Опыт работы ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Амосова Ю.В.
воспитатель
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Детский сад № 221»

Статья посвящена актуальной проблеме развития познавательной активности детей дошкольного возраста посредством использования проектной деятельности. Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработаны и апробированы алгоритмы действий по реализации проекта в разных возрастных группах, разработаны рекомендации для педагогов и родителей, подобран и систематизирован материал для реализации проектов.

Ключевые слова: проект, познавательная активность, технология проектирования, алгоритм, инновационные педагогические технологии.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий, особенно ввиду того, что сегодня федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5. ФГОС ДО).
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Я считаю этот метод очень эффективным, так как он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. А также проектный метод основан на интеграции образовательных областей, видов детской деятельности, что нашло свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте, одно из направлений которого - развитие творческих способностей. Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время очень актуально по целому ряду причин:
Во-первых: ребенок как можно раньше получает позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых: все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий при самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Работая с детьми дошкольного возраста, использую педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
Используя в своей работе педагогическое проектирование, я планирую в полной мере реализовывать личностно-ориентированный, компетентностный и развивающие подходы к обучению. Я понимаю, что проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.
В своей работе для развития познавательной, исследовательской активности у детей, использовала различные методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой ситуации, использование музыки, предметно-схематические модели, презентации.
В своей работе использую следующие типы проектов:
Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации и т.п.;
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;
Творческие (оформление результата проекта в виде детского праздника, детского дизайна и др.
Иформационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и  реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.

Результаты работы по внедрению технологии проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс:
У детей сформированы навыки исследовательской деятельности, развита познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Коллективная работа в микрогруппах дала возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивло социально-личностные качества.
Родители, участвуя в образовательном процессе, стали понимать собственную ответственность за воспитание детей.
Организация педагогов в режиме проектирования позволила добиться эффективных результатов и в плане самообразования: появилась мотивация к деятельности, воспитатели стали ответственнее относиться к планированию самого образовательного процесса, организации совместной деятельности с детьми, поиску оптимальных форм сотрудничества с родительской общественностью. Повысилась профессиональная компетентность педагогов.
Список литературы
1. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008. - № 3. С. 6.
2. Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ .2006. - № 7 .С 76-83.
3. Дьюи, Джон. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку [Текст] : пед. ст. / Д. Дьюи. - М.: Карапуз, 2009. - 348, [3] с. - (Педагогика детства).
4. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения - М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.











13PAGE 15







Заголовок 2 Заголовок 315