Школа, доступная всем (из опыта работы по реализации программы Доступная среда)


Безбарьерная среда в МОУСОШ №1 г. Буя
«Школа, доступная для всех»
(Из опыта работы)
Дубровина А.Н.-директор школы
Образование — неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами.
Кроме этого, дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могли только в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход уже устарел.
Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу.
Опыт зарубежных стран показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное — изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.
Всемирная Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» призывает действовать в направлении создания «школ для всех», которые объединяют всех, учитывают индивидуальные различия детей, содействуют процессу обучения и соответствуют индивидуальным потребностям.
Декларация гласит «лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия».
С 2010 года наша школа является опорной в городе и районе по дистанционному обучению детей-инвалидов. А с 2011года школа является базовой школой в городе для обучения детей-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Перед нами поставлена задача о создании образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках государственной программы «Доступная среда» в школу поставлено оборудование для обеспечения жизнедеятельности детей-инвалидов (инвалидные коляски (коляска-вертикализатор, ходунки), столик для детей с ДЦП, пандус переносной, компьютер со сменными (для ног) клавиатурами и оборудование для организации сенсорной комнаты. Нами осуществлена частичная перепланировка помещений.
Вход в школу начинается с лестницы, которая является серьезным или даже непреодолимым препятствием для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении инвалидную коляску, трости, костыли и другие приспособления. Для того, чтобы эти дети смогли попасть в школу, сейчас установлен пандус у входа в школу.
Оборудована сенсорная комната для занятий с детьми-инвалидами.
Сенсорная комната – это место, где оживают чувства и побуждают личность ребёнка к развитию. Занятия могут проводиться с группами детей (2-4 ребёнка) или индивидуально с каждым ребёнком.
Оборудование сенсорной комнаты позволяет детям отдыхать, расслабляться, снимать эмоциональное напряжение и постигать новое. Пребывание в новой, красочной, особой среде обитания - Сенсорной комнате или по другому в комнате психологической разгрузки, делают сенсорную комнату незаменимой при множестве состояний как средства оздоровления, лечения и профилактики ухудшения здоровья людей.
Кадры: В 2011 году 4 человека (директор, зам. директора по ВР, педагог-психолог и учитель биологии школы) прошли специальные дистанционные курсы в Московском городском психолого-педагогическом университете по программе «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях».. Педагог-психолог побывала в городе Костроме на обучающем семинаре по организации работы с детьми в сенсорной комнате.
Т.о. мы активно готовимся для того, чтобы принять таких учащихся и обучать их в нашей школе.
Для ребенка-инвалида обучение в школе — способ вырваться из изоляции, доказать, что он такой же, как и все. А для «обычных» детей — возможность понять и изменить существующее мнение об инвалидах, научиться не жалеть и унижать их, а уважать и считать равными себе, полноценными людьми.