Конспект фронтального логопедического занятия на тему Автоматизация звука и буквы Л в слогах, словах, предложениях

Цыремпилова М.Д-Ц., учитель-логопед ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида», г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
ТЕМА: Автоматизация звука и буквы Л в слогах, словах, предложениях.
ЦЕЛЬ: автоматизировать звук и букву Л в слогах, словах, предложениях.
ЗАДАЧИ:
- уточнить и закрепить артикуляцию звука [Л]; - совершенствовать умение подбирать к словам антонимы;
- развивать навык носового дыхания, фонематический слух, буквенный гнозис, память;
- расширять систематизировать словарный запас; - формировать навыки контроля в учебно-практической деятельности.
- воспитывать усидчивость, работоспособность, чувство сопереживания.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала, предметные картинки, схемы слов, мяч, фишки.
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: пук, бук, пилот, пилоносы, пилотаж, пилы.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент
- Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, чётко говорим,
Потому что не спешим!
- Сядет на своё место тот, кто назовет слово-наоборот к словам:
старый – молодой добрый – злой
легкий – тяжелый худой – толстый
сытый – голодный яркий – тусклый
крутой – пологий хороший – плохой
горячий – холодный темный – светлый
II. Артикуляционная гимнастика
- Проведем артикуляционную гимнастику. Возьмите зеркала.
Дети выполняют упражнения («Окошко», «Месим тесто», «Пароход гудит», «Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели», «Маляр», «Индюк»).
III. Дыхательная гимнастика
Вдох носом, выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – «греем руки»).
Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы.
а) плавно;
б) толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! в! в! ф!ф). Щеки не надувать.
IV. Работа со звуком
Выделение звука
а) Игра «Четвёртый лишний»
- Перечислите что изображено на картинках.
- Один предмет здесь лишний. Какой и почему?
- В слове «кукла» какой знакомый звук слышится в середине слова?
V. Сообщение темы урока
- Сегодня на занятии мы будем работать со звуком [Л]. Будем соревноваться друг с другом. За каждый правильный ответ будете получать фишки. В конце урока подведем итог, у кого будет больше всего фишек, тот и победитель.
б) – Поднимите руки, кто из вас летал на самолете? Когда самолет, летит высоко-высоко, мы его не видим, а только слышим, как он гудит. А гудит он вот так: Л-Л-Л-Л-Л. Давайте погудим все вместе (затем девочки, а теперь мальчики).
Артикуляционный уклад звука
- Рассмотрите артикуляционный профиль звука [Л], произнесите сами звук.
- Скажите, в каком положении находятся губы, зубы, язык? Работает ли голосовой моторчик?
- Губы в улыбке;
- Зубы видны и сближены;
- Кончик языка поднимается к бугоркам;
- Средняя часть спинки языка опускается;
- Задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад;
- Бока языка опускаются (язык принимает форму седла);
- Голосовой моторчик работает.
3. Характеристика звука
- Дайте характеристику звука [Л] (согласный, твердый, звонкий).
- Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
VI. Развитие фонематического слуха
- Отгадайте загадку:
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает (Лук).
- Что такое «лук»?
- Я буду произносить это слово правильно и неправильно. Если произнесу неправильно, хлопните в ладоши, а если правильно, то ничего не делайте.
Слова: лук, лук, тук, сук, лук, лук, пук, лук, бук, лук, жук, лук, лук.
Пук, пучок – сноп, связка, горсть, охапка. Пук цветов, букет. Пук бумаг, сверток. Пук лучины, хворосту.
Бук – дерево, из семейства серещатых; мелкокрапчатое, твердое, поделочное дерево.
Жук – жёсткокрылое насекомое.


VII. Работа со слогом
«Кто внимательный?»
- Слушаем внимательно, затем хором повторяем слоги:
скла-скло-склу
спла-спло-сплу
стла-стло-стлу
скла-спла-стла
скла-спло-стло
склу-сплу-стлу
Проговаривание чистоговорок
- Повторяйте за мной:
Ла-ла-ла – вот дела!
Лы-лы-лы – мой полы.
Лу-лу-лу – на полу.
Ло-ло-ло – мне тепло!
VIII. Физминутка
Пальчиковая гимнастика
«Пальцы дружная семья»
Массаж ушных раковин
- Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину разотрите руками.
Горизонтальная восьмерка
- Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь сначала левой рукой, затем правой, обеими руками вместе.
IX. Работа со словом
- Распределите картинки по схемам:















Предметные картинки: лук, лодка, лопата, лыжи, лампа, стол, стул, мел, полка, скакалка, полка, слон.
- Придумайте слова со звуком [Л] в начале слова. За каждое придуманное слово выдается фишка.
- Вспомним, какой печатной буквой обозначаем звук [Л]? (Буквой «эль»).
- Напечатайте букву «эль» в воздухе.
- Буква «эль» потерялась. Найдите её.





- С какими буквами она соседствует?
X. Работа с предложением
Чтение слоговой таблицы (Приложение)
- Как пищат птенцы? (Пи - пи - пи)
Пилы - общее название разнообразных инструментов для резки дерева, металла, камня и пр.
Пилотаж - упражнение летательным аппаратом.
Пилоносы – род рыб, подотряда настоящих акул. Известно 4 вида. На голове имеется вырост в виде пилы (орудие защиты и нападения).
- Придумайте предложение с одним из этих слов.
Выбор самого лучшего предложения. Анализ предложения.
- Сколько слов в предложении?
- Какое первое слово в предложении? Третье? Второе?
XI. Домашнее задание
- Придумайте по 10 слов со звуком [Л] в середине слова.
XII. Итог занятия
- С каким звуком и буквой мы работали? Вспомним артикуляцию звука [Л].
Определим победителя, подсчитайте фишки.
- Сегодня хорошо работали Молодцы!
























Приложение

ЛЫ
ЛОТАЖ
ЛОНОСЫ






Л

Р

А


Ы

О

У

ПИ -
ПИ -
ПИ -




Заголовок 115