Воспитание экологической культуры детей в процессе внешкольной работы (обобщение опыта работы)

КГБУЗ «Детский туберкулезный санаторий г. Барнаул»













Воспитание экологической культуры детей в процессе внешкольной работы
(обобщение опыта работы)







автор: Рубилина
Ирина Николаевна,
воспитатель










Барнаул, 2016
Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая, самая прекрасная это – Земля. Это о ней так тепло, так проникновенно сказала поэтесса Э.Огнецвет:
Она нам не желает ничего, Даря свои бесценные дары,  И требует взамен лишь одного: Чтоб люди были к ней добры.

2. Условие становления опыта

Сегодня проблемы образования и экологии оказываются в центре внимания специалистов, ученых, педагогов, общественных деятелей. Экологическое образование и воспитания развиваются в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности.
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.
На межправительственной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году были поставлены задачи среди которых важнейшими являются:
- принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса;
- воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.
      Эти задачи нашли отражение и в Постановлении Правительства Российской Федерации № 1208 "О мерах по улучшению экологического образования населения" от 3 ноября 1994 года, в котором экологического образование и воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы школы. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в школьном возрасте, являются:
- семья;
- детские дошкольные учреждения;
- школа;
- внешкольные воспитательные учреждения;
- средства массовой информации;
- самовоспитание.
         Ведущую роль в воспитании ребенка школьного возраста играет школа, организующая прогресс формирования экологической культуры, включающий в себе две стороны учебную и внеучебную работу. Основной задачей экологического образования является теоретическое освоение детьми знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха. Б.Т. Лихачев методы и формы экологического образования и воспитания условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные методы формирования сознания и развития мышления, научение умениям и навыкам практически направленной деятельности. Внешкольная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. Исследование детьми реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде. Групповая внешкольная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются дети, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой.

3. Обоснование актуальности и перспективности опыта

Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников не ведется.
Работая воспитателем в КГКУЗ «Детский туберкулезный санаторий, г. Барнаул», я столкнулась с проблемой поведения младших школьников. Дети во время экскурсий в природу ломают ветки деревьев, уничтожают насекомых, оставляют после себя мусор. Из леса некоторые из них стараются вернуться с охапками полевых и лесных растений. Весной в городе дети часто поджигают сухую траву.
К появлению этих нежелательных проблем, по моему мнению, привела низкая экологическая культура детей. В ходе своей педагогической деятельности я хочу научить экологической культуре детей через включение их в познавательную, творческую и исследовательскую деятельность.
Сегодня проблема повышения экологической культуры общества актуальна. Все общество озабочено сохранением природных ресурсов. Если у детей не будут сформированы основы экологической культуры, то в будущем они не смогут уберечь нашу планету от необратимых экологических последствий. Нужно помнить, что мы природные ресурсы не получаем в наследство от предков, а берем их в долг у потомков. Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни.
В связи с этим экологическое образование как “непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально - природной среде и здоровью становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики” (Из Концепции общего среднего образования).
Цель:
Формирование экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы.
Задачи:
- расширение экологических знаний;
- повышение экологической культуры;
- обучение детей правилам общения с природой;
- развитие потребностей в общении с природой.
- обогащение кругозора детей;
- развитие наблюдательности, внимания, воображения, памяти, мышления;
Гипотеза работы составляет предположение о том, что эффективность формирования экологической культуры младших школьников в процессе внешкольной работы достигается, если:
- обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы;
- реализация комплексных задач экологического воспитания:
- образовательные;
- воспитательные;
- оздоровительные.






4. Теоретическая база опыта

4.1. Принципы природосообразности в трудах педагогов XVII - начала XX вв
В истории философских и педагогических идей, в системах образования и воспитания неоднократно предпринимались попытки построить содержание образования с позиции космоземного всеединства.
Каменский Я.А. рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающеюся согласно циклам времен года. Ж.Ж. Руссо усматривал в человеке совершенное творение Бога. Чтобы сохраниться таковым, человек должен вернуться в природу, к чистоте и непосредственности ее отношений. Он первый понял опасность цивилизации и призвал: «Назад, к природе!» общество восприняло это как недомыслие и чудачество. Л.Н.Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни. Выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы.

4.2. Факторы, формирующие экологическую культуру в трудах современных педагогов
В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. считают, что экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе.
Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:
- культуру познавательной деятельности учащихся;
- культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции.

4.3 Модель формирования ответственного отношения к природной среде по А.Н. Захлебному
Модель состоит из четырех блоков. В первом названы важнейшие факторы, которые определяют формирование свойств личности, ее мировоззренческие взгляды, убеждения, поступки.
Для решения задач экологического образования особое значение приобретают ценности: экологическое качество окружающей человека среды (естественной, преобразовательной, искусственной), природные ресурсы и изделия из них; эталоны и уникальные объекты естественной природы; памятники культуры.
Вторым фактором, определяющим готовность человека к деятельности, является его идеал отношения (и поведения) к природной среде. Развитие у детей оценочных суждений выступает важным фактором в воспитании готовности и способности действовать по защите природной среды. Нравственные убеждения, которые психологи рассматривают как моральные принципы, становятся мотивами поведения человека. Во втором блоке рассматриваемой модели показано проявление свойств личности ученика в конкретных видах деятельности и поведения. Об ответственном отношении свидетельствует:
- культура индивидуального поведения в природном окружении;
- активное участие в общественно- полезном труде по защите, уходу и улучшению окружающей среды, в пропаганде идей охраны природы.
В третьем блоке модели А.Н. Захлебный показывает «каналы», через которые педагог воздействует на личность ученика, его чувства и интеллект. Постепенно развивая интеллектуальные способности личности, формирует его мировоззрение. В результате интеллектуального развития формируется представление об исторической неизбежности возникновения проблем охраны природы.
В четвертый блок модели автором включены педагогические средства, с помощью которых осуществляется природоохранительное образование личности. Это учебное содержание, методы, наглядные средства, формы организации воспитательного процесса.

4.4. Педагогические основы формирования экологической культуры
В своей статье "Экология личности" академик Б.Т. Лихачев предполагает развитие ряда смежных научных направлений. Среди них он выделяет такие как экологическая психология и педагогика, экологическая психофизиогигиена. На их базе могут быть разработаны рекомендации по организации образа жизни ребенка, преодолению кризисных явлений, связанных с нарушением экологического равновесия (кислородное голодание, задержки в развитии, вспышки агрессивности и жестокости в отношении к животным и друг другу и т.д.). Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести. Естественной основой процесса такого воспитания являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. У детей дошкольного и младшего школьного возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и усваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки. Таким образом, экологическая культура в современных условиях является одним из ведущих компонентов личности.

4.5 Обобщение
В содержание экологического воспитания входит формирование начал экологической культуры в младшем школьном возрасте - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Эффективность экологического воспитания младших школьников целиком зависит от создания правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. Важно сформировать осознанное правильное отношение к природе, окружающей среде, объектам живой и неживой природы. Исходя из этого, основной целью экологического воспитания детей младшего школьного возраста является формирование начал экологического культуры.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду. В основе построения занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
- развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Формирование непрерывного воспитательного процесса осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержание, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия.
Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им и предусматривает не только передачу знаний, но и обязательное пробуждение чувств ребенка. В младшем школьном возрасте ставится цель заложить фундамент знаний о связях в природе, которые убудут способствовать формированию экологической культуры личности.
Основной целью учителей начальных классов является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы. Внеурочная деятельность, которая направлена на достижения определенных результатов, требующих от детей мыслительной работы, преодоление определенных трудностей.
Одной из задач по экологическому воспитанию является расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды.
Для того, чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Внешкольная работа дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.

5. Новизна опыта

Изучая теоретическую базу и практические наработки по экологическому воспитанию, я пришла к выводу, что для нашего учреждения, КГКУЗ «Детской туберкулезный санаторий», не существует адаптированных программ, которые можно было использовать. Поэтому мне пришлось систематизировать и адаптировать существующие методические разработки.

6. Идея опыта

Осознанное ценностное отношение детей к природе через непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

7. Технология опыта

В программе экологического воспитания  выделяю следующие направления работы:
- познавательное направление работы (дидактические игры, беседы, путешествия, викторины);
- познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия);
- практическое направление работы (озеленение, субботники, работа на участке, подкормка птиц);
- исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
Формы работы:
- экскурсии;
- беседы, доклады, сообщения;
- исследовательская работа;
- выставки детского творчества;
- экологические игры;
- праздники.
Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения детей к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.
Задача заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения.
Живое общение с природой стимулирует интерес к её изучению и  способствует эстетическому воспитанию. Одновременно воспитывается любовь  к родному краю. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи, и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные.
Важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений, исследовательская работа.
Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе воспитатель руководствуется тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы я опираюсь на жизненный опыт детей, известный запас представлений и понятий, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов. Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов, инсценировок, практических заданий.
Регулярно проводим выставки рисунков: «Золотая осень», «Зима», «Весеннее настроение», «Здравствуй лето», «Мой домашний любимец». Изготавливаем поделки из природного материала.
Праздники по экологической тематике “В гостях у Берендея ”, “День Земли ”, «У медведя во бору», «Королева осени», КВН «Поможем планете Земля», «Праздник елочки» и т.д.
На занятиях, во время проведения исследовательской работы мы с ребятами стараемся не только не навредить природе, но и помочь ей. Для этого принимаем участие в таких акциях, как:
- “Покормите птиц зимой”;
- “Скворечник”;
- “День Земли”;
- «Зеленая планета».
Отведенную нам территорию содержим в чистоте и порядке, по возможности облагораживаем.
В практике работы используются игры экологического характера. Игра - любимое занятие младших школьников. В игре легче обучать, так как, чтобы стать участником игры, ребёнок должен усвоить определённые знания.
Виды игр:        
1. Спортивные. Эти игры можно организовывать на прогулке, на экологическом празднике (например, эстафета с поисковыми элементами на экологической тропе);
2. Дидактические игры:
- настольно-печатные (лото, домино, кроссворды, разрезные картинки);
- вербальные – загадки, викторины («Хвойная», «Плодово-ягодная», «Снежная», «Птичья» и другие), упражнения («Что в лесу растёт?  Кто в лесу живёт?», «Лесные ориентиры»);
 3. Сюжетно-ролевые игры:
- спектакли;
- путешествия («Путешествие в Зеленую страну», «Путешествие по станциям»).
Эти игры хорошо использовать для закрепления правил поведения в природе, в быту, правил экологической безопасности. Игры учат детей сотрудничеству, помогают осознать свою роль в принятии решений, находить выход из разных экологических ситуаций.
Ежегодно провожу анкетирование родителей, которое позволяет определить их уровень знаний и возможности в экологическом воспитании детей. (см. Приложение №2)
Есть у нас и планы на будущее. Продолжить сбор  материала и оформить альбомы: “Лесная аптека”, “Наша помощь природе”.












8. Результативность опыта.

Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе характеризуется  следующими показателями: 
- повышение уровня информированности;
- повышение интереса к природе родного края;
- потребность выразить свой интерес в творческих работах;
- соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку, ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
- ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
На основании выше изложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает всех детей группы.
В начале и в конце учебного года провожу анкетирование по уровню информированности и уровню знаний, которое показывает как за год растет экологическая грамотность детей. Это видно из диаграмм, расположенных ниже. (Анкеты в Приложении №1)






Диаграмма уровня информированности.

Сентябрь (начало учебного года).
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Апрель (конец учебного года).

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Уровень знаний.

Сентябрь (начало учебного года).
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Апрель (конец учебного года).

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415




Динамика занятия «Что такое «Красная книга»»?



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


9. Трудоемкость.

Во время работы по экологическому воспитанию столкнулась с такими трудностями как недостаточность наглядного материала, скудностью пособий и материальной базой, невозможностью систематически организовывать выездные экскурсии.

10. Список литературы

1) Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития,1998 г.
2) Букин А.П.  В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.
3) Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению:  Из опыта работы.  Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.
4) Екимцев А. Хоровод загадок. Хоровод вопросов. Ставропольское книжное издательство, 1981 г.
5) Захлебный А.Н.  На экологической тропе.- М.: Знание,1986.
6) Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.
7) Зверев И.Д.,  Суравегина И.Т. и др. Экологическое воспитание школьников.- М., 1983.
8) Зверев И.Д.  Экология в школьном обучении.- М., 1980.С. 19.
9) Кучер Т.В.  Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.
Пакулова В.М.,  Кузнецова В.И.  Методика преподавания природоведения.- М.:Просвещение, 1990.
10) Экологическое воспитание школьников.  /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.
11) Плешаков А.А. Природоведение - Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.
12) Плешаков А.А. Факультативный курс "Экология для младших школьников". - Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.
13) Охрана природы: (Факультатив. курс). Пособие для учащихся /А.В. Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н. Родзевич, М.П. Соловьева; Под ред. К.В. Пашканга. - М.: Просвещение, 1983.
14) Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба , и игра: природоведение: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2000 г.
15) Усова Г.В. Основы экологического образования. Учебное пособие. - Карачаевск: изд.  КЧГПУ, 2000 г.
16) Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Авт.-сост. А.Е. Чижевский. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1997.
17) Бесова М.А. В школе и на отдыхе: познавательные игры для детей 6-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития,1998 г





















Приложение №1


Определение уровня знаний

Анкета
1) Что такое природа?
2) Что природа дает человеку?
3) Что такое «фотоохота»?
4) Назовите лекарственные растения.
5) Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?
6) Как человек разрушает природу?
7) Что могут сделать дети для охраны природы?

Подведение итогов:
а) Не ориентируются (0 – 2 правильных ответа).
б) Слабо ориентируются (2 – 4 правильных ответа).
в) Имеют начальные представления о природе (4 – 7 правильных ответа).





Определение уровня информированности

Что ты знаешь о загрязнении окружающей среды?

Подведение итогов:
а) Ничего.
б) Что-то слышал.
в) Имею представление.
Приложение №2

Анкета для родителей:

- Экологическая ситуация в нашем регионе.
- Влияние окружающей среды на здоровье человека.
- Придерживаетесь ли вы правил экологически грамотного поведения на     отдыхе? В быту?
- Уверены, что летом вы купаетесь, ловите рыбу в чистой реке?
- Используете ли химические препараты на даче, дома?
- Представляете ли вы последствия  применения этих препаратов для собственного здоровья и здоровья своих детей?
Root EntryArial Cyrчто-то слышали.Имеют 9_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"ѕ
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·что-то слышали/Arial Cyr  Имеют E_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"ж
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·что-то слышали/Arial Cyr= = не слабо 8имеют =_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·слабо ориентируются/Arial Cyrќ ќ слабо 2Имеют A_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"л
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·слабо ориентируются/Arial CyrArial CyrТы слышал о
·=