Требования к учителю в свете стандартов второго поколения. (Комментарии к презентации)


Комментарии к презентации «Требования к учителю в свете стандартов второго поколения»
1сл "Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость.
Современный мир меняется с невероятной скоростью. Меняется время, меняются люди. И, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Время перемен – трудное время, а трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, "оказаться во времени".
В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт. И сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, этого требуют современные задачи образования. Как и большинсво школ, наша начальная школа 3 год работает по стандартам второго поколения, а основная школа готовится к работе по сандартам. Это стало приоритетным для педагогического коллектива школы. Данную тему семинара мы выбрали не случайно, говорить об опыте работы по стандартам в основной школе мы не можем, а вот рассказать о готовности педагогического коллектива к работе в соответсвии с новыми требованиями мы решились.

2сл И прежде чем говорить о том, что должно измениться в деятельности педагога в связи с введением стандартов второго поколения , следует определить, возможно, ли, не меняя требования к учителю, реализовать стандарт? Отвечая на этот вопрос, надо сказать, что ФГОС предъявляют несколько иные требования к условиям образования.
Реализовать в полной мере заявляемый системно-деятельностный, тем более - компетентностный подход, не меняя сложившуюся систему традиционной школы, просто невозможно. Так же, как, невозможно сформировать у учащихся ключевые компетенции, работая только в классно-урочной системе обучения. А это значит, что переход на работу по ФГОС потребует  не только осуществления ряда мероприятий, таких как:- разработку и утверждение основной образовательной программы ; - определение оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию урочной и внеурочной деятельности обучающихся; -создание матеирально-технической базы, и других,но и, однозначно, серьезной подготовки учителя.
2сл В ОУ должны быть созданы определенные условия,
способствующие безболезненному и эффективному переходу на
образовательные стандарты второго поколения. Какие же это условия? На первое место мы поставли педагогические условия.

4сл Важнейшим показателем педагогических условий выступает готовность коллектива к нововведениям. Одним из критериев этой готовности является наличие опыта инновационной деятельности. Наше ОУ имеет такой опыт.
МКОУ СОШ №1 г.Лиски –Школа –Лидер образования Воронежской области. Центр научно-исследовательской деятельности естественно-математического образования.Центр научно-исследовательской деятельности гуманитарного образования.Площадка для наблюдений и исследований (на основе современных цифровых лабораторий)
Площадка для занятия творчеством.
На базе школы создан «Центр по работе с талантливыми и одаренными детьми». Заключены договоры о сотрудничестве с 5 образовательными учреждениями города и раойна.
Учителя школы активно используют в практике современные педагогические технологии. Создано научное общество учащихся, 6 год проходит научно-практическая конференция учащихся, в этом году впервые в работе конференции принимали участие ученики начальных классов не только нашей школы, но и школы №2, а также ученик Петровской школы, посещяющий занятия в нашем Центе.
4сл Следующим показателем ПУ выступает уровень профессиональной компетентности педагогов. Кадровый потенциал МКОУ «СОШ №1» характеризуется высоким профессиональным уровнем. В школе работают :
90% педагогов с высшим образованием, 10% -имеют среднее специальное. Среди них :26 учителей имеют ВКК,
44 –I КК,
6 человек аттестовались на ПСЗД.
Большинство учителей школы находятся в оптимальном возрастном и профессиональном периоде жизнедеятельности, что дает свои положительные результаты при переходе на новые образовательные стандарты.
5сл-6сл Следующим показателем ПУ является наличие условий профессионального развития и самореализации педагогов. Это есть поддержка и развитие компетентности педагогов. Профессиональная компетентность представляет собой единство теоретической и практической готовности учителя к осуществлению педагогической деятельности. И чтобы владеть основными компетенциями современного учителя(они перед вами) необходимо много и постоянно учиться. В ОУ существует система повышения квалификации. Учителя проходят обязательные предметные курсы повышения квалификации. Кроме очного обучения на курсах, педагоги школы учаться очно-заочно и дистанционно. Большиство учителей прошли курсы по стандартам, задача на новый учебный год пройти учебу остальным. Команда учителей школы во главе с директором прошли обучение в Москве.
Важнейшейшими формами повышения квалификации, обеспечивающее профессиональный рост учителя в условиях введения ФГОС ООО, остаются: методические объединеия учителей-предметников , классных руководителей, теоретические и практические семинары , конференции и педсоветы. Учителя нашей школы являются активными участниками всех выще перчисленных форм повышения кваливикации.4 учителя возглавляют районные методические объединеия. Педагоги вовлечены в процесс обсуждения, проектирования и реализации нововведений. Активно включаются в деятельность по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых форм проведения учебных занятий и внеурочной деятельности. В школе работает семинар по подготовке к введению ФГОС в основной школе.
7сл В нашем ОУ сложилась своя система поддержки и развития педагогических инициатив. Педагоги участвуют в конкурсах профессионального мастерства разного уровня. Интерсно проходит школьный этап конкурса «Учитель года», учителя становятся ризерами и лауреатами муниципального этапа. Проводят мастер-классы, дают открытые уроки, участвуют в проведении семинаров, делясь опытом, демонстрируя инновационные особенности своей работы.
Методическое сопровождение всех традиционных, инновационных и экспериментальных процессов в ОУ осуществляется через следующие формы методического сервиса.
Цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога. В этом году учителя школы разработали индивидуальные планы своего профессионального развития, направленного на освоение и работу по новым стандартам.
8сл В соответствии с ФГОС , он (учитель), является мудрым воспитателем, союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и парной формой работы.
В условиях реализации ФГОС, педагог выступает в роли :- инструктора (человека, который систематически ведет со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов выполнения учебной работы);-наставника (человека, умеющего оказывать адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а, помогая ее преодолеть);-консультанта (специалиста, способного обсудить учебную задачу, дать консультацию по различным вопросам);занимает позицию куратора (участника образовательного процесса, главной целью которого является создание условий для приобретения детьми жизненного опыта (обобщения, выбора, ответственного поведения) и жизненных ценностей);-управленца (человека, владеющего такими управленческими технологиями, как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты);-помощника.
9сл
Готовясь к семинару, я предложила ответить учщимся 11-х классов на два вопроса:
1.Кто такой, по вашему мнению, профессиональный учитель?
2.Встретили ли вы в своей школьной жизни таких учителей?
Итак, собирательный портрет учителя-профессионала.
Профессиональный учитель –
это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой предмет;
это тот учитель, который доступно объясняет материал,
это мудрый человек, он должен любить свой предмет и своих учеников;
прежде всего, профессиональный учитель должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, пониманием и умением помочь ученику в трудную минуту;
это учитель, знающий свое дело не только в рамках школьной программы, но и на более высоком уровне.
10сл
«Учитель должен быть культурным, развитым человеком, а не просто узким специалистом в своей области. Быть примером для подражания».
«Учитель должен поддерживать учеников, подталкивать их к собственным исследованиям и творческим работам»
«Професиональый учитель-это учитель, к которому идешь на урок без страха. На занятиях у него не скучно, он доступно объясняет материал, отвечает на все вопросы. К нему на урок есть желание идти даже на каникулах»
11сл Согласитесь, что этот собирательный портрет учителя-профессионала глазами выпускников полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший
профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на них я, пожалуй, и остановлюсь: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.