МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКОГО И НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Е.А.Кохан
Учитель математики, высшей категории

ГБОУ РК «ССШИ№1» Симферополь



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ДИДАКТИЧЕСКОГО И НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Нарушения зрения , являются причиной ряда особенностей в психическом развитии и влияет на становление познавательной деятельности таких детей. Замедленное и своеобразное восприятие учебного материала у слабовидящих детей , его отсутствие у слепых отрицательно сказывается на развитии логических приёмов мышления , при помощи которых учащиеся находят пути решения задач , усложняет формирование пространственных представлений , точных измерительных действий , физических явлений.

Определенные особенности наблюдаются у детей с нарушением зрения во время отработки графических навыков - написания цифр , знаков математической символики , выполнения и чтения схем , рисунков , оперирования системой условных обозначений.

Зрительное и общее утомление детей с нарушением зрения снижает умственную и физическую работоспособность. Темп работы этих детей более замедленный по сравнению со зрячими сверстниками , поэтому при формировании
физических и математических представлений у детей с нарушением зрения , основное внимание должно быть сосредоточено на размере , цвете , пространстве.
И это не случайно , так как именно эти свойства имеют главное значение при формировании зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Целенаправленное развитие представлений у таких детей должно охватывать такие этапы :

-обучение способам обследования предметов ;

- развитие аналитического восприятия: ориентировка в пространстве, анализ формы предмета, выделение отдельных измерительных величин;

- формирование сенсорных эталонов стойких , закреплённых в озвучивании представлений о цвете , форме , размере и размещении в пространстве;

Так при изготовлении наглядного и дидактического материала следует учитывать : - формат индивидуальных карточек;
- их цвет( белый, бледно – жёлтый, матовая поверхность , без бликов, может быть чёрный фон с белым изображением);

- увеличенный шрифт от 14 и выше , Arial ( размер шрифта зависит от индивидуальной остроты зрения );

- шрифты без засечек, облегчают восприятие и чтение текста;

- чёткие, жирные, контрастные линии строк, наличие вспомогательных линий для ориентира высоты строчных букв, при низкой остроте зрения, увеличенная толщина линий;

- достаточное количество места для ответов , если это тестовые задания;

- не загромождать карточку излишней информацией , чтобы зрение ученика
«не распылялось» по всей плоскости карточки;

- увеличенные размеры клеток, контрастность, понятность условных обозначений.

При изготовлении геометрических моделей , следует учитывать :
- фигуры с чёткими контурами ;
- возможны рельефные изображения ;
- допустимо изготовление моделей из проволоки, картона, оргстекла, пластмассы,
дерева, в виде развёртки ;
- окрашены модели в яркие контрастные цвета ;
- могут быть подвижные модели;
- изготавливать модели могут учащиеся под руководством учителя
или родителей, с целью развития пространственного воображения и изучения
свойств фигур.

При использовании дидактического и наглядного материала необходимо обратить внимание на такие этапы:

- демонстрация геометрических фигур , тел и их назначение;
- исследование фигур и тел с одновременным озвучиванием;
- сравнение фигур и физических тел , которые отличаются по цвету и размеру, при этом следует обратить внимание на то , что форма не зависит от размера и цвета;
- проведение аналогии с предметами встречающимися в быту и окружающей среде;
- закрепление свойств , путём рисования , штриховки, выделения определённых
элементов контрастными цветами.

В процессе организации занятий педагогам необходимо:

- больше внимания уделять устному детальному, последовательному объяснению заданий;
- увеличить время для рассмотрения объекта ( карточка, рисунок, объект)
- организовать его обследование с помощью разных анализаторов;
- учитывать расстояние . на котором более чётко воспринимается объект;
- выделять объекты, обводить контуры;
- подбирать раздаточный и демонстрационный материал наиболее чёткий . увеличенный . объёмный, контрастных цветов;
- обращать внимание на освещённость во время индивидуальной , групповой работы во время демонстрации.

Разработанные индивидуальные , дидактические и наглядные материалы:
- стимулируют познавательный интерес у учащихся;
- за счёт заданий разной степени сложности возможность индивидуального ,
дифференцированного подхода ;
- активизируется совместная работа учитель – ученик ;
- появляется возможность контроля и самоконтроля ;
- возможность закрепления полученных дополнительных знаний;
- более полно проявляется самостоятельность учащихся;
- развивается логическое мышление , воображение, память.
































·15