Статья Доступная среда : миф или реальность ( инклюзивное образование в МБОУ СОШ № 50 им. С.В.Марзоева )


Тема: Доступная среда : миф или реальность ( инклюзивное образование в МБОУ СОШ № 50 им. С.В.Марзоева )
Актуальность
Воспитание толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации.
«Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом обозначилась устойчивая тенденция увеличения количества детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. По данным ООН в мире насчитывается примерно 450 млн. человек с нарушенным психическим и физическим развитием, что составляет почти десятую часть жителей. планеты. Это подтверждается и данными Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), свидетельствующими, что число таких людей достигает 13% от общего числа населения. По статистическим данным ряда стран дети с ограниченными возможностями здоровья составляют от 4,5% до 17% от их общего количества (в зависимости от того, какие нарушения учитываются). В России на рубеже XX - XXI веков в связи с изменениями в политической, социальной и нравственной сферах жизни особо остро стоят социальные проблемы населения и, в том числе, рост числа детей с ограниченными возможностями. По данным Министерства образования РФ 85% детей — воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, педагогического или психологического характера. Более 25% детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи
Однако в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства:
отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;
неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ;
проблема неприятия детей с ОВЗ участниками образовательного процесса.
Особая роль в формировании навыков толерантного поведения принадлежит школе. Выбирая методики воспитания толерантности, необходимо учитывать контингент воспитанников. У нас в школе обучаются дети с ОВЗ (нарушениями зрения, имеющие психологические проблемы; задержка психического развития; эмоциональная нестабильность; поверхностность, поспешность, нервозность контактов, неумение общаться;) Работа всего педагогического коллектива направлена на преодоление и коррекцию этих и других отклонений. Цель работы: интеграция детей с ОВЗ дети с ограниченными возможностями здоровья в учебно воспитательный процесс школы. Воспитание в духе толерантности поможет\Воспитание толерантности – одна из задач такого направления воспитательной работы, как “Основы гражданского самосознания”. Именно на мероприятиях в рамках этого направления дети расширяют знания из области граждановедения; знакомятся с национальной и другими культурами, религиями, традициями; обсуждают и раскрывают для себя качества, которыми должен обладать гражданин, достойный своей страны. В заключение приведем краткий сценарий занятия по направлению “Основы социализации и общения” в 7 -8 классах, цель которого – обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
В МБОУ СОШ № 50 им. С.В. Марзоева количество детей - инвалидов, обучающихся в разные годы варьируется от 1-го до 7 человек. Некоторые из них имеют выраженные нарушения здоровья и обучаются на дому. Однако, большинство детей с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в общеобразовательные классы и обучаются по общеобразовательной программе. Для оказания таким детям своевременной помощи в отношении их организовано психолого-педагогическое сопровождение. В школе имеются для этого все необходимые кадровые условия.
Наиболее эффективный механизм воспитания толерантности – изучение иных культур. Применение на практике только одного этого подхода, в отрыве от других форм воспитания не даёт ожидаемого результата. Необходимо гармоничное сочетание многих форм: моделирование ситуаций, в которых "враги" вынужденно работают вместе или доказывают друг другу свои позиции: умение конструктивно решать, находить компромисс в конфликтных ситуациях; системы запретов нетолерантного поведения на бытовом уровне и др.
Направления формирования толерантности в школе:
1. Формирование толерантности у учащихся ведется по трем направлениям: а) позитивное отношение к людям с  ограниченными возможностями здоровья, разной национальности и вероисповедания
б) учить учащихся общению со сверстниками и взрослыми, способам разрешения конфликтов
в) изучение национальных особенностей других народов на примере фольклора.
2. Развитие толерантного самосознания (личностного и профессионального) у родителей и учителей. 
Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Здоровые» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Повышается опыт общения, формируются навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, увеличиваются адаптационные возможности детей.
Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
Самыми незащищенными в нашей жизни являются ветераны, инвалиды. Они испытывают серьезные материальные трудности в силу маленьких пенсий и пособий и больших трат на лекарства и специальные продукты питания и предметы. Они нуждаются в материальной поддержке, как денежной, так и вещевой и продуктовой. В селе Новые Зори проживает 230 инвалидов, из них 15 детей до 18 лет, 12 Участников ВОВ, остальные инвалиды по различным заболеваниям. Десятая часть этих людей находятся в одиночестве, у них по разным причинам нет семьи, они испытывают трудности и в решении социально-бытовых вопросов, а также они находятся в депрессии из-за отсутствия общения.
Целями проекта «Мы одна семья!» являются:
Социальная поддержка (социально-бытовая, физкультурно-оздоровительная, психологическая) незащищенных категорий населения (инвалидов) силами волонтеров; сформировать достаточный уровень жизненной компетенции обучающихся;
повысить уровень заинтересованности родителей успехами собственного ребёнка и взаимодействия со школой;
повышение профессиональной компетентности педагогов через овладение технологией педагогического проектирования.
Для решения поставленных целей, нам необходимо решить следующие задачи:
Набор и обучение волонтеров – участников проекта
Покупка необходимого оборудования для реализации проекта
Набор инвалидов и ветеранов ВОВ для участия в проекте
Проведение вечеров с концертами и чаепитиями и
Создание клубов по интересам
Чествование юбиляров на вечерах, поздравления в районных газетах и вручение подарков
Организация помощи на дому по хозяйству (организация социально-бытовых услуг)
Организация работа спортивных секций
Проведение спортивных праздников с участием всех участников проекта
Основной целью нашей работы является не формирование самосознания у детей с помощью насаждения взглядов взрослых, а создание таких условий, при которых толерантность у ребенка проявляется как естественное качество его личности. А это возможно только в интегративной среде. Обучение и воспитание ребенка в интегративной среде делает его толерантным не только к детям с особенностями развития, но и к детям, воспитывающимся в семьях с другими религиозными и национальными традициями. Такое воспитание направлено на преодоление чувства страха и отчуждения у детей и взрослых по отношению к другим. Подобное разделение общества на «больных» и «здоровых» представляется нам негуманным. Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. Мы считаем каждого ребенка личностью, обладающей своими особенностями. Именно такой подход может называться «принимающим», так как только в интегративной среде возможна обоюдная толерантность: дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их способности и возможности. Здоровые сверстники в интегративной среде c большой степенью вероятности вырастают более толерантными, общительными, с более адекватной самооценкой, менее тревожными и агрессивными, более творческими.
Проект «Мы одна семья!» позволит инвалидам почувствовать себя нужными и интересными обществу, способными осуществить свои самые смелые мечты. В ходе реализации проекта комплексы, психологические проблемы, вызванные инвалидностью, будут хоть на немного забыты, а может даже преодолены, что очень важно в реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Общение с детьми, интерес со стороны здоровых людей, опыт взаимодействия с окружающими, полученными в коллективе «Мы одна семья», - все это позволит инвалидам с уверенностью входить в мир, который пока еще не всегда готов принять людей не таких как все.
Для обучающихся:
Повышение уровня познавательных процессов (мышления, внимания, памяти) и произвольного поведения;
Повышение уровня развития мотивационно-деятельностной сферы (участие в образовательных событиях разного уровня);
Повышение уровня развития жизненной компетенции.
Для родителей:
повышение уровня заинтересованности результатами обучения и воспитания своих детей;
позитивные изменения детско-родительских отношений.
Для обучающихся:
Повышение уровня познавательных процессов (мышления, внимания, памяти) и произвольного поведения;
Повышение уровня развития мотивационно-деятельностной сферы (участие в образовательных событиях разного уровня);
Повышение уровня развития жизненной компетенции
Применяемые методики
Для реализации проекта используем различные методики: анкетирование, беседы, реклама.
Целевая аудитория проекта.
Численность группы составляет 7 семей инвалидов. В состав коллектива «Мы одна семья» входят преимущественно пенсионеры, страдающие разными заболеваниями, волонтерский отряд в количестве 15 человек из числа учеников старших классов средней школы.
Перечень и описание мероприятий
В рамках проекта намечен ряд мероприятий, направленных на адаптацию инвалидов к современной жизни.
Прежде всего создается волонтерский отряд, для которого приобрести униформу. Для проведения анкетирования волонтеров и инвалидов нужны канцелярские товары.
Проект «Мы одна семья!» будет продолжать свою деятельность и после завершения обучения в МБОУ СОШ № 50. Волонтеры будут оказывать социально-бытовые услуги инвалидам, проводить совместные праздники, вместе заниматься в кружках и спортивных секциях.