Духовно-нравственное развитие и воспитание молодежи на уроках географии и во внеклассной работе




Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №22














Выступление на семинаре ГМО учителей биологии и географии

«Духовно-нравственное развитие и воспитание молодежи на уроках географии и во внеклассной работе».









Учитель географии
Абаищева Ирина Васильевна,
высшая квалификационная категория,
МОУ СОШ №22.







17 января 2014года




Духовно- нравственное развитие и воспитание молодёжи на уроках географии и во внеклассной работе.
Слайд №1.
В современном обществе вместо возвращения к исконно русской культуре средствами массовой информации насаждается псевдокультура, признающая ценность денег, удовольствия, потребления и развлечений. Это приводит к деформации традиционных нравственных установок россиян. В связи с этим, есть опасение, что мы можем потерять российскую культуру, православную веру, национальные традиции. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество. О духовности и нравственности говорят учителя литературы, русского языка, истории. Уроки географии также имеют большой потенциал по развитию духовно-нравственных качеств подростков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России выделяет основные базовые ценности, которые должен воспитать учитель: человек, Родина, многонациональность России и мира, семья, труд, искусство, наука, религия, природа. Бесспорно, на уроках географии могут и должны формироваться все базовые ценности, но особое внимание стоит уделить следующим: природа, многонациональность России и мира.
Слайд №2. Потребительское отношение к природе становится опаснейшим явлением, грозящим экологическими катастрофами для всего человечества. Одним из способов их решения становится перестройка отношений между человеком и окружающей средой, бережное отношение к природе. Главная составляющая сущности человека – его «духовное начало». Л.Н. Толстой высказывает мысль о том, что развитие ребёнка происходит не только в школах путем принудительного обучения, сколько его развивает и воспитывает сама жизнь и окружающая среда. Действительно, через отношения к человеку, к природе формируются такие ценностные качества личности, как доброта, порядочность, честность, трудолюбие, ответственность. Воспитание уважения и толерантности к другим народам и странам.
Слайд № 3. Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках географии должно включать: 1) подачу материала урока, обязательно выделяя нравственную составляющую в каждой изученной теме в правильной и понятной для детей форме; 2) воспитание уважения к истории, традициям, культуре своего и других народов; 3) воспитание любви к природе, своему краю, ко всей Земле.
Воспитанный человек – это не только образованный человек, но    человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.Дети желают знать как можно больше о своей великой стране и своей малой Родине. С удовольствием знакомятся с героической историей страны, с памятниками архитектуры, с великими достижениями науки и искусства, гордятся своей Родиной. Учителя географии призваны прививать любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле. Наш предмет, содержание учебной программы позволяет уделять должное внимание духовно-нравственному воспитанию на уроках и во внеурочное время. Я стараюсь  упорно работать над  нравственной стороной личности каждого ребенка: провожу беседы, диспуты, тестирование,  классные часы,  диагностические работы, мероприятия по предмету,  тесно сотрудничаю с  родителями, что помогает  мне лучше узнать семью и ребенка.
Слайд № 4.
Начальный курс географии. В темах: « Введение», «Развитие географических знаний о Земле», «Современные исследования», для воспитания патриотических чувств школьников я рассказываю об Афанасии Никитине, Н.М.Пржевальском, Ф.Ф. Беллинсгаузене и М.П. Лазареве. Важно рассказать вдохновенно, привести примеры мужества этих людей, рассказать, как они добивались поставленной цели. Очень жаль, что программой выделяется очень мало учебного времени на рассказ о путешествиях и исследованиях не только в 6 классе, но и в последующих классах. Сколько славных имён приходится только перечислять!
При изучении оболочек Земли тоже можно найти материал, описывающий красоту природы Земли и своего края. – Слайды №№ 5-9.

Курс «География материков и океанов», конечно, обладает гораздо меньшими возможностями для воспитания чувства патриотизма, хотя и здесь нужно как можно ярче показать роль и значение наших выдающихся путешественников и исследователей: В.В Юнкера, Е.П. Ковалевского, А.В.Елисеева, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, Н.И. Вавилова, С. Дежнёва. В. Беринга, А.И. Чирикова, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова. Они ценой необыкновенного мужества и целеустремлённости способствовали освоению природных богатств и просторов не только своей страны, но и всей Земли. Эти великие граждане способствовали установлению связей России со многими странами и народами. Они служили на благо своей страны.
Слайд №10. «Географическая оболочка - наш дом.»
Слайд № 11.
География России  обладает наибольшим воспитательным потенциалом. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края. Это достигается постоянным использованием краеведческого материала. (Слайд № 13,23.) Приёмы работы с краеведческим материалом самые разнообразные. Это рассказы ребят о природе и хозяйстве, где они живут, их сообщения об уникальных памятниках природы, о символах нашей области, об интересных людях. Краеведение на уроках географии содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию личности, способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, где ребёнок родился, вырос, живёт. В 8 классе необходимо активизировать работу по созданию географических образов территории России, используя презентации обучающихся по темам: «Золотое кольцо России», «Дивеево – святой удел Богородицы», «Реки России», «Озёра России», «Природные зоны.»
В 9 классе при изучении экономических районов рассматриваются вопросы о народных промыслах (слайд №12),что оставляет в памяти и душах обучающихся яркие, целостные, запоминающиеся образы. Из моих практических наблюдений – чем разнообразнее и красочнее предоставляемая информация об изучаемом объекте, тем выше познавательный интерес к материалу, разнообразнее и плодотворнее деятельность учащихся. « Все поразительные местоположения, великие явления природы,- утверждал Н.В. Гоголь,- должны быть окинуты яркими красками. Что действует сильно на воображение, то не скоро выбьется из головы». Поэтому главной задачей преподавания географии стало – научить школьников понимать прекрасное в природе, т.к. предмет география имеет большие возможности пробудить творческую мысль детей. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства ,памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, родного края.
В 10-11 классах обучающиеся изучают социально-экономическую географию мира, овладевают законченной системой географических знаний и умений, возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. И в этом курсе продолжаю закладывать у обучающихся основы патриотизма и любви к Родине в неразрывной связи с интернационализмом и широким взглядом на мир, на другие страны и народы.
Роль внеурочной работы по географии велика. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало ярких, увлекательных страниц географической науки. Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к предмету географии. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеурочной работы обеспечивается:
(Слайды №№13-23.)
1.Привлечением средств  занимательности.
2.Знакомством с важными достижениями науки.
3.Экскурсиями.
4.Краеведческой работой.
5.Заочными путешествиями по странам и континентам.
6.Днями здоровья.
7.Краеведческой работой.
Формы внеурочной работы используются различные, в зависимости от количества учащихся и от  периодичности проведения занятий.
Географическое образование является надёжной основой для воспитания как рачительного хозяина своей страны и Земли, так и общего дома человечества. Уникальность школьного курса географии заключается в том , что это предмет, объединяющий знания о социально- экономическом окружении подростка. Школьная география помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять,что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии происходит формирование и развитие у школьников нравственных норм и привычек. Задача каждого учителя состоит в воспитании у школьников духовно- нравственных начал, чувства патриотизма, потому что возрождение великой России, будущее русского народа будет зависеть от тех, кто является настоящим патриотом своей Родины.(Слайд № 24.)



Литература: 1. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с. 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. 29 с. 3 Послание президента РФ 2010г.




Заголовок 315