Статья на тему Духовно-нравственное воспитание личности учащегося 5 класса на уроках английского языка с использованием современных ИКТ


Духовно-нравственное воспитание личности учащегося 5 класса на уроках английского языка с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
В условиях модернизации российского образования особую значимость приобретает проблема духовно-нравственного воспитания личности учащихся, основанная на гуманном отношении не только к себе, но и к другим людям, в том числе других национальностей в процессе межкультурного общения.
Формирование духовно-нравственных ценностей складывается в период всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом является переход ребенка из начальной школы в основную. Это связано с тем, что именно в возрасте 11-12 лет происходит их ускоренное формирование. В этом возрасте дети ориентированы на «правильность», стремятся соответствовать положительным образцам поведения, подражать понравившемуся образу. Поэтому образцы поведения, традиционные для культуры, легко воспринимаются детьми. Ребенок в этом возрасте уже осознает свои возможности, готов подчиняться требованиям, в состоянии принять иную точку зрения (произошла децентрация процессов мышления). При этом «сензитивность данного возраста к присвоению духовно-нравственных ценностей обусловлена такими возрастными особенностями школьников 5 класса, как произвольность психических явлений, конкретный характер познавательных процессов, внутренний план действий, сознательная постановка цели достижения успехов и волевая регуляция поведения; способность к обобщению переживаний, рефлексия, интенсивное формирование моральных чувств, безграничное доверие взрослым, самооценка, чувство компетентности, доминирование познавательной потребности, развивающееся самосознание, способность к разграничению игры и труда, выделение труда в самостоятельную, ответственную деятельность» [3, С. 59].
На наш взгляд более успешному духовно-нравственному воспитанию личности учащихся будут способствовать современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Их неоспоримое преимущество обусловлено следующим:
- во-первых, актуальность их использования связана с усиливающейся технократизацией общества;
- во-вторых, использование ИКТ в учебном процессе настолько безгранично, что существующие педагогические исследования не успевают проанализировать новые методы, формы и средства обучения;
- в третьих, и что немаловажно, использование в образовательном процессе современных ИКТ существенно повышает интерес учащихся к учебным предметам, делает их усвоение более эффективным, а в содержательном плане более полным.
Вследствие этого возникает задача целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира школьника духовно-нравственным ценностным содержанием.
Развитие информационно-коммуникационных технологий меняет содержание образования. Одной из стратегических задач модернизации образования в рамках Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» является «внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий».
Духовно-нравственное воспитание личности средствами информационно- коммуникационных технологий должно решать следующие задачи:
Обучающая: ознакомление с различными культурами, приобщение к инокультуре, через свою национальную.
Воспитательная: обеспечение усвоение школьниками этических, общечеловеческих ценностей.
Развивающая: создание условий для самопознания и самораскрытия, самореализации, установки на духовно-нравственные ориентации.
Достижение данных задач вполне успешно может быть достигнуто на уроках английского языка.
Духовно-нравственное воспитание - это весь уклад школьной жизни, прежде всего, это педагогический коллектив, нацеленный на формирование личности учащегося с выраженной российской идентичностью через сотрудничество и взаимодействие со всеми участниками процесса образования: коллегами, учащимися, их родителями, социальными партнерами и общественными институтами. Для учителей иностранных языков это еще и взаимодействие с представителями разных культур в формирующемся межкультурном воспитательном пространстве, и особая роль английского языка в системе Интернет [1, С. 14].
Через язык передается культура народа, ценностные приоритеты. Западные ценности, которые служили во многом ориентиром, утратили однозначно позитивное значение. От учителя требуется критическое осмысление происходящих в мире и стране изменений, ответственность и самостоятельность в своих педагогических действиях.
Содержание уроков во многом зависит от собственного выбора учителя. Золотое правило методики это соблюдение баланса. Чрезмерное увлечение формированием лингвистической компетенции часто приводит к некритичному осмыслению содержательной основы обучения, игнорируются порождаемые при этом смыслы. При использовании современных ИКТ учителю следует прогнозировать обратную связь, формируемые личностно-значимые компетенции учащегося. Овладение знаниями на уровне повышенного стандарта не гарантирует формирование человеческого облика, в то время как материалы духовно-нравственной проблематики способны стимулировать развитие эмоционально-чувственной сферы деятельности учащегося и его духовный рост. В частности использование современных ИКТ, таких как: 3-D технологий, flash-технологий, чата, электронной почты, телекоммуникационного форума и др., рассматриваются некоторыми специалистами как средство сотрудничества. В этой связи, неотъемлемую роль играют ресурсы Интернет.
Стратегия использования мультимедийных учебных средств непрерывно эволюционирует, что нашло отражение в аббревиатурах программ, признанных в зарубежной практике. Вот несколько из них: СВТ - Computer Based Training (обучение, основанное на компьютере); CALL - Computer Assisted Language Learning (обучение английскому языку с помощью компьютера); TELL - Technology Enhanced Language Learning (различные технологии в обучении английскому языку). В нашем исследовании, мы склоняемся к словосочетанию CALL – обучение английскому языку с помощью компьютера, средств ИКТ [9, С. 26].
К сожалению, учителя не всегда могут вывозить школьников на экскурсии за пределы нашей страны, посещать знаменитые театры и музеи, но благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям это стало возможным. Благодаря Интернету, находясь в классе, можно совершать виртуальные экскурсии по Британскому музею, ТЭЙТ галерее, по Библиотеке Конгресса США; смотреть постановки в Шекспировском театре и т.д.
При этом учащиеся не пассивно воспринимают представленную им информацию, а активно включаются в процесс сбора, обработки и систематизации электронного материала для подготовки презентаций и проектов. Эта работа способствует воспитанию чувства товарищества, развивает умение работать в группах, а также воспитывает у учащихся толерантность, проявление уважения как к друг другу, так и к представителям других культур. Так, учащиеся успешно могут выполнять проекты и создавать презентации на темы духовно-нравственного характера с самостоятельным выходом в глобальную сеть («We are friends», «My home is my castle», «The roots of my family», «How to resolve conflicts», «Around our country», «The greatest pages of Russian history» и т.д.). При создании и последующей защите творческой работы каждый учащийся в той или иной степени демонстрирует такие качества личности как упорство, смелость мышления, креативность, стремление добиться успеха. Средства ИКТ позволяют быстро производить обработку информации, осуществляется самоконтроль и самокоррекция на основе незамедлительной обратной связи с выводом на экран результатов учебной деятельности.
Проблема состоит в том, чтобы в среднем звене и далее на старшем этапе обучения сохранить преемственность содержания духовно-нравственного воспитания. Именно на уроках английского языка учитель обучает умениям слушать друг друга, быть толерантным и проявлять терпимость друг к другу в разнообразных ситуациях: при совместной работе над проектами учащихся с разным речевым статусом, в ролевых играх, когда учащимися проигрывается целый спектр социальных ролей.
В декларации третьего тысячелетия (United Nations Millenium Declaration), принятой ООН в сентябре 2000 года, приведен перечень ценностей, имеющих приоритетное значение для человечества: Freedom, Equality, Tolerance, Respect for nature, Shared responsibility. Работая в группах над проектами и презентациями, учащиеся приобретают эти ценности, учатся уважать друг друга, уважать право других людей отличаться от них, а также осознают, что принадлежат не только к окружающему их сообществу, но и являются субъектами всего мира.
На сегодняшний день очень важно проведение уроков, направленных на развитие терпимости, взаимопонимания, интеграции, взаимодействия. Проблема толерантности приобрела глобальные масштабы, на ней остановился в своем выступлении «Образование: необходимая утопия» председатель Международной комиссии по образованию для XXI века Жак Делор: «Возникает вопрос, как организовать совместную жизнь в «планетарной деревне» в условиях, когда мы не способны ужиться в рамках естественных сообществ: нации, региона, города, деревни, просто с соседом» [3, С. 62].
Например, в классе можно организовать проект, содержащий социокультурные сведения о трех державах: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация. Затем после презентации полученной информации совместно создать проект «Globalization».
Содержание изучаемого материала на уроках английского языка богато духовно-нравственной тематикой. Например, можно включить в программный материал такие темы: «Праздники зарубежных культур», «Этикет», «Природа», «Религия». Данная тематика может быть так же использована для создания проектов. Школьники знакомятся с содержанием общечеловеческих ценностей: человек, Родина, вера, знание, творчество, достоинство, честь, гуманизм, значимые этические и нравственные установки — воспитание души, возрождение души, быть Человеком и др. Ценностно-смысловое содержание проектов - перспектива открыть собственный внутренний мир и тем самым способствовать изменению окружающего мира.Школьники могут познакомиться с такими понятиями, как: «нация», «национальность», «диалог культур», «межкультурная коммуникация», «глобальная деревня», «толерантность» и др. С помощью сети Интернет учащиеся могут производить поиск информации для написания докладов или сообщений на темы: «Есть ли различия в поведении у представителей разных национальностей? Какие?», «Важно ли людям помнить о своей культуре и языке? Почему?», «Какие положительные и отрицательные стороны несет в себе Интернет?» и т.д. По нашим наблюдениям, живой интерес у школьников вызывают подобные явления, как: «межкультурная коммуникация», «культурный шок», различные лингвокультуроведческие единицы и национально-специфические реалии, представленные в русском и английском языках.
Предложенная выше тематика предусматривает работу школьников с мультимедиа и каталогом интернет-ресурсов, разработку проектов с широким использованием возможностей ИКТ, создание от лица учащихся презентаций, публикаций и веб-страниц, представление результатов самостоятельных учебных исследований. Школьники учатся использовать различные информационно-коммуникационные технологии в своем повседневном обучении. В рамках изучения английского языка школьники могут вести интернет-переписку со сверстниками из США и Великобритании.
Принимая участие в онлайн-общении, например, с помощью программы Skype с носителями языка, учащиеся получают уникальную возможность вступления в контакт с представителем страны изучаемого языка, что можно назвать реальным диалогом культур, помогающим формированию глобального мышления и культуры общения.
Применение Skype как коммуникационного средства дает возможность ученикам использовать английский язык в повседневной жизни и обеспечивает эффективное общение. На лицо реальные возможности и положительные стороны использования коммуникационной программы Skype и других коммуникационных программ на уроках английского языка, потому что:
- Это возможность коммуникации с носителями языка и представителями других культур, что, несомненно, оказывает большое мотивирующее влияние на детей для дальнейшего изучения английского языка.
- Это хорошая возможность практики устной и письменной речи, чтения, аудирования и произношения.
- Взаимодействие и коммуникация менее формальны, чем на обычном уроке.
- При использовании коммуникационных программ таких, как Skype можно избежать подсоединения к детскому чату нежелательных гостей, что проблематично сделать в публичных чатах.
- Ученики получают навыки работы в сети, которые могут пригодиться им в будущем в быстро развивающемся информационном обществе [6, С. 16].
На уроке и во внеурочной деятельности необходимо создать модель реального общения, которая способствует возникновению у учеников естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации.
Скайп-конференции с учащимися (учителями) из других стран, проводимые на английском языке, создают аутентичные условия для общения, способствуют снятию языкового барьера, побуждают к использованию английского языка.
В процессе Скайп-общения ученики из разных стран, изучающие английский язык как иностранный (или как родной), общаются между собой на определенную тему. Учителя-организаторы Скайп-конференции заранее договариваются о предстоящей беседе: времени, условиях проведения, теме.
Общение в международном сообществе учителей «HLWSkypers», применяющих Скайп-технологии на уроке и во внеурочной деятельности, помогает найти Скайп-партнеров, участвовать в Скайп-конференциях с учащимися и учителями из других англоговорящих стран, обсудить детали проектов и трудности, возникающие при организации работы.
Можно проводить конференции на основании литературных произведений на английском языке.
Например, можно проводить конференции по теме «Народные промыслы России». Дети могут знакомить Скайп-партнеров с традициями резьбы по дереву, матрешками, глиняными игрушками, вышивкой и вязанием.
На сегодняшний день учителю дана свобода создания той атмосферы, когда учащиеся могут через презентации, видео, элективные курсы обогатиться духовно. Это может быть элективный курс с названием «Вежливые англичане», «Иностранный этикет», «Моя родословная», «Права и обязанности ребенка» и тому подобное.
Безусловно, применение информационно-коммуникационных технологий способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, ведет к раскрытию и развитию личностных качеств учащихся, но как говорили древние римляне «Aurea mediocritas!», надо придерживаться правила золотой середины - толькое разумное сочетание традиционных и активных форм и методов обучения с применением информационно-коммуникационных технологий способствует достижению успеха.
Список использованных источников:
Арапова Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – Москва, 2012.
Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4, 2013.
Власова Т.И. Духовно-ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике // Педагогика – 2012. № 10 – С. 36-42.
Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 320 с.
Кузовлев В.П. Методическая характеристика как средство индивидуализации процесса обучения иноязычному общению // ИЯШ. – 2012. №1. – С. 31-38
Павлова Е.А. Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка // Образование – 2013. – №11.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка / Настольная книга преподавателя иностранного языка / М. – Глосса-пресс Феникс – 2011.
Федеральная программа развития образования от 15.05.2000 г. №1418, // Вестник образования. – 2000. – №12.
Царенкова Ю.В. Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Самара, 2014.
Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура. – М.: Логос, 2013. – 220 с.