологизмам синонимы.
Кот наплакал - ( с гулькин нос, капля в море, раз-два и обчёлся;)Сломя голову – (во всю прыть, что есть духу, в мгновение ока, не успеешь моргнуть;)В тот же миг – (сию минуту, не долго думая, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам;)Видимо-невидимо – (тьма-тьмущая, с три короба, пруд пруди, как собак нерезаных).Подберите к фразеологизмам антонимы.
Кот наплакал – (куры не клюют)Как кошка с собакой –(душа в душу)За словом в карман не полезет – (язык проглотил, воды в рот набрал)От горшка два вершка – (верста коломенская)Рукой подать – (за тридевять земель, куда Макар телят не гонял)
- З а д а н и е № 5 (первая половина задания устно, вторая -- письменно).Задания успешно выполнены, и вот мы в зоопарке.
Жители этого города не только трудолюбивые, но и очень добрые люди. По-доброму они относятся и к животным. Горожане построили для них теплый, уютный зоопарк А кто обитает в этом зоопарке, вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:
(По мере угадывания на экране появляются изображения животных)
-- Голоден, как …(волк)
-- Труслив, как ...(заяц)
-- Здоров, как …(бык)
-- На ухо наступил… (медведь)
-- Смотрит, как …(баран) на новые ворота
-- Грязный, как … (свинья)
-- Колючий, как … (еж)
Вспомните, какие животные живут во фразеологизмах? Впишите вместо точек названия жителей зоопарка. Объясните значения фразеологизмов.
Пишет как…. лапой (курица)Делить шкуру неубитого …. (медведя)На сердце … скребут (кошки)….носа не подточит (комар)Следующий объект нашего маршрута – Картинная галерея.
И здесь нас ждёт испытание.
Вот рисунки, сделанные известными художниками, но они почему-то забыли дать названия своим картинам. Сделайте это вы при помощи фразеологических оборотов.
(Для просмотра предлагаются рисунки с изображением фразеологических ситуаций в их прямом понимании)
Один иностранный художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у него получилось. (На слайде 14 –юмористические картинки с изображением фразеологизмов в прямом значении: «Море по колено», «Водить за нос», «Мокрая курица»). Назовите эти устойчивые сочетания. Объясните их значение.такое же задание выполняют все команды и отгадывают
Объявляю конкурс для капитанов команд
Капитанам завязывают глаза, подводят к столу. На столе лежат предметы: камень, шляпа, книга, галоша, мыло, очки. Капитаны берут со стола по 3 предмета и придумывают с ними фразеологизмы, кто это сделает быстрее, тот и победил. Конкурс оценивается в 10 баллов.
Ответы: держать камень за пазухой, дело в шляпе, сесть в галошу, прочитать книгу от корки до корки, намылить шею, втирать очки)Физкультминутка
Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).
Встанем, как аршин проглотили
Проголосуем обеими руками.
Согнемся в три погибели.
Попрыгаем, как заяц.
Дадим задний ход.
Посмотрим друг другу в глаза.
Сделаем хорошую мину при плохой игре.
Побьем друг другу челом.
Разведем руками.
А теперь -руки в брюки.
Подержим нос по ветру.
Намылим друг другу голову.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие
- Далее наш маршрут пролегает мимо стадиона. Мы не можем пройти мимо. На беговой дорожке к старту приготовились легкоатлеты. Нас тоже пригласили поучаствовать в забеге. Кто же окажется быстрее?
Слово заполнить по вертикали фразеологизмами. (Задание выполняется в тетради каждым учащимся. Старт даётся дважды) 4. Конкурс “Домашнее задание”.
1 группа дает задание 2 группе: по определению угадать фразеологизмы.
1) Быть всегда готовым к обороне (держать порох сухим).
2) Очень худой, измождённый (кожа да кости).
3) Умышленно, намеренно не замечать чего-либо (закрывать глаза на что-либо).
4) Ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях(не солоно хлебавши).
5) Днём на виду у всех (среди бела дня).
6) Неохотно, принудив себя к чему-либо (скрепя сердце).
2 группа даёт задание 3 группе: подобрать синонимы к названным фразеологизмам.
Поминай как звали (и след простыл).
Куры не клюют (хоть пруд пруди).
Тьма кромешная (ни зги не видно).
Глядеть в оба ( держать ухо востро).
Ни слуху ни духу (ни ответа ни привета).
Пальчики оближешь (язык проглотишь)
Закрывать глаза на что (смотреть сквозь пальцы)
3 группа даёт задание 1 группе: подобрать антонимы к названным фразеологизмам.
В двух шагах (за тридевять земель).
Хоть пруд пруди ( с гулькин нос).
Засучив рукава ( спустя рукава).
Взять себя в руки ( упасть духом).
Жить душа в душу ( как кошка с собакой).
Распустить язык ( держать язык за зубами).
Чуть свет ( на ночь глядя).
Проверка: одна группа показывает, другие отгадывают
Творческое задание:
Изобразить фразеологизм в виде пантомимы. Например, «денег куры не клюют», «водить за нос», «мухи не обидит» (можно предложить другим группам отгадать показанный фразеологизм).
- Как и в любом городе, в столице фразеологизмов есть, где развлечься. Продвигаясь с помощью путеводителя, мы добрались до зала игровых автоматов. Пропуском сюда будет выполнение такого задания:
- Каждая команда работает над отдельной тематической группой фразеологизмов: выясняет их происхождение, поясняет значение, подбирает синонимичные фразеологизмы, иллюстрирует любые три устойчивых выражения так, если бы они были поняты в буквальном смысле; - в ходе обсуждения учащиеся рисуют лесенку, на каждой ступеньке написано название микротемы и имя ответственного ученика за данный раздел. Также в ходе обсуждения учащиеся выбирают фразеологизм для названия своей команды.
1.​ Выписать фразеологизмы, относящиеся к определенной теме;
2.​ Дать их толкование, заменить фразеологизм одним словом;
3.​ Выяснить история происхождения фразеологизмов (2-3 примера использовать при защите проекта);
4.​ Подобрать синонимичные фразеологизмы;
5.​ Проиллюстрировать 3 понравившихся фразеологизма;
6.​ Сделать вывод о роли фразеологизмов в речи;
7.​ Отразить результаты исследования в финальной речи (2 мин.)
Работа над презентацией полученных результатов. Итоговое выступление представителей групп
Практическая работа Словари фразеологизмов, толковые словари, альбомные листы, цветные карандашиПрактическая работа
Цель: Разработать проект согласно выделенным разделам, подготовить финальную речь.
Фразеологизмы для 1 команды: (фольклор) за тридевять земель, при царе Горохе, по щучьему веленью, рожки да ножки, остаться у разбитого корыта, искать жар-птицу, молочные реки и кисельные берега, ни кола ни двора, заварить кашу, неурочный час.
Фразеологизмы для 2 команды: (мифология) Дамоклов меч, яблоко раздора, муки Тантала, Троянский конь, ахиллесова пята, кануть в Лету, провалиться в тартарары, пиррова победа, прометеев огонь, сизифов труд.Фразеологизмы для 3 команды: (история) поднять на щит, филькина грамота, положить в долгий ящик, коломенская верста, остаться с носом, перейти Рубикон, казанская сирота, трубка мира, воздвигнуть китайскую стену
Оценивают выступления учащихся, выделяют самых активных командных игроков (с учетом критериев оценки)
Закончи фразеологизм: конкурс «Закончите фразеологизм»
1 команда
Медвежья … (услуга) Золотые … (руки) Прикусить … (язык)
2 команда
Ни жив, … (ни мертв) Как снег … (на голову) Кто в лес, … (кто по дрова)
3 команда
Черным по … (белому) Тише воды, … (ниже травы) Легок на … (помине)
1 команда
(Мастер)… на все руки (Спустя)… рукава (Несолона)… хлебавши Дрожит как… ( осиновый лист), катается как … ( сыр в масле),
2 команда
(Высосать)... из пальца (Бить)… баклуши (Рукой)… подать выводить на… (чистую воду), держать в … ( ежовых рукавицах), поразить как …. ( гром среди ясного неба),
3 команда
(Намылить)… шею (Сквозь землю)… провалиться (Выйти)…сухим из воды
вариться в … (собственном соку), сидеть .. (сложа руки), знать как… (свои пять пальцев).
Игра «Кто быстрее» по группам
Ваша задача подобрать по 6 фразеологизмов с общим существительным.
* 1 ряд готовит задание со словом нос: задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, не видеть дальше своего носа, бояться нос показать, не показывать носа, остаться с носом, держать нос по ветру.
* 2 ряд готовит задание со словом язык: язык проглотил, прикусил язык, найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается, развязать язык, не сходить с языка, острый на язык, язык до Киева доведет, тянуть за язык, держать язык за зубами.
* 3 ряд готовит задание со словом рука: отбиваться от рук, все валится из рук, умывать руки, сходить с рук, своя рука владыка, прибрать к рукам, носить на руках, как рукой сняло, из рук в руки, положа руку на сердце.
- Определите по рисунку и назовите фразеологизм ( см. рисунки с фразеологизмами).
Занимательная фразеология: используя фразеологизмы, можно составить шуточные вопросы, а ответ найти в устойчивых словосочетаниях.
Есть ли у земли лицо ?(Стереть с лица земли).
Может ли горе быть в жидком состоянии? (Хлебнуть горя).
Есть ли глаза у правды, опасности. Смерти? (Смотреть правде в глаза)
Какое блюдо бывает у некоторых людей в голове? (Каша в голове).
Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос).
Из какого фразеологизма марсиане могли бы заподозрить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног).
Команды отвечают на шуточные вопросы:
Можно ли что-нибудь перелить из пустого сосуда? (Из пустого в порожнее).
Может ли вопрос заболеть? Есть ли у него ребро? (Больной вопрос; поставить вопрос ребром).
Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (В голове каша).
Есть ли глаза у опасности? (Смотреть в глаза опасности).
В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Как дважды два).
Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног).
«Загадки-складки»
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой не разольешь.

Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек,
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили ноги.

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь медвежью услугу.

Ежата-детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых рукавицах.
Фальшивят, путают слова
Поют кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши вянут.
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чем же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
Занимательная фразеология в картинках «Угадай фразеологизм»: на слайдах демонстрируются картинки, уч-ся отгадывают зашифрованные фразеологизмы.
Мухи не обидит, витать в облаках, водить за нос, тянуть кота за хвост, плясать под чужую дудку, сесть на шею, сбоку припёка, скатертью дорожка.
Итог урока- Вот наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что оно вам понравилось, мы приобрели новые знакомства среди фразеологизмов, и теперь они будут вашими верными друзьями, вы не будете забывать использовать их в своей речи, а они сделают вашу речь более остроумной и с честью помогут вам выйти из трудных ситуаций. Фразеологические обороты обогащают язык, делаю речь яркой, образной, меткой. Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это ее драгоценные нити, придающие ткани неповторимую расцветку и блеск.
Знания фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения русским языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью.
Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго. И сделаем это тоже при помощи известных фразеологизмов.
Пожелание успеха в каком-либо деле, начинании (С Богом!)
Пожелание долгой жизни, благополучия (Многие лета)
Пожелание удачи в чём-либо (В добрый час, ни пуха ни пера)
- Мы благополучно покинули страну Фразеологию и её гостеприимную столицу. Теперь давайте подведём итоги.(подсчитывается количество жетонов, заработанных каждым учащимся, и выставляется оценка за урок).Мы активно сегодня поработали, многое повторили, обобщили наши знания. Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую работу? У вас на столах лежат карточки разных цветов. Красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно. Поднимите, какую вы считаете нужным.
Самооценка.
Ассистент каждой группы оценивает работу команды в целом и называет наиболее активных (общее количество заработанных баллов с помощью заранее приготовленных для каждой группы жетонов; на их основании учитель выставляет оценки всей группе, учитывая наиболее активных.)
Результативность урока:
Что нового вы узнали? В чём вам поможет знание фразеологизмов? Задайте себе: «Что я сегодня сделал и чего достиг?»
Домашнее задание: разгадать кроссворд