Учебное занятие. Методические рекомендации в помощь педагогам дополнительного образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Республиканский дворец детского творчества»













«Требования к составлению образовательных программ дополнительного образования детей»
(Методические рекомендации в помощь зав. отделами, методистам, ПДО)










Над методическими
рекомендациями работала:
Тотиева Клара Георгиевна












г. Владикавказ
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Паспорт программы.3

2.Введение. Программа.4

3.Схема построения программы. Структура программы11

4.Титульный лист ..12

5.Оглавление или содержание .13

6.Цели и задачи .15

7.Ожидаемые результаты.15

8.Учебный план.15

9.Учебно-тематический план..17

10.Содержание программы..18

11.Критерии оценки.18

12.Условия реализации программы19

13. Методические рекомендации19

14. Список литературы.20

15.Рекомендации по экспертизе дополнительных образовательных программ22


Паспорт программы

Образовательная программа «Солнышко».
Автор или составитель программы, должность, квалификация: Иванова Татьяна Ивановна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.
Рецензент: Петров Сергей Петрович, Заслуженный работник культуры РСО – Алания.
Организация- исполнитель: Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Республиканский дворец детского творчества» РСО – Алания.
Адрес: РСО – Алания, г. Владикавказ, ул. Ленина, 4, РДДТ.
Тел. 8 (8672) 53-65-17, факс: 8 (8672) 53-03-53, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Программа реализуется в Республиканском дворце детского творчества. Возраст обучающихся: 8-16лет.
Срок реализации программы: 5 лет.
Год разработки программы: 2012 год.
Социальный статус: ученики школ города и республики.
Цель программы: формирование у детей и подростков художественной культуры и развитие их творческих способностей.
Направленность программы: художественно-эстетическая.
Вид программы: авторская, модифицированная и т.д..
Уровень реализации: дополнительное образование.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Способ освоения содержания образования - креативный.
В основу образовательной программы «Солнышко» положен большой педагогический опыт (конкретно).



ВВЕДЕНИЕ

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», образовательным является то учреждение, в основе деятельности которого лежат образовательные программы. Образовательными программами определяется содержание образования в конкретном образовательном учреждении.
Образовательной программой считается документ, содержащий в своей основе педагогическую концепцию учреждения, в котором реализуется данная образовательная программа.
В соответствии с Законом «Об образовании РФ», образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.
Ответственность за реализацию и качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством РФ порядке.
При разработке образовательных программ необходимо руководствоваться требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.
Данный методический материал поможет заведующим отделами, методистам, педагогам дополнительного образования в разработке образовательных программ.

Программа

Программа (от греч. programma – объявление, распоряжение), по словарю – это содержание и план деятельности. Это документ, отражающий деятельность конкретного педагога, объединения, учреждения. Современная программа дополнительного образования, реализующаяся в учреждении дополнительного образования, в силу своей специфики должна отражать весь учебно-воспитательный процесс в целом. М.М. Поташник выделяет семь качеств, которыми должна обладать любая программа:
-актуальность ориентация на решение наиболее значимых проблем;
-прогностичность способность соответствовать изменяющимся требованиям и условиям ее реализации;
-рациональность возможность получать максимально полезный результат при достижении поставленной цели при помощи реально имеющихся ресурсов;
-реалистичность соответствие между желаемым и возможным, между целями и реальными необходимыми средствами;
-целостность полнота и согласованность действий, необходимых для достижения целей;
-контролируемость определение промежуточных целей, т. е. реальных способов проверки получаемых результатов;
-чувствительность к сбоям возможность оперативного обнаружения отклонений и коррекции действий.
Любой документ, представляемый в какие-либо инстанции, в том числе и программа педагогической деятельности, должен сопровождаться рецензией.
Программа утверждается директором учреждения за подписью и печатью (Закон РФ, Ст. 15).
В образовательной программе указываются средства, методы, технологии её реализации, весь учебно-воспитательный процесс в целом. Программа должна соответствовать ГОСТу и современным требованиям к образовательным программам дополнительного образования детей.
Образовательная программа - ключевой документ, на основе которого строится вся работа педагога дополнительного образования.
Образовательная программа дополнительного образования детей – это документ отражающий:
деятельность учреждения;
деятельность конкретного педагога;
организацию педагогического процесса;
чёткий и поэтапный план решения поставленной цели;
цели, ценности образования, его содержания, педагогические технологии и методики реализации, определение результатов деятельности значимых для ребёнка, родителей, педагога, общества;
совместную деятельность педагога, обучающихся и их родителей;
описание индивидуального образовательного маршрута социального, (профессионального) самоопределения обучающихся, при прохождении которого ребёнок сможет выйти на тот или иной уровень образованности, овладения определёнными ключевыми компетентностями, гарантированных образовательной программой;
совокупность разнообразных действий, отвечающих образовательным потребностям детей и родителей, общества в гармоничном развитии и социальном самоопределении обучающихся;
основание оплаты труда.
Программа – наглядный показатель профессионального мастерства педагога.
Разработка программы – одно из важнейших условий для осуществления образовательного процесса.
В образовательных учреждениях в соответствии с классификацией образовательных программ дополнительного образования детей по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности выделяются следующие типы программ:
Типовые программы представляют собой государственный стандарт образования. Эти программы создаются на государственном уровне, утверждаются Министерством образования РФ и являются базисными в
работе по данному профилю. Они могут быть рекомендованы Управлением дополнительного образования в качестве примерных по той или иной образовательной направленности. Данные программы могут внедряться в образовательных учреждениях репродуктивно.
Модифицированные (адаптированные) программы это программы, в основу которых положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся. Например: отчетные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д., но при этом поощряются и показатели знаний, умений и навыков. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу.
Экспериментальные программы призваны отражать изменения в основах содержания образования, либо изменение принципов, методов, форм обучения в интересах его совершенствования, а также внедрять новые педагогические технологии.
Экспериментальная образовательная программа проходит апробацию с целью снятия конкретных трудностей в образовательном процессе, и ее разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации, в случае выявления новизны предложений автора, экспериментальная программа может, после успешной апробации и экспертизы, претендовать на статус авторской. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение руководителя образовательного учреждения, а документация утверждена на методическом совете учреждения.
Авторские программы это программы, обладающие актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Она должна содержать не менее 70% нового, от уже существующих программ, построенного на основе собственных идей и личного опыта. Она может быть создана педагогом, методистом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Это программа преподавания либо впервые вводимого предмета, либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих аналогичную проблему.

Интегрированные программы объединяют в одно целое отдельные образовательные области; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки ее содержания и эффективности
В термин «интеграция» в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а возможно, и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта. К таким программам относятся дополнительные образовательные программы, взаимосвязанные с общеобразовательными предметами. Интегрированная образовательная программа должна содержать:
общую пояснительную записку для всех направлений, входящих, в интегрированный курс;
план совместной деятельности в рамках заявленной интеграции
(или учебный план);
комплект дополнительных образовательных программ, входящих в интегрированную программу.
Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.
Сквозные программы создаются, если необходимо ввести и реализовать общую цель через все образовательные программы. Главная задача сквозной программы соизмерить материал по направлениям со сквозной программой, с учетом возрастных особенностей детей, психофизического состояния. Их назначение - в создании условий для реализации творческих возможностей детей, их самореализации. При обязательном условии развития креативности обучающихся и создании базы для учебно-исследовательской работы.
Комплексные программы объединяют отдельные области,
направления, виды деятельности в единое целое. При разработке комплексной образовательной программы необходимо учитывать, что в ней пишется одна пояснительная записка, где отражается вся специфика работы по всем направлениям программы, все остальные разделы программы пишутся каждым педагогом, согласно содержанию работы в рамках своего направления. В пояснительной записке описывается концептуальная модель, по которой происходит объединение дополнительных образовательных программ в единый комплекс; материально-техническое и кадровое обеспечение; общий учебный план комплексной образовательной программы.
Цели и задачи комплексной программы должны быть согласованы с целями и задачами образовательных программ по каждому предмету, выстраивая стратегические шаги, направленные на достижение общих целей.
По уровню освоения программы различают несколько уровней:

Общекультурный - направлен на развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, обогащение уровня общения, решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социальном опыте. Здесь предполагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности.
Углубленный - направлен на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы ориентированы на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Профессионально-ориентированный – предусматривает достижение повышенного уровня образованности в избранной области. Направлен на ознакомление и последующее углубление той или иной профессиональной сферы жизнедеятельности. Помогает выявить личные возможности обучающихся, определиться им в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства.
В образовательной практике выделяются и другие уровни освоения, обусловленные целевыми установками программ.
По цели обучения программы различают:
познавательные, дающие углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивающие интеллектуальные способности, расширяющие кругозор;
научно-исследовательской ориентации, направленные на раскрытие и развитие творческих способностей детей к научной деятельности,
формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять в жизнь авторскую идею;
социальной адаптации, направленные на освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработку ценностных ориентаций;
профессионально-прикладные, дающие определенные навыки и умения в практической деятельности, формирующие специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками;
физкультурно-спортивные, помогающие осуществлять здоровый образ жизни, развивающие систему профилактики и коррекции здоровья обучающихся;
досуговые, наполняющие активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время обучающихся;
развивающие художественную одаренность воздействуют на эмоциональную сферу обучающихся, осуществляют его «погружение» в художественный образ и т. д.
По содержанию программы делятся на следующие направления:
военно-патриотическое;
физкультурно-спортивное;
социально- педагогическое;
эколого-биологическое;
научно-техническое;
спортивно-техническое;
художественное;
туристско-краеведческое;
социальное;
естественнонаучное.
Любая программа должна быть направлена на развитие личности ребенка, его самоопределение.
Программы должны дифференцироваться по возрастному признаку и уровню развития детей, а также ориентироваться на различные уровни деятельности детей: репродуктивную, поисковую, творческую.
Согласно типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, ребенок вправе выбирать любой вид деятельности, заниматься сразу в двух-трех различных группах и не обязан посещать каждое занятие. И только от мастерства педагога и заинтересованности ребенка будет зависеть эффективность деятельности педагога, а также наполняемость групп, то есть, от того, насколько хорошо продумана образовательная программа.
Образовательная программа дает возможность всем участникам деятельности представить цель и задачи совместных действий на каждом временном отрезке. В то же время программа указывает путь к достижению поставленной цели, определяет промежуточные результаты, что дает возможность педагогу быстро реагировать на изменение ситуации, оперативно корректировать педагогический процесс, своевременно вносить изменения в методику работы.
Необходимость составления образовательной программы педагогической деятельности повышает требования и к подготовке самого педагога, требует умения представить свою деятельность в виде программы.
С одной стороны, педагог может использовать любую опубликованную программу, адаптировать ее к собственным условиям, может составить модифицированную программу, ссылаясь на опыт других педагогов, может разработать собственную авторскую программу. Но, с другой стороны, и другие педагоги могут использовать эту программу. Следовательно, в обоих случаях программа педагогической деятельности должна быть продуманной, объемной, логичной и содержательной.
Грамотно продуманная программа педагогической деятельности, правильно определенные цель и задачи, позволяют педагогу без осложнений пройти путь от механического подчинения ребенка своему авторитету к завоеванию добровольного признания.
Создание авторской программы - высший этап профессиональной деятельности педагога- ведь в ней сконцентрированы его идеи, знания, педагогический опыт. Однако, авторская программа - это и предложение, проба своих сил, оригинальное видение предмета.
Основным условием успешной творческой работы автора, является правильно, просто и ясно построенный план изложения.
Придерживаясь структуры программы, следует составить в определенной последовательности развернутый перечень всех разделов, что помогает в подборе и систематизации материала, обеспечивает последовательность изложения текста, способствует повышению качества программы.
Основные требования к тексту авторской программы: ясность и выразительность языка, простота, четкость и сжатость изложения.
При создании программы необходимо добиваться наиболее точного, законченного и в то же время наиболее простого и понятного построения фраз, формулировок и выводов. Следует избегать длинных, запутанных предложений, повторений, лишних словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста. Необходимо бороться против трафаретных фраз.
В тексте программы следует соблюдать унификацию-единообразие терминов, обозначений, условных сокращений. Не допускается применение одинаковых терминов и обозначений для различных понятий и величин без указания их смыслового значения.
Не рекомендуется
Рекомендуется

имеет тенденцию
склонно

резюмировать
заключить, подводить итог

форсировать
ускорять, усиливать

функционировать
действовать и т.д.


Необходимо избегать неуместного употребления местоимений: я, мы. Например: "В своей программе я решила...". Следует написать: "В программе предлагается..., рекомендуется..." и т.п.
Не следует в одной фразе смешивать глаголы настоящего времени с глаголами прошедшего или будущего.
Не рекомендуется частое употребление глагола-связки "является".
Следует избегать стилистических ошибок, связанных с неправильным употреблением некоторых оборотов.



Неправильно
Правильно

Говорит за то, что
Говорит о том, что

Представляет из себя
Представляет собой

Сделать отчет в том
Сделать отчет о том

Благодаря того
Благодаря тому

Согласно чего
Согласно чему


При использовании в тексте программы цитат, их следует воспроизводить точно, с сохранением всех особенностей подлинника. Чтобы не исказить смысл материала подлинника, рекомендуется цитировать законченные предложения (от точки до точки). Если же цитируемая фраза приводится не полностью,
то в местах опущенного текста следует ставить многоточие (...). Цитаты из неопубликованных материалов не допускаются. Любую цитату необходимо сопровождать ссылкой с указанием фамилии и инициалов автора источника, полного и точного названия, издательства, года издания, тома, страницы. В эпиграфах допускается указание только фамилии и инициалов автора. Выделяются цитаты в тексте рукописи кавычками.
При использовании в тексте программы дат, не следует присоединять падежные окончания (так называемые наращения).
Например:
Неправильно
Правильно

25-го января 1812-го года
25 января 1812 года


Математические знаки следует употреблять только в формулах. Не употребляются также символы и условные буквенные обозначения без словесной расшифровки. Например:
Неправильно
Правильно

t повышается на 50
температура повышается
на 50 градусов


Знаки: %, М", & и т.д. применяются в тексте только при цифровых или буквенных величинах. В тексте их пишут словами. Например: "В предыдущем параграфе...". Эти же знаки для обозначения множественного числа удваивать не следует. Например: "В пар.1 и 2 рассмотрено...".
Числа до десяти рекомендуется писать словами, свыше десяти - цифрами. Например: "Пять занятий литературой..."; " В тексте необходимо привести не более 12 наименований...".
Порядковые числительные, обозначаемые арабскими цифрами, всегда сопровождаются падежными наращениями: из двух букв - в родительном и дательном падежах единственного
числа мужского и среднего рода, а также в творительном падеже множественного числа и любого рода; из одной буквы - в остальных падежах.
Например:
Неправильно
Правильно

1-ая задача
1-я задача

20-ый пар аграф
20-й параграф

1-ого правила
1-го правила

20-ому параграфу
20-му параграфу

6-ыми сутками
6-ми сутками


Порядковые числительные, обозначаемые римскими цифрами, пишут без наращения. Например: I век до н.э.
При нескольких порядковых числительных падежное наращение ставят только после последней цифры. Например: 1,2,3-я глава.
Количественные числительные, обозначаемые цифрами, пишут без падежных наращений. Например:

Неправильно
Правильно

Из 10-ти ответов
из 10 ответов


Сложные прилагательные, первой частью которых являются числительные, обозначаемые цифрами, пишут без падежного наращения через дефис. Например:

Неправильно
Правильно

2-х разовый
2-разовый

10-ти метровый
10-метровый


В тексте программы, как правило, все слова должны быть написаны полностью за исключением:
т.е. - то есть;
и т.д. - и так далее;
и т.п. - и тому подобное;
и др. - и другие;
Не допускаются следующие сокращения:
т.к. - так как;
т.н. - так называемый;
т.о. - таким образом;
т.ч. - так что;
п.ч. - потому что;
м.б. - может быть;
вм. - вместо;
напр. - например;
ур-ние - уравнение;
ф-ла - формула;
ок. - около и т.д. и т.п.
При введении в текст не общепринятых сокращений, их следует оговорить при первом упоминании или (если их много) в перечне условных обозначений и сокращений, помещенном в программе. Из сокращенных названий учреждений и предприятий следует употреблять только известные. Малоизвестные сокращения надо расшифровывать при первом упоминании.
При ссылках на иллюстрации, таблицы и части текста с указанием их номера обязательны сокращения: рис. - рисунок (рис.1); табл. - таблица (табл.2); гл. - глава; с. - страница (с.З); п. - пункт (п.4); пп. - пункты (пп. 5,6); см. - смотри (см. с.7).
Без указания номера эти слова пишут в тексте полностью. Например:
Неправильно
Правильно

В предыдущем разд. приведены
В предыдущем разделе приведены


В примечаниях, сносках, библиографических справках допускаются следующие сокращения:

авт. - автор
рец. - рецензент

англ. - английский
ред. – редактор

вып. - выпуск
т. – том

изд. – издание
ч. – часть

отд. - отдел
М. – Москва

пер. - перевод
прим. – примечание


В основном тексте все эти слова следует писать полностью.
Условные буквенные обозначения механических, физических, химических и математических терминов должны точно соответствовать стандартам.
Сноски. При употреблении сносок, примечаний, их помечают в тексте арабскими цифрами со скобкой справа от слова или фразы, которую нужно пояснить:
1). Если употреблена только одна сноска, ее обозначают звездочкой *. При наличии нескольких сносок их нумеруют последовательно по всему тексту или внутри каждой страницы. Возможно, указать ссылку в скобках: (см. разд.5).
Таблицы. Таблицы помещают в тексте в том случае, если материал не поддается воспроизведению другими способами. Например, справочные сведения, результаты экспериментальных исследований и т.п. Все таблицы должны быть пронумерованы арабскими цифрами (знак N перед цифрой не ставится). Номер таблицы пишут в правом верхнем углу над текстовым заголовком.
Заголовки. Текстовые заголовки располагают над таблицами посередине. В тексте ссылку на таблицу приводят сокращенно с указанием номера. Например: "См. табл. 2". Если таблица одна, ее не нумеруют и слово "Таблица" над ней не пишут. Заголовки всех граф в таблице пишутся с прописной буквы.
Справочные материалы, уточняющие текст, примеры и т.п. помещают в программах в виде приложений, которые располагают в конце текста, перед списком использованной литературы.
Приложения группируют по содержанию и нумеруют. Номер пишут в правом верхнем углу со словом "Приложение". Например:
"Приложение 1". Знак N перед цифрой, указывающей порядковый номер приложения, не ставится.

Схема построения программы

I.Титульный лист;
II.Пояснительная записка;
III.Ожидаемые результаты;
IV.Учебный план;
V.Учебно-тематический план;
VI.Содержание программы;
VII.Критерии оценки;
VIII.Условия реализации программы;
IX.Методические рекомендации;
X.Список литературы;
XI. Приложения.

Структура программы на несколько лет усложняется в основном за счет повторения частей 4 и 5.
Предложенная последовательность программы не является обязательной. Объем каждого блока программы может быть различным. В программе могут быть добавлены приложения различного характера (творческий сценарий мероприятия, предложения по созданию иллюстративного материала тематики занятий, методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми и т. д.).
Всю схему построения программы можно условно представить графически:




Структура программы

На один год На два и более года



































Рассмотрим подробнее каждую часть отдельно.

I.Титульный лист

Поскольку программа это, прежде всего документ, выполняющий различные функции (основание для оплаты труда педагога, характеристика его профессионального уровня, теория), то и оформляться он должен соответственно требованиям ГОСТов.
На титульном листе и на всех остальных страницах обязательно соблюдаются поля:
-верх, низ – 2см.; левый край – 3см.; правый край – 1,5см.; шрифт – Times New Roman; размер 14; отступ первая строка 1,25 см; междустрочный интервал 1 пт.
Программа считается допущенной к работе после утверждения на педагогическом или методическом совете за подписью директора, подтвержденная печатью учреждения.































Нумерация страниц текста начинается со 2. Цифра страницы текста ставится в середине верхнего поля по вертикали и по горизонтали без точек или тире.

Оглавление или содержание

Раздел программы «Оглавление» или «Содержание» может отсутствовать в программе небольшого объема как годичной, так и рассчитанной на несколько лет. Потребность в таком разделе возникает лишь при значительном текстовом объеме программы, при большом числе разделов или частей. Например, если программа рассчитана на 3-5 лет, для удобства пользования ею, необходимо ввести оглавление, снабженное ссылками на номера страниц.
Содержание или оглавление программы может быть приведено в начале или в конце текста и включено в общую нумерацию страниц. Заголовки содержания (оглавления) должны точно повторять заголовки в тексте.
Сокращать заголовки не допускается. Слово «Содержание» или «Оглавление» помещается посередине листа.

II.Пояснительная записка
Эта часть программы может называться Пояснительной запиской или Объяснительной запиской, по усмотрению автора. Принципиального значения это не имеет. Однако различие зависит от времени прохождения программы.
Программа одного года более конкретна, чем программа двух, трех и более лет. В продолжительной программе Пояснительная записка становится очень объемной. Для более четкого размещения информации эту часть можно разделить на две: Введение и Пояснительную записку.
В этом случае во Введении помещается информация, касающаяся данного вида деятельности, его история, дополнительная информация. Работу над большой программой целесообразно начинать с Введения именно потому, что ход восприятия постороннего, не знающего предмета деятельности, требует постепенного вхождения в курс дела.
Пояснительная записка раскрывает:
образовательную концепцию автора;
актуальность и новизну программы;
педагогическую целесообразность;
-информацию, относящуюся к конкретной программе: указывается наименование программы, значимость данного вида деятельности, режим занятий;
цель и задачи (образовательные, развивающие, воспитательные);
краткую характеристику возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в творческом объединении;
формы занятий, планируемые по каждой теме или разделу программы - игра, поход, экскурсия, конкурс, конференция, соревнования, выставки, фестивали, учебно-исследовательская деятельность и т.д.;
методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса (словесные, наглядные, практические, методы проблемного обучения);
используемый методический, дидактический материал (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.)
Для индивидуальных занятий должно быть обоснование. Необходимо предусмотреть работу с одаренными детьми.
Актуальность программы. Это ответ на вопрос о том, что даёт современным детям, в современных условиях данная программа. Факт актуальности может быть доказан наличием у детей потребности (в общении, в конструировании, в продуктивной деятельности и т.д.), констатация проблемы.
Новизна и отличительные особенности программы. Указать отличительные особенности данной программы от уже существующих по данному направлению программ. Новое решение проблем дополнительного образования через реализацию программы. Новые методики преподавания, педагогические технологии в проведении занятий, применяемые в данной программе. Новизна в формах подведения итогов реализации программы и т.д.
Педагогическая целесообразность отвечает на вопрос, какие проблемы позволяет решить обучение по данной образовательной программе:
занятость свободного времени детей;
профессиональное самоопределение;
пробуждение интереса детей к новой деятельности и т.д.
Режим занятий
Указывается количество занятий в неделю и их продолжительность, количество
учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта). Занятость ребёнка в программе не может превышать 12 часов в неделю.
Итоговое количество часов за учебный год зависит от количества часов в неделю и года обучения.
Форма занятий: групповая, по звеньям, индивидуальная.
Форма проведения занятий: комбинированная, практическая, мастер-класс, деловая игра, творческая встреча, самостоятельная работа, экскурсия, конкурс, поход, аукцион, путешествие, праздник, мастерская, защита проектов, зачёт, фестиваль, творческая встреча ит.д.


Методы организации занятий:
словесный - беседа, анализ текста, объяснение, рассказ, работа с книгой;
наглядный – демонстрация картин, видеоматериалов, иллюстраций;
показ (исполнение) педагогом образца выполнения задания;
практический – наблюдение, практические задания, упражнения, тренировки, репетиции;
метод проблемного обучения – самостоятельный поиск ответа на поставленные вопросы, исследование, самостоятельная разработка идеи и т.д.;
исследовательский;
репродуктивный;
поисковый.
Виды контроля:
Вводный контроль - выявление первоначальных представлений: тестирование, диагностические задания, задачи поискового характера.
Текущий контроль - по итогам каждого занятия, или по итогам прохождения темы: опрос, самостоятельная работа, контрольное занятие.
Промежуточный контроль - опрос, самостоятельная работа, зачёт, открытое занятие для родителей, экзамен, контрольное занятие.
Итоговый контроль - по итогам усвоения содержания программы каждого года обучения: зачёт, взаимозачёт, открытое занятие, соревнования, концерт, экзамен, защита творческих работ и т.д.

Цель и задачи
Цель это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который учреждение реально может достичь к четко определенному моменту времени.
Формулировка цели должна быть максимально четкой и краткой, полной и логически корректной. Ее назначение - определить стратегию и тактику образовательного процесса.
Важно, чтобы цель программы была сформулирована в виде идеально представленного достижимого педагогического результата.
Цель программы должна быть направлена на:
развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
развитие индивидуальности, культуры личности, коммуникативных особенностей ребёнка, детской одарённости;
профилактику ассоциативного поведения детей и подростков;
создание условий для развития личности ребёнка;

создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Сложность состоит в том, что цель может быть одновременно и задачей, а задача - целью.
Главное - должно быть понятно, для чего создана данная программа, и какие результаты хотел бы получить педагог. В конечном счете, результат воспитания зависит от того, какая была поставлена цель и насколько точно и полно она отражена в каждом этапе деятельности педагога.
В отличие от цели, которая должна быть одна, задач должно быть три:
образовательные, развивающие, воспитательные.
Формулировать задачи можно через следующие глаголы: познакомить, обучить, способствовать, сформировать, обеспечить, развить, приобщить, предоставить возможность, поддержать, воспитать, расширить, углубить и т.д.
Образовательные. Указать, что ребёнок узнает, в чём разберётся, какие
представления получит, чем овладеет, чему научится.
Развивающие. Указать, какие способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь. Развитие ключевых компетентностей, умение думать, исследовать, общаться, взаимодействовать, доводить дело до конца.
Воспитательные. Указать, какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы: уважение к истории и культуре, коммуникативные навыки, умения, способность работать в коллективе.

III.Ожидаемые результаты

В этом разделе дается конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которые приобретает ребёнок на каждом году обучения. Ожидаемые результаты необходимо указать по годам обучения.

IV.Учебный план
Учебный план должен содержать перечень тем, распределенных по годам обучения, с указанием количества часов по каждой теме с разбивкой на теоретические, практические и другие виды занятий. Здесь также должны содержаться рекомендации по проверке и оценке знаний и умений обучающихся (итоговые занятия, концертные выступления, участие в соревнованиях, конкурсах, зачеты, экзамены и т.д.).
Общий объем времени по плану составляет 36 недель.
Примерная схема распределения возрастного и количественного
состава детей по группам, продолжительность занятий

Год обучения
Возраст детей

(указывается
согласно каждой образовательной программе)
Общее количество детей
Число учебных групп
Общее количество часов





В неделю
В год

I

15-20
1
1
36

II

12-15
1
2
72

III

10-12
1
4
144

IV

8-10
1
6
216

V

8-10
1
8
288

VI

8-10
1
10
360


В образовательной программе учебный план входит в состав учебно-тематического плана, последовательно конкретизируется в содержании и методических рекомендациях. Такое построение особенно удобно, если программа рассчитана на несколько лет, поскольку они в дальнейшем будут совершенствоваться.
Часты в программах ошибки в почасовом распределении материала, поскольку у педагогов возможна различная нагрузка. В связи с этим в плане указывается меньше или больше необходимого времени, что считается грубейшей ошибкой.

Пример учебного плана на 3 года обучения


Разделы программы
Количество часов



1 год
2 год
3 год


Вводное занятие. Тема: «Введение в образовательную программу» (для об-ся первого года обучения).
Инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения и др.
2
6
10


Историко-культурные сведения
5
6
10


Изделия первой сложности:
37
74
86


Изделия второй сложности:
50
80
62


Выездные занятия (музеи, выставки, др.)
32
32
18


Подготовка мероприятий Дворца (выставки, конкурсы, соревнования др.)
18
18
30


Всего часов
144
216
216


В учебном плане может содержаться всего несколько разделов. По годам обучения они могут проходить от первого до последнего года. Некоторые разделы могут начинаться, например, со 2-го года, а некоторые заканчиваться в 1-м или 2-м году обучения. По распределению разделов видна логика изложения материала и специфика данной программы.


Пример учебного плана на 5 лет


Наименование темы- предмета
Всего часов



1 год
2 год
3 год
4 год
5 год


Актерское мастерство
40
38
39
24
35


Сценическая речь
36
24
26
16
30


Сценическое движение
30
26
20
18
30


Массовая работа
38
15
87
118
16


Основы грима
-
26
12
-
-


История театра
-
8
16
22
-


Прикладное искусство
-
12
-
-
-


Этикет
-
-
-
18
-


Постановка спектакля
-
73
-
-
100


Индивидуальная работа
-
-
16
-
5


Всего часов
144
216
216
216
216



В плане хорошо видно, как от года к году меняется нагрузка, завершаются одни и добавляются другие разделы по мере освоения программы.

V.Учебно-тематический план

Само название этого плана определено требованиями Министерства образования и науки РФ. Но так как в программах и специальной литературе часто встречается название «Тематический план», то многие педагоги и методисты его так и называют. Мы предлагаем оперировать понятием
«учебно-тематический план».
В учебно-тематическом плане должны быть предусмотрены темы разделов и почасовое распределение материала. Это дает представление об этапах выполнения заданий и приобретении знаний. Учебно-тематический план составляется на тот объем времени, который предусмотрен программой на каждый год обучения.
Учебно-тематический план служит основанием для оплаты труда педагога.

Учебно-тематический план
1 год обучения



Тема занятия
Количество часов



Всего часов
Практика
Теория


Тема: «Введение в образовательную программу»





Название тем .





Название тем .





Итого часов:
144





VI.Содержание программы

Здесь подробно раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. В каждой теме указываются формы практической работы, методика их проведения и фиксация результатов.
В разделе «Содержание программы» при оформлении текста следует указать название разделов и тем, т. к. их отсутствие значительно осложняет восприятие текста программы, заставляет постоянно обращаться к учебно-тематическому плану. Объем каждой темы может быть не указан, поскольку в этой части раскрывается содержание.
В данном разделе следует поместить самое необходимое, поскольку раскрываемая тема является сравнительно узкой. В текст следует вносить только то, что непосредственно связано с указанной темой. Все остальное не должно занимать места в ограниченном объеме этого раздела. Уместным будет детальное раскрытие темы в методических рекомендациях.
С другой стороны, в тексте следует указать тот путь, которым ребенок будет следовать в информационном пространстве.
Материал в этом разделе может подаваться двояко. Либо в хронологическом порядке, начиная с теоретических положений или образцов появившихся раньше других по времени, и кончая наиболее современными, свежими, либо в логическом порядке, диктуемом историей развития данного вида деятельности. В этом случае хронологический порядок может быть нарушен.
Логический порядок предпочтительнее, поскольку лучше работает на общее раскрытие темы.
В содержании тем может быть дано лишь логическое перечисление информативных блоков, указывающих границы и варианты выбранного материала. Более опытные педагоги дают достаточно развернутый текст по каждой теме, группируя материал по разделам, или приводят дополнительные планы-схемы, помогающие понять логику освоения программы, особенно, если на занятиях используется межпредметная связь.
В более сложных программах содержание делится на подразделы. Например, в программах по танцу необходимо показать различные виды занятий непосредственно связанные с танцем (общефизическую подготовку, занятия у станка, в центре зала, классические движения, построение танца и т. д.) и занятия коллектива, направленные на развитие взаимоотношений, освоение сцены, массовых выступлений и др.
Каждый пункт учебно-тематического плана может быть конспективно раскрыт, и таким образом создается представление о том объеме и содержании знаний, которые даются на занятиях, об организационной форме занятия, методах работы педагога. Кроме того, в содержании могут приводиться примеры занятий-игр, планы конкурсов, тесты, то есть те формы работы, которые позволяют детям наиболее эффективно освоить материал.
Эффективность занятия обеспечивается хорошей организацией самостоятельной деятельности детей. Педагог должен научить детей приемам самостоятельной работы, сформировать культуру труда и научить работать сообща, помогая друг другу.

VII.Критерии оценки
Непременная составная часть эффективного занятия - гибкая неформальная система контроля, органично вплетающаяся в каждый его этап. Эта часть программы, критерии оценки освоения материала детьми, насколько обязательна и важна, настолько и сложна в реализации.
Размещаться критерии оценки могут в разных разделах программы:
-в конце пояснительной записки как ее завершение;
-после раздела «Содержание».
Подводя итог каждого года программы и выстраивая переход к следующему, может быть введен отдельный небольшой раздел (своего рода анализ). Зависит это только от выбранной педагогом логики изложения.
Наличие в программе критериев оценки обязательны!
Например, критериями мастерства самого педагога служат:
1)целесообразность (по его направленности на ребенка, средства деятельности, собственный авторитет);
2)продуктивность (по результату его работы: уровню знаний детей; их воспитанности; развитию);
3)оптимальность в выборе средств и методов работы;
4)творчество, по содержанию деятельности педагога.

XIII.Условия реализации программы

Указать все необходимые составные реализации программы.
Кадровое обеспечение.
Сведения о помещении, в котором должны проводиться занятия, перечень оборудования и материалов, инструментов необходимых для занятий (станки, зеркала, швейные машины, приборы, декорации, костюмы, спец..форма для занятий, микрофоны, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, мультимедийный проектор, диапроектор и др.).
Необходимо перечислить все необходимое оборудование и материалы, которые необходимы для выполнения каждой задачи программы. Предложить варианты оборудования учебных кабинетов. Если есть возможность, то в этом разделе помещаются все чертежи, схемы и другие дидактические материалы.
Необходимость использования определенной аппаратуры, пособий, техники и др. Важно указать и действительно имеющееся и требуемое материально-техническое обеспечение с тем, чтобы руководство учреждения своевременно запланировало, по возможности, нужные приобретения. Также необходимо указать, если для реализации образовательной программы нужны: концертмейстер, хореограф, художник и др.

IX.Методические рекомендации

В этом разделе содержатся именно рекомендации к реализации данной программы, даже в том случае, если педагог использует государственные программы или программы другого автора. В любом случае всегда есть отличительные особенности свойственные работе только данного педагога.
Необходимо помнить, что слишком объемные рекомендации будут перегружать программу. Материал становится неудобным для пользования, а программа - это рабочий документ. Исходя из этого, в методических рекомендациях целесообразно поместить минимум необходимой информации по обеспечению образовательной программы методическими видами продукции: разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций, рекомендации по проведению исследовательских, лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов, дидактический и лекционный материал, справочные материалы, тематические подборки, конспекты занятий, картины, плакаты, таблицы, фотографии, раздаточный материал, ТСО и т.д.

X.Список литературы

Последний блок программы - список литературы.
Здесь дается список используемой и рекомендуемой литературы как для педагогов, так и для детей.
Список должен быть достаточно объемным. В него должна включаться как литература, используемая педагогом для подготовки занятий, так и научная литература, расширяющая кругозор самого педагога. Может быть составлен отдельный список литературы для детей и родителей по тематике занятий (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка).


Требования к оформлению списка литературы

Если в материалах необходимо привести список литературы, то он выполняется в соответствии с требованиями ГОСТа, заключаются они в следующем:
все источники литературы размещаются в строго алфавитном порядке;
цифры располагаются двумя способами:
1) как абзац в тексте;
2) выносятся за текст слева.

Образец размещения источников литературы в списке

1.Фадеева Е. И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2003. 96 с. или
2.Галанов А. С. Игры, которые лечат (для детей от I года до 3 лет). М.: ТЦ Сфера, 2001. 96 с.
Описывая книгу, следует указать: фамилию автора, затем инициалы (если имеются); полное название книги (без кавычек!) с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точку, после двоеточия, в скобках и т. п. После косой черты {«/») - указывается, под чьей редакцией вышла книга (/Под ред. П. П.. Волкова, К, Д, Соловьевой и др.), а также переводчик (Пор. А. Левиной). Следует обращать внимание на размещение инициалов! В начале строки сначала идет фамилия автора, затем инициалы; при указании лица, под чьей редакцией вышла работа сначала инициалы» затем фамилия.
Если приводится статья из книги, то ставятся «//», после которых без кавычек указывается название книги; собрание сочинений и др. (Собр. соч.; Собр. пед. соч.; Поли. собр. соч.; Сб. сборник); затем ставится двоеточие и количество томов («: В 5-ти т.»).
После каждой группы данных ставится точка и тире (« - »). Том, часть, страница - указываются заглавной буквой с точкой: «Т.», «Ч.», «С.» (когда в тексте приведена цитата); выпуск «Вып. 1».
Приняты к сокращению ученые звания: доктор «д -р»; кандидат педагогических наук «к. п. н.» (допускается «канд. пед. наук»; кандидат психологических наук «к. психол. н.»; философских «к. философ. н.»; филологических «к. филол. н.»; профессор «проф.» и другие. Сокращаются только названия городов: Москва М.; Ленинград Л.; Санкт-Петербург С.-Пб. (или СПб.); София С. (Болгария). Может встречаться сокращение: Киев К. Слова типа «учебное пособие», «сборник» и т. п. пишутся сокращенно только в том случае, если такое сокращение принято.
Другие сокращения не допускаются и слова пишутся полностью. Принятые сокращения можно найти в начале любого энциклопедического словаря.
Затем указывается город, где издана книга; издательство; цифра года издания (слово «год» не пишется). Например: «. - М.: Педагогика, 1985». Допускается опускать издательство, тогда указывается город и год: «. - М., 1985».
При повторении источника (книги) дважды подряд может указываться: «Там же, - с. 37».

Список литературы

В помощь педагогу, работающему над авторской образовательной программой: Методические рекомендации. М.: Изд-во Мос. Гор. Дворца творчества детей и юношества» 1995. 24 с.

Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. М.: ИФ «Образование в документах», 2001. 2-е изд. 104 с.
Конвенция о правах ребенка: Принята Генеральной Ассамблеей Организации
Объединенных Наций, 20 ноября 1989 г. ЮНИСЕФ, 1999.
Лазарев В. С., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы:
Методич. пособ. для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1993. 48 с.
Планирование воспитательной работы: Методические рекомендации классным руководителям 4-7 классов /Сост. Н. П. Аникина, В. И. Бочкарев, Т. М. Нисканен. . И. Степанова, В. Н. Шнырева. М.: Изд-во Мосгор ИУУ, 1986. 86 с.
Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы.
Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем под ред. А. М. Моисеева. М:
14.Педобщество России, 1999. 191 с.


XI.Приложения

Здесь материал может быть любого объема и глубоким по содержанию. Творчески работающие педагоги всегда имеют собственные разработки, пособия, модели, схемы и многое другое, что может принести практическую пользу для массовой работы. К программе могут быть добавлены приложения различного характера: творческий сценарий мероприятий, предложения по созданию иллюстративного материала тематики занятий, методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми и т. д. Такие рекомендации нужны педагогу еще и для возможной аттестации, особенно если педагог аттестуется на высшую категорию.



Приложение 1.

Рекомендации по экспертизе дополнительных
образовательных программ

Целью и содержанием экспертизы образовательных программ является установление их соответствия содержанию дополнительного образования детей, специфике профиля, а также заявленному виду методической продукции. Основными принципами экспертизы программ являются: открытость, гласность, единство требований, соблюдение педагогической этики, направленность на развитие учреждения.
При оценке программы необходимо учитывать:
соответствие программы нормам и требованиям дополнительного образования детей (его функциям и предназначению);
политику образовательного учреждения (программа должна являться составной частью общей системы привлечения воспитанников к творческой деятельности);
технологичность (возможности реализации программы должны соответствовать специфике учреждения, его материально-техническому обеспечению);
профессиональную подготовку руководителя программы;
адресность (учет особенностей обучающихся);
практическую значимость содержания программы для ребенка;
соответствие документа заявленному виду продукции.

Примерный план рецензии

1.Заголовок рецензии: рецензия на программу (название), ФИО и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу.
2.Общая характеристика программы:
-образовательная область;
-вид детского объединения (студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется данная программа;
-адресат (категория детей, возраст, социальный состав);
-срок реализации программы;
-есть ли подобная программа в дополнительном образовании (сравнить по содержательным линиям);
-стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно).
3.Актуальность программы и ее новизна в системе дополнительного образования.
4.Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):
-анализ пояснительной записки;
-анализ содержательной части программы: насколько полно раскрываются основные темы занятий;
-анализ методического обеспечения программы, в какой мере автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата; насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, система отслеживания и фиксации результатов, методика оценки знаний и умений обучающихся;
-оценка списка литературы.

Что следует учитывать рецензентам

1.Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).
2.Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).
3.Ведущая идея программы и пути ее реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения.
4.Качество подачи материала, язык и стиль изложения (четкость, ясность, доказательность, логичность).
5.В какой степени материалы программы соответствуют специфике дополнительного образования:
-стимулируют познавательную деятельность ребенка;
-развивают коммуникативные навыки;
-создают социокультурную среду общения;
-способствуют развитию творческих способностей личности;
-стимулируют стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию;
-помогают творчески использовать жизненный опыт ребенка;
-способствуют профессиональному самоопределению.
6.Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.).
7.Характеристика профессиональных умений и знаний педагога как автора программы.
8.Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.
9.Рецензия на программу должна содержать ее аргументированную оценку, рекомендации по преодолению недостатков и заключительный вывод о возможности (невозможности) использования в системе дополнительного образования детей.
10. Процесс экспертизы авторской программы завершается оформлением заключения, в котором рекомендуется:
-утвердить или не утвердить программу;
-закрепить за ней определенный статус (авторская, модифицированная, экспериментальная, типовая);
-усовершенствовать программный документ;
-распространить опыт педагога.
Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью фамилию, имя, отчество, должность и место работы.
Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента и предоставляется в 2-х экземплярах.
Подводя итог рассмотрению темы проектирования образовательной
программы, необходимо заметить, что предложенными рекомендациями не ограничиваются и не исчерпываются алгоритм проектирования и оценки образовательных программ в системе дополнительного образования. Их нельзя признать единственными, окончательными. Это лишь образцы, ориентирующие действия разработчика таких документов.
Возможно, в среде специалистов дополнительного образования имеются иные, может быть, более совершенные и содержательные варианты процедуры этой работы, здесь нет предела творчеству. Не исключены иные подходы и аргументы, но они пока еще не подкреплены детально разработанным фондом документов. Поэтому педагоги-практики могут следовать предложенным нами путем и рассматривать настоящие рекомендации как методическую помощь в своей профессиональной деятельности.









13PAGE 15


13PAGE 14315


13PAGE 15






титульная страница

титульная страница

оглавление

пояснительная записка

пояснительная записка

учебный план

учебно-тематический план

2 год. Учебно-тематический план

3 г.

Сод





.

Сод

учебный план на 2 (3,5) года

введение

возможные приложения

список литературы

методические рекомендации

методические рекомендации

список литературы
(при необходимости –
2-3 по назначению)

возможные приложения

содержание программы

содержание программы данного года

1 г.

ШАПКА (название учреждения, пишется полностью – прописными буквами, по центру)

М.П.
Утверждено
Методическим Советом
Председатель
________А.И.Иванова
«______»_______2012 г.

2 см




2 см
6-7 зн.




3 см.
16-14 зн.



у правого поля

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«НАЗВАНИЕ»
Срок реализации программы –
Возраст обучающихся -







у правого поля



Город- год

2,5 см.

Автор: Фамилия Имя Отчество, педагог дополнительного образования





Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 515