Анализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ Уваровская СОШДС


Анализ деятельности МО учителей гуманитарного цикла
МБОУ «Уваровская СОШДС» за 2015/2016 учебный год

В 2015/2016 учебном году в методическом объединении гуманитарного цикла работало 7 учителей-предметников гуманитарного цикла:
Синюк Е.М. – учитель истории обществознания
Синюк А.П. учитель истории обществознания
Куземина Т.А. учитель русского языка и литературы
Музафарова Э.И. – учитель крымскотатарского языка и литературы
Юсупова С.Р. – учитель русского языка и литературы
Меметова Н. С. – учитель английского языка
Миколенко С.А. – учитель русского языка и литературы.
из них имеют:
а) высшую квалификационную категорию - учитель русского языка и литературы Кузёмина Т.А., учитель истории Синюк Е.М., Синюк А.П.,
б) первую квалификационную категорию - учитель английского языка Меметова Н.С., учитель русского языка и литературы Миколенко С.А.,
в) молодые специалисты – учитель русского языка Юсупова С.Р., учитель крымскотатарского языка Музафарова Э.И.
В прошедшем учебном году многие учителя методического объединения прошли курсы повышения квалификации в рамках реализации основных направлений ФГОС: Меметова Н.С., Кузёмина Т.А., Синюк Е.М., Синюк А.П.
В 2015-/2016 учебном году МО учителей гуманитарного цикла работало над методической проблемой: «Повышение педагогического мастерства и уровня владения информационно – коммуникационными технологиями учителями социально – гуманитарного цикла, путем внедрения интерактивных, компьютерных технологий в свете реализации ФГОС».
Целью методической деятельности являлось повышение качества обученности школьников путём формирования профессиональной компетентности учителей гуманитарного цикла. Обеспечение образования в связи с новыми подходами к преподаванию социально – гуманитарных дисциплин в условиях перехода на ФГОС.
Для достижения поставленной цели МО учителей гуманитарного цикла в течение года решало следующие задачи: 
1. Овладение учебно – методическими и информационно – методическими ресурсами необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
2 Повышение профессионального уровня педагогов в овладении новыми информационными технологиями.
3. Повышение эффективности и применение инновационных образовательных технологий.
4. Повышение качества социально – гуманитарного образования.
5. Совершенствование качества подготовки выпускников 9-х и 11 – х классов к государственной итоговой аттестации: ГВЭ, ЕГЭ и обущающихся к предметным олимпиадам, защите научно – исследовательских работ для школьников Крыма МАН «Искатель».
6.Активизация и совершенствование работы ШМО предметов гуманитарного цикла.
7. Повышение качества знаний учащихся на основе реализации взаимодействий в системе «учитель – ученик», направленных на личностно – ориентированное обучение через внедрение новых педагогических технологий.
8. Организовать работу учителей по подготовке учащихся к ЕГЭ, ГИА.
9. Обеспечение реализации допрофильного, профильного обучения в основной школе, дифференциация в обучении.
10. Изучить нормативно-методические документы по вопросу внедрение ФГОС второго поколения.
11. Проведение конкурсов профессионального мастерства среди педагогов района.
12.Повышение мастерства и уровня владения информационно – коммуникационными технологиями и внедрение их в учебно – воспитательный процесс.
13. Изучать новые информационно-коммуникативные технологии.
14. Реализовывать программы развития образования программы, через МАН «Искатель», олимпиады и творческие конкурсы.
15. Усиление воспитательного потенциала урочной и внеурочной образовательной деятельности учителей социальных дисциплин путем привлечение школьников к участию в региональных, школьных, республиканских мероприятиях, посвященных знаменательным событиям.
1. В научно-методической работе - осмысление основ образовательных технологий в условиях модернизации образования и введения ФГОС; изучение нормативной и методической документации по вопросам внедрения ФГОС; освоение и использование в учебном процессе образовательных технологий, обеспечивающих эффективность и комфортность обучения учащихся, углубленное изучение актуальных проблем современного образования.
2. В методической практике учителя - овладение нетрадиционными формами учебных занятий; разработка гибкой системы контроля уровня обученности и банка контрольных материалов; разработка уроков различного типа с использованием здоровье сберегающих и информационно-коммуникационных технологий с учетом возрастных особенностей школьников, специфики группы, личности ученика; создание копилки индивидуальных, групповых, коллективных заданий, совершенствование педагогического мастерства учителей в рамках проведения итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГВЭ.
3. В работе с педагогическими кадрами - выявление и развитие творческого потенциала педагогов и условий самореализации личности учителя; обеспечение педагогам условий для повышения профессиональной квалификации в рамках системы курсовой подготовки.
4. В организации форм работы с педагогическими кадрами - обзор и изучение новинок научно-методической литературы и профессиональных журналов; взаимное посещение уроков; выступления учителей на заседаниях МО, семинарах, педсоветах; круглых столах; методических посиделок, ярмарок педагогических идей, повышение квалификации учителей на курсах; аттестация педагогических работников.
Вышеперечисленные задачи решались на заседаниях методического объединения, педсоветов, на семинарах, при подготовке и проведении мероприятий в рамках предметных недель, декады преемственности дошкольного, начального и среднего и старшего звена, при проведении олимпиад, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов.
Каждый учитель методического объединения в течение года работал над своей методической темой, которая перекликалась с методической темой школы.
За отчетный период были проведены заседания МО учителей гуманитарного цикла, согласно плана работы ШМО гуманитарного цикла.
Основные изучаемые вопросы:
Рассмотрение рабочих программ, УМК по предметам гуманитарного цикла.
ФГОС второго поколения в контексте государственной образовательной политики в сфере образования.
Программа развития УУД на ступени основного общего образования.
Современный урок на основе системно - деятельностного подхода (в условиях внедрения ФГОС ООО).
Выполнение учебных рабочих программ по предметам гуманитарного цикла (каждую четверть).
Ведение деловой документации (классные журналы по предметам гуманитарного цикла).
Мониторинг качества знаний каждую четверть.
Практические семинары учителей гуманитарного цикла в рамках работы ШМО (взаимное посещение уроков, внеклассных мероприятий)
Самообследования работы учителей социально – гуманитарного цикла.
На первом заседании члены МО проанализировали деятельность методического объединения за прошедший учебный год, утвердили план работы МО на новый учебный год, представили рабочие программы и календарно-тематическое планирование по своим предметам. Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык и литература; крымскотатарский язык и литература), уроки внеклассного чтения (литература). Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям.
Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, учебных экскурсий, консультаций, интенсификации (русский язык, литература).
Учителями-предметниками были рассмотрены и представлены к утверждению графики проведения предметных недель, график проведения школьных олимпиад, открытых уроков, контрольных работ, работы кружков. Члены МО определились с темами самообразования, ознакомились с новыми требованиями к курсовой подготовке и аттестации педагогов и с новинками методической литературы.
В течение работы ШМО были изучены нормативные и методические документы по вопросам внедрения ФГОС 2 – поколения. Руководитель МО в 2014/2015 уч.г. Миколенко С.А. проанализировала мониторинги ЗУН по предметам гуманитарного цикла за истекший учебный период. Анализ результатов обученности показал положительную динамику в сравнении со стартовым контролем. По теме заседания выступила учитель истории и обществознания Синюк Е.М познакомила с инструктивно-методическими письмами ведения предметов, заполнение страниц журналов предметов социально-гуманитарного цикла, выполнение практической части учебных программ.
Учителями изучены следующие методики использования новых технологий на уроках: дифференцированное обучение, защита проектов, игровые технологии, здоровье сберегающие технологии. В школе созданы материальные условия для применения ИКТ.
В соответствии с планом учителя-предметники посещали курсы, направленные на повышение профессионального мастерства. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам, участие в вебинарах издательства «Просвещения», «Дрофа», «Вентана-Граф». Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.
Руководитель ШМО Синюк Е.М. ознакомила учителей с порядком и формой проведения итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов в 2016 году.
Члены МО гуманитарного цикла Меметова Н.С. учитель английского языка, Синюк Е.М. учитель истории и обществознания, провели открытые уроки по теме «Современный урок на основе системно-деятельностного подхода (в условиях внедрения ФГОС ООО)» (открытые уроки: 2 класс английский язык, 5 класс история).
В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещений уроков (декада преемственности (осень, весна), методические недели, недели молодого специалиста). Результативность посещений: повышение профессионального и методического мастерства членов МО, пополнение банка методических идей, стимул для дальнейшего профессионального роста, повышение рейтинга учителя.
Результат взаимопосещения уроков в рамках декады преемственности, методической недели показал хорошую степень эффективного использования учителями - предметниками современных образовательных технологий, дифференцированного подхода в обучении и оценке результатов деятельности учащихся.
По результатам взаимопосещений были выработаны рекомендации для членов МО:
- тщательнее продумывать формы опроса учащихся, приемы и методы работы со всем классным коллективом (с сильными уч-ся, низкомотивированными учащимися);
- разнообразить формы уроков;
- активно использовать инновационные технологии (в том числе ИКТ - технологии).
- использовать элементы ФГОС при проведении уроков
Также членами МО были подведены итоги участия педагогов и учащихся в конкурсах различного уровня и отмечены достижения учащихся и учителей (самоанализы учителей - предметников).
В течение учебного года члены МО систематически повышали свой профессиональный уровень по использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе. С целью распространения собственного педагогического опыта члены МО пополняли методическую копилку персональных сайтов, сайт МБОУ «Уваровская СОШДС», участвовали в различных интернет проектах и интернет - конкурсах педагогического мастерства (самоанализы педагогов).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
htt://multiurok.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
https://infourok.ru/backOffice/publicationShow
Сайт «Завуч.инфо»
Сайт « Арт-талант»
Сайт « Рассударики»
Сайт «Педагоги XXIвека»
Сайт «ПедСтарт»
Сайт «Древо талантов»
Сайт «Арт–обзор»
Учителя – предметники (Синюк Е.М., Кузёмина Т.А.) публикуются в печатных сборниках Центра Инновационных инвестиций г. Нижний Новгород (сборник)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], сертификаты ППО.)
В сборники вошли авторские методические разработки уроков и контрольно – измерительные материалы).
В 2015 /2016 учебном году на аттестацию было подано одно заявление. Учитель русского языка и литературы Миколенко С.А. по результатам экспертной оценки результативности деятельности была присвоена первая квалификационная категория.
Внеклассная работа прошла по нескольким направлениям.
С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла, по итогам которых победители приняли участие в районном туре предметных олимпиад. Ученица 8 класса Абкелямова А. принимала участие в муниципальном этапе олимпиад школьников по русскому языку, стала победителем (учитель Миколенко С.А.). Учителя – предметники способствуют мотивации каждого обучающегося через различные интернет – олимпиады. В 2016г. 23.04. учитель истории Синюк Е.М. организовала участие 9,11 класса во Всероссийском тесте по истории России на тему: Великая Отечественная война (WWW КДГР. РФ.)
Учителя русского языка и литературы Куземина Т.А., Миколенко С.А. Юсупова С.Р. принимали участие с обучающимися в конкурсной программе «Живая классика». В феврале учащиеся среднего и старшего звена принимали участие в конкурсе сочинений на тему: «Герои, вы, в наших сердцах!» ко дню вывода войск из Афганистана. Участники были награждены дипломами и памятными подарками. Учитель русского языка и литературы Миколенко С.А. является руководителем кружка «Современник» члены кружка принимали участие в республиканском конкурсе «Крым в моем сердце» на муниципальном уровне. Коллектив «Современник» - отмечен в приказе (приказ № 298 от 23.10.2015г.).
Абкелямова А. принимала участие в муниципальном литературно-патриотическом конкурсе «День со слезами на глазах» (первое место).

В 2015/2016уч.г. согласно совместного плана работы ШМО и годового плана работы школы была проведена неделя социально – гуманитарного цикла (апрель 2016г.). В рамках недели были проведены следующие мероприятия, с целью выявления одаренных детей и повышения мотивации обучающихся, привития культурных навыков общения среди обучающихся.
Тематическая линейка (открытие недели)
Литературно – музыкальный праздник «Припадаю, Россия, к твоей красоте!»
Конкурс выразительного чтения (конкурс стихотворений, посвященный Дню Победы)
Квест «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины!»
Общешкольная линейка подведения итогов, награждения участников.
Театрализованное представление сказка на английском языке.
Таким образом, внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов.
Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены. Но в работе МО гуманитарного цикла существуют недостатки. Так выявлено, что не все учителя готовы пока к внедрению новых технологий, созданию индивидуальных образовательных маршрутов нуждающихся в помощи учителя школьников; не налажена система работы со способными и слабоуспевающими детьми.
Анализируя работу МО школы, хотелось бы дать следующие рекомендации по работе в следующем учебном году:
- конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта;
- планировать проектную и исследовательскую деятельность индивидуально или совместно с учащимися;
- уделять особое внимание внеклассной работе по предмету;
- анализировать и обобщать опыт педагогов школы в виде статей и рецензий на методические разработки, полученные от учреждений науки и культуры посредством сетевого взаимодействия;
- участвовать в подготовке и проведении семинаров на район с целью обмена опытом;
- осуществлять мониторинг, практикуя рейтинговые опросы педагогов и учащихся об уровне проведения различных мероприятий.
Показателями успешной работы членов МО гуманитарного цикла можно считать:
Увеличение числа учащихся – участников олимпиад разного уровня (в том числе интернет – олимпиады)
Сохранение положительной мотивации учащихся.
Системный подход к анализу и планированию своей деятельности.
Использование различных видов проверочных работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся.
Методические умения педагогов по применению инновационных технологий.
Среди членов МО систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов: участие в вебинарах разного уровня, систематическое участие в форуме «Педагоги России».
Активно ведется работа над темами самообразования.
Члены МО понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.
Все заседания МО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится мониторинг качества знаний учащихся.
Работу учителей в 2015-2016 учебном году признать удовлетворительной.
Есть проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем году:
1.Организация работы с «сильными учениками»;
2. Подготовка учащихся к олимпиадам;
3. Продолжить процесс самообразования;
4. Активное использование инновационных технологий;
5. На практическую направленность уроков начинающих педагогов, на развитие речи обучающихся, на более продуктивную работу с одаренными детьми;
6. Недостаточная ориентация молодых специалистов в новых методах и приемах обучения;
7. Активное распространение педагогического опыта учителей гуманитарного цикла
8. Повышение качества знаний обучающихся;
Затруднения в педагогической работе, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что большая часть педагогов творчески решает вопросы воспитания, развития, обучения детей. Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет целенаправленной методической работы и внутришкольного контроля в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога школы.
В 2015-2016 учебном году МО учителей гуманитарного цикла необходимо решать следующие задачи:
1) Продолжать работу над повышением профессионального, творческого уровня учителей через участие в интернет сообществах, вебинарах, семинарах, круглых столах и взаимообмен опытом работы.
2) Продолжать активно осваивать новые технологии, методики и формы организации обучения в рамках ФГОС через курсы повышения квалификации, посещение районных, республиканских семинаров.

3) Продолжить работу над повышением качественной успеваемости обучающихся по предметам гуманитарного цикла и обеспечением высоких результатов ГВЭ и ЕГЭ
 С  целью повышения профессионального уровня педагогов в преподавании гуманитарных дисциплин, через совершенствование форм и методов работы, активизации работы с учащимися, мотивированными на учёбу, соблюдения преемственности между учителями среднего звена и учителями начальных классов,  повышения качества знаний учащихся,   выполнения требований к проведению современного урока в условиях введения ФГОС второго поколения  в 2016/2017 учебном году на заседаниях МО рассмотреть следующие вопросы:
Требования к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников.
Обучение в сотрудничестве (работа в группах, парах). Организация рефлексии на уроках.
Более тесное взаимодействие учителей гуманитарного цикла.
Руководитель методического объединения
гуманитарного цикла Е.М. Синюк











































{ђ Заголовок 1{ђ Заголовок 2{ђ Заголовок 3{ђ Заголовок 4{ђ Заголовок 5{ђ Заголовок 6{ђ Заголовок 7{ђ Заголовок 8{ђ Заголовок 915