Тема урока: «Обособленные определения. Обособление согласованных определений»


Тема урока: «Обособленные определения. Обособление согласованных определений»
Цель: продолжить углубление понятия об обособлении, о том, что обособление – один из способов смыслового выделения части предложения;
закрепление умений:
выявлять грамматические условия обособления,
определять согласованные и несогласованные определения, а также определения с обстоятельственными значением,
выделять интонационно обособленные члены предложения,
правильно ставить знаки препинания.
Развивающая цель: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников, развивать умение проводить синонимическую замену обособленных членов предложения, воспитание любви к родному слову, языку.
Воспитательная цель: воспитание интереса к изучению предмета, формирование чувства гордости за богатое духовное и культурное наследие Родины.
Наглядность: дидактический материал, графические схемы предложений.
Оборудование: таблицы, схемы.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Беседа с учащимися:
какой раздел науки о русском языке мы сейчас изучаем?
Что изучает синтаксис?
(Строение и значение словосочетаний и предложений).
Что называется пунктуацией?
(Совокупность правил об употреблении знаков препинания).
Что такое предложение?
(Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем- либо, или вопрос или побуждение).
Какие члены предложения называются обособленными?
(Члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно, называются обособленными).
Проверка упр. 404 (учебник “Русский язык”, 8 класс, автор Р. Б. Сабаткоев).
3. Словарно-орфографический диктант.
Освещение, далеко, слова, ходить;
Удивительно, природа, картон, возможность, манера, осязаемость, красота, мотив;
Ночной, сумеречный, окончил, изящный
4.Просклонять имена числительные: 1890, 1890- ый.
5.Объясните лексическое значение слов:
Холст –
Мотив-
Пейзаж –
III. Объяснение нового материала.
6. Текст, записанный под диктовку:
(1) С именем И. И. Левитана в отечественную пейзажную живопись пришло понятие пейзажа настроения.(2)Это не просто пейзаж, увиденный и воспроизведённый на холсте, но пропущенный через душу художника и понятый им как «божественное нечто», присутствующее во всей природе.(3)Творчество Левитана больше всего связано с Москвой, с московской живописной традицией, сложившейся к 60 – 70 годам XIXвека.(4)В конце 1890-х годов Левитан особенно часто обращался к темам вечерней сумеречной природы, ночным пейзажам с лунным освещением.
(5) Он любил писать их на картоне. (6) Эта основа, в отличие от холста, даёт возможность работать в тонкослойной живописной манере.
Летний вечер (1900), Сумерки. Стога (1899), Лунная ночь. Большая дорога (1898) – далеко не полный перечень картин, в которых, по словам А. П. Чехова, Левитан в последние годы «дошёл до такой изумительной красоты и ясности мотива», до которых никто до него не доходил, да не знаю, дойдёт ли кто и после».
- Ребята, давайте ещё раз обратимся к записанному тексту и вспомним, что мы называем согласованными определениями? Есть ли такие определения в тексте?
- Сегодня мы с вами при помощи записанного текста рассмотрим случаи обособления согласованных определений.
Работа по тексту:
Прочитайте внимательно текст и выпишите (2) и (3) предложение. Найдите в них причастия. Скажите, есть ли у этих причастий зависимые слова.
-Что образуют причастия с зависимыми словами?
- Где по отношению к определяемым словам находятся эти причастные обороты?
- Как нужно в таких ситуациях расставить знаки препинания.
Выпишите (5) и (6) предложения. К именам существительным подберите согласованные определения, выраженные прилагательными с зависимыми словами.
- К местоимению «он» в пятом предложении подберите согласованные определения. Проследите за правильной расстановкой знаков препинания при согласованных определениях, относящихся к личным местоимения.
-Докажите, что прочитанный вами текст представляет собой повествование.
-Ребята, давайте после проделанной работы подведём итог.
- Что такое обособление? (Обособление – это выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании).
-Когда и при каких обстоятельствах обособляются определения?
-Назовите основные смысловые признаки обособленных второстепенных членов предложения (1) смысловые признаки: вносят в предложение дополнительное значение; 2) грамматические признаки: являются только второстепенными членами предложения (обособленными определениями, обстоятельствами или дополнениями); 3) интонационные признаки: произносятся с особой выделительной интонацией (интонация обособления); 4) пунктуационные признаки: на письме выделяются с обеих сторон запятыми).
В каких случаях определения и приложения обособляются (таблица)?
Примечание: эта таблица представлена на интерактивной доске.
Если относятся к личному местоимению (во всех случаях) А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой! (М. Лермонтов)
Наконец, усталая, она села на кухне на лавочку. (М. Горький)
Если согласованные распространенные определения и приложения (а также два или несколько согласованных нераспространенных определений) стоят после определяемого существительного Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. (М. Горький)
Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. (В. Солоухин)
По дороге, зимней, скучной, тройка борзая бежит. (А.Пушкин)
Если согласованные определения или приложения имеют добавочное обстоятельственное значение; их можно заменить придаточными причины (так что…, потому что…) или уступительным (хотя…, несмотря на то что…)Истощенный усилиями и лишениями, старик слег в постель. (А.Герцен)
В конце января. Овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. (М. Шолохов)
Если приложение (распространенное и нераспространенное) стоит после имени собственного и уточняет его (приложение с уточняющим значением) Оленька, дочь отставного коллежского асессора Племянникова, сидела у себя во дворе на крылечке. (А. Чехов)
Если приложение с союзом как имеет значение причины (так как, потому что) Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руку косу. (И.Тургенев)
Примечание учителя: таким образом, чтобы установить, является ил определение или приложение обособленным, нужно выяснить:
чем выражено определяемое слово;
состав определения или приложения (распространенное или нераспространенное);
место (позицию) относительно определяемого слова.
- Что нового мы узнали из прочитанного текста?
- Кто такой И. И. Левитан?
- Откуда пришло понятие «пейзажное настроение»?
7.Закрепление новой темы. Объяснительный диктант.
Упражнение 414.Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и распространенные определения. (Ребята выполняют это упражнение так: один учащийся выходит к доске, остальные записывают предложение в тетради; затем учащийся у доски объясняет орфограммы и пунктограммы).
8. Комментарий повторяемого материала, оценок.
IV. Итог урока: -Что мы называем обособленными согласованными определениями?
-Когда, в каких случаях обособляются согласованные определения?
-Зачем нужны обособленные согласованные определения? Какую роль они играют в предложении?
V. Выполнить упражнение 417 по заданию учебника.