Технологическая карта Военные походы фараонов


Технологическая карта урока
Предмет история Класс 5
Базовый учебник: «История Древнего мира», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая,М.: Просвещение, 2012
Тема урока «Военные походы фараонов»
Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта, изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта, научить распознавать интересы различных общественных групп; – продолжить формирование умений работать с исторической картой; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями, отвечая на вопросы учителя; развивать познавательные процессы: речь, память, внимание и восприятие; воспитывать у учащихся коммуникативные качества (умение слушать, излагать свои мысли).
Личностные результаты: осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, понимание многообразия мира.
Метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умения работать с учебной информацией, готовность к сотрудничеству с соучениками.
Предметные результаты: умение изучать и систематизировать информацию из различных источников,
Тип урока: комбинированный
Необходимое оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», мультимедийный проектор с компьютером, учебник Вигасин А.А. «История древнего мира», аппликации по истории древнего мира, атласы по истории древнего мира.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 Организационный
Цель:включить обучающихся в работу, настроить на урок.
Приветствие. Проверка готовности к уроку, посадка.
Приветствие. Проверка готовности к уроку, посадка.
Организовать свою деятельность
2 Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цель: проверить в результате устного опроса знания детей по предыдущей теме, подвести к теме текущего урока.
Задача: Получить развернутый ответ на вопросы:
Как выглядела усадьба вельможи? Какие обязанности были у вельмож?
Привлечь самих детей к оценке и самооценке ответов.
При опросе учитывать фактическую достоверность, речь, логичность и последовательность. Отвечают на вопросы, оценивают свои ответы и ответы товарищей. Излагать свое мнение, аргументировано оценивать свои и чужие ответы, анализировать, обобщать.
3 Объяснение нового учебного материала Из «Приключений Синухета» мы узнали о том, что вельможи, выполняя разнообразные поручения фараона, в том числе сопровождали его в военных походах. Мы сегодня будем изучать тему «Военные походы фараонов» (слайд № 3).
Запишите в тетрадях число и тему урока.
Постановка проблемного задания на урок.
Какую роль играла армия в египетском государстве?
Учитель. Основные вопросы, которые будем рассматривать, отражены в плане урока (слайд № 4).
Египетское войско
Завоевания египтян
Результаты военных походов
Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами сможем ответить?
Перед объяснением нового материла в разных концах доски, в произвольном порядке, прикрепляются карточки с вопросами. Они построены на материале изучаемой темы.
Учитель: по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». Посмотрите на доску, она совсем не чистая, наоборот, вся заполнена разными вопросами. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой – нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то этот вопрос удаляется с доски. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой.
1.Рассказ учителя (в объеме п.1 ,пар.9) слайд №5, аппликации закрепляются на доске
Учащиеся, прослушав рассказ учителя, отвечают на вопросы: Как формировалось египетское войско? Каким оружием пользовались египетские войны? Из какого материала изготавливали оружие?
Запись в тетради:бронза=9/10 меди+1/10 олова
Можете ли вы, ответить на какой либо вопрос на доске? При правильном ответе, вопрос стирается с доски.
Стр.50 учебника- илл.- Кого, кроме пехоты, вы видите на рисунке? Да, с середины 2 тысячелетия до н.э. египтяне стали использовать коней в своем войске ( их завезли из Азии ). Прочитайте п.2учебника,стр.47,поподробнее узнаем о необычном виде войска - колесничном.
2. Боевые колесницы. Самостоятельная работа. Прочитав текст учебника (п.2), рассмотрев рисунок на экране «Боевая колесница» (слайд 6), учащиеся должны ответить на вопрос: Как были устроены колесницы и какую роль они играли в сражении?
На какой вопрос, записанный на доске, вы можете ответить? При правильном ответе вопрос стирается с доски.
3. Работа в парах (п.3 учебника, карта в атласе стр.3).
Задание: Направления походов фараонов? (юг, запад, северо - восток) (Как они обозначены в легенде карты?) ( Слайд 7)
Какие страны завоевали египетские фараоны? (Нубия, Синайский п-в, Палестина, Сирия, Финикия) При каком фараоне были совершены самые крупные завоевания? (Тутмос 111 в 1500 г. до н.э.)
Покажите на карте направления походов.
(д. подходят к карте и показывают по очереди) Запишите в тетради: Тутмос 111 в 1500 г. до н.э.) На какой вопрос, записанный на доске, вы можете ответить? При правильном ответе вопрос стирается с доски.
4.Отрывок из хрестоматии ( стр.33-34.читает ученица ) Битва при Мегиддо (слайд № 4,8). При необходимости-
работа сучебником.п.4,5, стр.49
Результаты походов для государства? (слайд №9) для фараонов, вельмож? (слайд №8) Каковы были результаты походов для рядовых воинов?
Как поступали с пленными? (стр. 48 ,лев.верхн.угол- илл.)
При правильном ответе, вопрос стирается с доски. Таким образом, доска становится чистой. Цель игры «Чистая доска» достигнута.
Записывают число, тему урока, участвуют в формулировании проблемного задания.
Формулируют вопросы, ответы на которые хотят найти в ходе урока.
Рассматривают иллюстрации, аппликации, отвечают на вопросы, делают запись в тетради:бронза=9/10 меди+1/10 олова
Открывают стр.50, рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопрос учителя, читают п.2 ,ищут ответ на вопрос с доски.
Отвечают на вопрос.
Читают п.3.Работают с картой атласа, читают легенду, определяют направления походов фараонов, рассматривают карту на слайде, находят нужные объекты.
Подходят к настенной карте, показывают направления походов и страны, в которые совершались военные походы. Делают записи в тетради.
Рассматривают слайды. Работают с п.4,5 учебника, стр.49.Находят ответ на вопросы, отвечают на них. Рассматривают иллюстрации. Определять цель,
проблему в деятельности,
планировать деятельность,
работать по плану,
владеть смысловым чтением,
организовывать работу в парах,
излагать свое мнение, находить достоверную информацию, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать версии, аргументированно оценивать свои и
чужие поступки, осознавать целостность мира.
4. Закрепление учебного материала.
Цель: на основе материала урока подвести учащихся к решению проблемного задания урока, побудить их к анализу новой информации, к ее обобщению, к выводу по теме урока.
Возвращаемся к проблемному заданию урока:
Какую роль играла армия в египетском государстве?
-завоевания;
-защита от внешних врагов;
-подавление восстаний и заговоров…
Спросить каждого его мнение, обобщить его и озвучить еще раз
В случае неполного или неверного ответа, вернуться к предыдущим этапам урока, с целью этот ответ дать или дополнить. Рассуждают, переосмысливают материал урока, делают выводы Анализировать, сравнивать,
устанавливать причинно-следственные связи, использовать речевые средства.
5. Задание на дом.
Цель: закрепление пройденного материала, самостоятельная работа учащихся с учебником и рабочей тетрадью.
Задача: мотивировать детей на работу с текстом учебника, документом, рабочей тетрадью, объяснение критериев успешного выполнения домашнего задания.
§ 9 , подготовить ответы на вопросы к параграфу, рабочая тетрадь: задания № 27, 29,30(стр.21-22)
Дает рекомендации по выполнению дом.задания, объясняет критерии успешного выполнения домашнего задания.
Записывают дом.задание, просматривают вопросы в учебнике, задания в рабочей тетради, задают вопросы по ним. Планировать деятельность,
оценивать степень достижения цели.
6. Рефлексия, завершение урока.
Цель: организованное завершение урока, выяснение настроения детей, их удовлетворенность уроком.
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Какая часть урока была для вас наиболее интересна? Почему?
Всем спасибо за активную работу, до свидания.
Отвечают на вопросы учителя, задают свои вопросы. Осознавать свои эмоции,использовать речевые средства.