«Развитие творческой активности обучающихся на уроках истории


«Развитие творческой активности обучающихся в процессе изучения предмета история»

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим перед школой стоит задача обеспечить условия для успешной социализации подростков и реализации ими своих способностей, возможностей и интересов. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности записано: "Важнейшей целью современного отечественного образо
вания и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного, творческого гражданина России."
Актуальность проблемы творческого развития вытекает из самой жизненной ситуации.
Во-первых, развитие творческих способностей позволяет воспитывать инициативную, думающую, способную на творческих подход в любом деле личность.
Во-вторых, позволяет учащимся осмысливать события и явления на основе исторического анализа.
В-третьих, помогает воспитывать современное историческое сознание, развивать самостоятельное, персонифицированное мышление.
В-четвертых, развитие творческих способностей ведет к формированию интеллектуальной, гармонически развитой личности.
Но при этом наблюдается противоречие с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни. Цель исследования: выявление педагогических технологий и средств и форм развития творческой активности учащихся
Задачи исследования:
1) изучить формы "нетрадиционных уроков"
2) описать различные технологии, способствующие развитию творческих способностей;
3) проследить процесс развития творческих способностей учащихся на занятиях по истории
Результатом творчества является продукт ( материальный или идеальный), которым может быть сама личность.
Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей.
Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность. У детей раскрылись способности, о наличии которых мы даже и не подозреваем, они успешно управляются с тем, что было недоступно им ранее.
Стремления к творческой активности, постепенно увеличивает объём работы на уроке, как следствие повышение внимания и хорошей работоспособности детей.
В свете модернизации образования в РФ принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть носителем «Объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.
Любой педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда глаза учеников горят интересом к изучаемому материалу, когда они сами становятся соучастниками познания. Это создаёт атмосферу творчества и способствует развитию креативного мышления
Для организации творческой деятельности на уроках истории необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
деятельность должна рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей
деятельность должна быть оптимально трудной, но выполнимой
деятельность должна развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих способностей и возможностей
деятельность должна быть разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности
должны учитываться психолого-возрастные особенности обучающихся
Исходя из этих требований подбираются определённые формы урока.
В 5-7 классах целесообразно использовать такие формы, которые развивают воображение, дают возможность проявить действенную творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности, формируют первичные исследовательские способности.

Формы уроков в 5-7 классах

Игровые
Интервью с историческим героем


аукцион


"Живая картина"


шифровка


Рекламный плакат

Исследовательские
Урок- "путешествие"или урок-экспедиция

оценочные
Урок -суд


Урок -съезд


В 8-11 классах развитие творческого мышления продолжается . но уже на более высоком научном уровне. Преобладают исследовательские методы при более сложной организации учебного процесса, но сохраняется обстановка свободы творчества и нестандартные подходы к изучению истории
Формы уроков в 8-11 классах

Игровые
Деловая игра


аукцион


Рекламный плакат

Исследовательские
Семинарские занятия


Урок "мозговая атака"


Урок - диспут

оценочные
Урок -суд


эссе



Информационное обеспечение обучения
Основные источники
 
 Броневщук С. П. Профильное обучение и единый государственный экзамен // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 21 апреля.
Лернер П. С. Инновационный потенциал, ресурсы и риски профильного образования учащихся старших классов // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 27 апреля.
 Уколова А. С. Стратегия гимназического образования на современном этапе. - Санкт-Петербург, 2005.

Нормативные документы
1.Закон РФ об образовании
2.Конституция Российской Федерации. М., 1996.
3.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего
образования. М., 2002.
4.Концепция модернизации Российского образования М., 2002.
5.Постановлении Правительства РФ «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»
6.Письме Минобразования России «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения
7.План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.

Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – cайт Министерства образования и науки РФ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - cайт Министерства образования и науки Самарской области














15