Адаптация первоклассника в свете новых стандартов ФГОС НОО


Адаптация первоклассника в свете новых стандартов ФГОС НОО
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев
Ребенку необходимо помочь адаптироваться в школе.
Целью адаптационного периода является создание наиболее полного представления о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам.
Задачи адаптационного периода:
1)воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной деятельности (сотрудничество);
2 )формирование навыков общения.
Г.А. Цукерман называет этот период своеобразной инициацией в новый возраст, в новую систему отношений со взрослым, сверстником и самим собой.
Педагогу важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Все это способствует снятию тревожности. Кроме вышеназванных общих задач, есть специфические задачи для первоклассников:
вживание в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник — не школьник);
ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;
научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
подготовить родителей к новой роли — родителя школьника;
организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
В 1 классе всего 21 ученик ( 11 девочек и 10 мальчиков). Все дети посещали различные МДОУ: 17 детей – Царевщинский МДОУ, 2 девочки дошкольное учреждение в г. Орел, 1 мальчик в г. Вольск и ещё 1 в станице Старая Полтавка Волгоградской области. Все 21 ученик освоили предшкольную подготовку.
Уровень готовности к школе у детей разный: 5 учащихся (Доровской Никита, Жарикова Валерия, Худяков Даниил, Сараева Анастасия, Алмаев Даниил) на начало учебного года имели навыки чтения, почти все ребята знали буквы (кроме Дагалаева Ризвана, Акопяна Армена, Купцовой Екатерины, Джанунц Зорик). У ребят хорошо развиты навыки устной речи, умеют назвать отличия звука от буквы, различают согласные и гласные буквы.
Первоклассники владеют навыками устного счета, знают цифры, умеют составлять задачи. Трудно математические задания даются Джанунц Зорику, Саркисян Сузанне, Купцовой Екатерине, Дагалаеву Ризвану.
Взаимоотношения в классе дружелюбные, дети относятся друг к другу с заботой, помогают в различных делах, делятся школьными принадлежностями, сладостями. Помогают учителю, выполняют поручения по классу, дежурят.
Психологический климат в классе хороший. Дети не скандалят, если происходит ссора, то сразу затухает. Ребята не держат зла, на одноклассников.
Адаптационный период первоклассников прошел ровно, без каких – либо осложнений. Дети быстро привыкли к новым правилам, к учителю, к занятиям внеурочной деятельности. Темп работы на уроках и занятиях хороший, все задания выполняют. Стоит отметить, что учителю больше нужно обращать внимание на поведение на уроках, добиваться внимания от всех учащихся.