Урок русского языка по теме «Изменение глаголов по временам» (4 класс)


Класс 4 «Б»
Урок русского языка. Программа «Школа России»
Учитель: Урлякова Ирина Михайловна
Тема урока «Изменение глаголов по временам»
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма урока: урок - исследование
Цель урока: - Актуализировать знание о временных формах глагола.
Задачи:
- повторить временные формы глагола;
- способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять;
- воспитывать в учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.
Ход урока:
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей. Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и радость общения.

Минутка чистописания.
- Сегодня урок русского языка я хочу начать с интересной загадки.
На экране: Оно и б__жит, оно и л__тит,
Оно и быстротечно, оно и бесконечно.
- Что общего в словах, в которых пропущена орфограмма? (это глаголы)
- Какая орфограмма пропущена? (проверяемая безударная гласная)
- Как ее проверить? (поставить слово так, чтобы на нее падало ударение)
- Эта безударная гласная сегодня будет участвовать в минутке чистописания.
- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
Ее Ее Ее Ее- А кто догадался о чем идет речь в этой загадке? (о времени)
- А что такое время (….)- Поработайте в группах и найдите определение этого слова в толковых словарях.
- Готовы?
- Прочитайте, пожалуйста, определение времени из школьного толкового словаря, из словаря Ожегова.
- Где мы встречаемся с понятием время? (в быту, в математике)
- Может ли это понятие относится к русскому языку?
- Каким образом? Докажите на примере глагола бежать.
- Определите тему урока? (Изменение глаголов по временам)
(тему открыть на доске)
- Определим цель урока, продолжите предложение:
На доске: ЦЕЛЬ: - научиться …….(изменять глаголы по временам)
Задачи: - повторить…
- выяснить….
- Для достижения цели ставим перед собой задачи:
1. Повторить….. (времена глаголов)
2. Выяснить ….
- То, что еще необходимо нам выяснить по теме, мы с вами узнаем, выполнив следующее задание.
IV. Актуализация опорных знаний.
Работаем в группах.
КАРТОЧКА №1
- Прочитайте предложения. В скобках, после каждого предложения, поставьте знак. Объясни свой выбор. Дай правильный ответ.
+ - уже знаю
– - думаю иначе (есть ошибка)
? - есть вопрос (не знаю)
Глагол – это часть речи. ( )Глагол обозначает признак предмета. ( )Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( )В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. ( )Глаголы изменяются по числам: в единственном числе глагол обозначает действие одного предмета, во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов. ( )Глаголы изменяются по временам и выделяют три времени, которые отличаются вопросами. ( )Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени.( )- Как только вы будете готовы ответить, просигнальте классу.
(У детей сигнальные карточки.)
V. Постановка проблемы и формулирование целей урока.- Проверяем по цепочке, по вопросу на группу. (Читает вопрос – дает ответ. ) (по ходу заполняется таблица)
Знаю Хочу Узнал
Часть речи Цель:
- Научиться: изменять глаголы по временам Действие Задачи:
- Повторить: времена глаголов Что делать? …. - Выяснить: все ли глаголы изменяются по временам? Главный член предложения Изменяется по числам Изменяется по временам - В каком предложении появился вопрос? Что нам необходимо выяснить?
Зарядка для глаз по схеме.
VI. Совместное «открытие» новых знаний. Поиск решения.
- Теперь, давайте, поработаем исследователями. Сейчас мы проведем исследовательскую работу в парах по плану.
КАРТОЧКА №2
План.
Прочитайте. Подчеркните глаголы.
Запишите вопрос к глаголу.
Определите, когда происходит действие.
- после момента речи (вчера)
- в момент речи (сейчас)
- до момента речи (завтра)
Как называют это время?
1. На озёрах треснул лёд.
Действие происходило _____________ Это время называют _________
2.Солнце ласково смеётся.
Действие происходит _____________ Это время называют _________
3. Засвищут скоро соловьи.
Действие произойдет__________ Это время называют ________________
- Как только вы будете готовы ответить, просигнальте классу. (У детей карточки.)
- Свой вывод по первому предложению сделает пара № 2. (один объясняет – другой на доске выбирает слова и прикрепляет).
ТРЕСНУЛ
ЧТО СДЕЛАЛ?
ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ
- Свой вывод по второму отрывку сделает пара № 8. (один объясняет – другой на доске выбирает слова и прикрепляет).
СМЕЕТСЯ
ЧТО ДЕЛАЕТ?
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
- Свой вывод по третьему отрывку сделает пара № 10. (один объясняет – другой на доске выбирает слова и прикрепляет).
ЗАСВИЩУТ
ЧТО СДЕЛАЮТ?
БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ
- ВЫВОД: - Какие времена глаголов существуют?
- Как определить время глаголов?
- Давайте прочитаем правило в учебнике на стр. 64. Самостоятельно про себя.
- Как изменяются глаголы?
- Сколько временных форм?
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делает?)
- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (что делала?)
- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (что сделает?) (что будет делать?)
-Выполняя это задание, какую задачу мы выполнили? (№1 - повторили времена глаголов) – карточка переезжает.
2. Первичное закрепление
А) РАБОТА В ГРУППАХ
- Капитаны групп достаньте из конверта 4 карточки со словами и раздай каждому за своим столом по одной. Прочитайте, определите время глагола.
- Встаньте у кого глагол прошедшего времени. Прочитай – докажи.
- У кого настоящего времени. Прочитай - докажи.
- У кого будущего. Прочитай - докажи.
- Молодцы! Похвалите в команде друг друга.
- Встаньте, пожалуйста, у кого остались карточки. Прочитайте их- (писать, написать). Какого времени эти глаголы? (Это неопределенная форма глаголов – время определить нельзя.)
- Чем отличаются эти глаголы? (Вопросами: что делать? – что сделать?, наличием приставки)
- Раз нельзя определить время этих глаголов, давайте попробуем изменить их по временам по образцу.
ФИЗМИНУТКА
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
Б) РАБОТА В ТЕТРАДИ И НА ДОСКЕ: Писать – (_____?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.
Написать – (_____?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.
Н.ф. Н.вр. Пр.вр. Б.вр.
Писать – (что делать?) – пишу – писал – буду писать
Н.ф. Н.вр. Пр.вр. Б.вр.
Написать – (что сделать?) – х – написал – напишет
- Какой вывод можно сделать? (схема составляется в разделе узнал)

В) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫБОРУ.
- По карточке №3 работаем в тетрадях. – по выбору.
Спеть – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.
Покрасить – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.
Кричать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.
Выбери глагол, который имеет три временные формы. Запиши его и измени по временам. Составь с ним одно предложение. Определи время.
Выбери глагол, который имеет две временные формы. Запиши его и измени по временам. Составь с ним одно предложение. Определи время.
Самопроверка по экрану. Самооценка.

Вывод: - Чему научились, выполняя это задание? (научились правильно изменять по временам).
- Можем мы теперь ответить на наш вопрос: все ли глаголы изменяются по временам? (ВСЕ! Но глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать, форму настоящего времени не имеют) * упр 404 (если есть запас времени)
IX. Итог урока. Рефлексия.
Работа с таблицей.
- Тема урока?
– Цель урока? Цель урока достигнута?
– Задачи урока? Задачи урока выполнены?
Знаю Хочу Узнал
Часть речи Цель:
- Научиться: изменять глаголы по временам научились: изменять глаголы по временам
Действие Задачи:
- Повторить: времена глаголов повторили: времена глаголов
Что делать? …. - Выяснить: все ли глаголы изменяются по временам?
главный член предложения изменяется по числам изменяется по временам Продолжи предложения: Я – знаю…
- запомнил …
- смог…
- научился …
Оцените себя на волшебной линеечке достижений:
- На самом верху – кто понял тему урока и может рассказать другому. - посерединке - кто понял, но выполнял с ошибками.
- в самом низу – кто ничего не понял, кому нужна помощь.
- А теперь выберите свое настроение – покажите солнышко или тучку.
- Стало по-весеннему светло и тепло от такого количества солнышек.
- Вы очень хорошо поработали и я ставлю вам за урок следующие оценки …………..

X . Домашнее задание. По выбору – на листочке.
1 уровень – с.64 – правило, упр. 406
2 уровень - с.64 – правило, составить небольшой текст о весне (3- 4 предложения), используя глаголы разных временных форм. 
Урок окончен.
- Всем спасибо за активную работу!