Доклад Высокие личностные образовательные результаты

Высокие личностные образовательные результаты – необходимая составляющая работы учителей русского языка и литературы по формированию свободной личности, адаптированной в социуме.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Сегодня очень важно вооружить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе .А для этого должен быть изменён способ обучения.
В этом смысле необходимо организовать учебный процесс , нацеленный на формирование УУД, что означает способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию, совокупность действий учащихся, обеспечивающих социальную компетентность, способности к самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию этого процесса.
Учебный процесс необходимо строить так, чтобы ученик сам оперировал учебным содержанием и при этом у него формировались способности к самообучению, самоорганизации. Урок необходимо строить как систему познавательных проблем и способов их разрешения на уроках и во внеурочное время, а также на основе личностно - ориентированного обучения.
На мой взгляд, для получения высоких личностных образовательных результатов на уроках русского языка и литературы необходимо создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность.
На данном этапе организации образовательного процесса в школе на первый план выходит такая технология организации деятельности, как проектная деятельность. Исследовательскую деятельность вполне можно рассматривать как один из вариантов проектной деятельности.
Исследовательская деятельность способствует формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, развитию интеллектуального потенциала учащихся, формированию языковой коммуникативной культуры школьников, воспитанию подлинно свободной личности – вс это соответствует приоритетным направлениям современной системы образования.
Кроме того, приходится констатировать, что интерес школьников к
изучению литературы, впрочем, как и к чтению классических произведений, с каждым годом утрачивается. А между тем задачами учебного предмета «Литература» являются привитие любви к литературе и чтению, формирование потребности в постоянном чтении, воспитание активного читателя с широким кругом интересов, выработка оценочного подхода, литературного вкуса. Разрешить это противоречие также поможет исследовательская деятельность.
Система работы методического объединения учителей русского языка и литературы нашей школы позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, целью которой является выработка активной жизненной позиции и формирование творческой личности обучающихся.