Мастер-класс Современный урок в условиях новых образовательных стандартов


ПЛАН – КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА
Тема: «Современный урок в условиях новых образовательных стандартов»
Педагог-мастер: Архипова Наталья Николаевна МБОУ «Гимназия п.Нижний Куранах» Алданский район.
Дата проведения: 04.12.2014г.
Место проведения: АОУ РС(Я) ДПО «ИРОиПК им. С.Н.Донского-II». Курсы повышения квалификации учителей якутского языка и ЯНК.
Продолжительность мастер-класса:
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке якутского языка и КНРС, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках;  предлагаемые на занятиях приёмы работ  можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.
Задачи:
Познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
Раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
Показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.
Целевая аудитория: учителя якутского языка КНРС из разных улусов РС(Я).
План проведения мастер- класса:
Презентация педагогического опыта педагогом - мастером;
Рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целесообразности  применения на уроках якутского языка и КНРС показанных приёмов по формированию УУД с участниками мастер-класса.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход проведения мастер-класса.
I . Постановка проблемы.
Государственные образовательные стандарты общего образования определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию  универсальных учебных действий (УУД).
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
2.Презентация педагогического опыта.
Современный урок в условиях новых образовательных стандартов очень отличается от уроков традиционных.  Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Как подготовить современный урок
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Этапы работы
I. Организационный.
Цель этапа для учителя: Подготовить всех участников мастер класса к продуктивной работе.
Задачи для учителя:
Установить контакт с участниками мастер класса;
Создать положительный эмоциональный настрой для работы;
Определить цели и задачи занятия.
Цель этапа для слушателя: готовность и быстрое включение в деловой ритм.
Метод: объяснительный.
II. Имитационная игра.
Цель этапа для учителя: Помочь участникам в овладении проблемно-диалогической технологии.
Задачи для учителя: продемонстрировать конкретные приёмы работы с учащимися.
Цель этапа для слушателя: Овладение конкретными приёмами.
Метод: практический.
III. Рефлексия.
Итог мастер-класса.
"Цель этапа для учителя: Подвести итог проведённого мастер класса.
"Задачи для учителя:
Провести анализ представленного опыта, его эффективности;
Обобщить результаты совместной деятельности.
"Цель для слушателей: Оценка и осмысление своей деятельности на мастер -классе.
Представление системы уроков, имитационная игра.
Фрагмент урока «Открытие новых знаний» в роли учеников выступают присутствующие коллеги.
Фрагмент 1
I. Самоорганизация деятельности. Создание положительного, эмоционального настроя у обучающихся.
YтYYо кYнYнэн, кYндY о5олор! Билигин Саха тыла. Настроенийа5ыт кайда5ый? Как у вас настроение?
- Я предлагаю вам настроиться на урок. Повторяем за мной.
Я - на уроке,
сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
МЫ готовы к работе.
Работаем!
- Каким должен быть успешный ученик на уроке? Выберите, пожалуйста, подходящие слова.
Внимательным
Ленивым
Дисциплинированным
Пассивным
Старательным
Активным
- Хорошо! Я думаю, что все вы обладаете именно такими качествами.
II. Актуализация знаний. Повторение. Фонетическая зарядка.
- Бол5ойун! Внимание! Слайды корYн.
- БYгYн ханнык кYнYй?
- Нэдиэлэ ханнык кYнэй?
- Билигин сыл ханнык кэмэй?
- БYгYн хайдах кунуй? (Какая погода?).
- Спасибо!
III. Планирование действий. Определение совместной цели
деятельности.
Ребята, посмотрите внимательно на слайд и скажите, пожалуйста, о чем мы с вами будем говорить?
- Определите, пожалуйста, тему урока.
- БYгYннY уруок темата «Сахалыы YYт астара». Якутская молочная еда. Давайте повторим все вместе. Кто желает прочитать.
- Якуты издавна готовят пищу из молочных продуктов, потому что якутский народ очень давно разводит крупный рогатый скот и лошадей. Из молока готовили разные вкусные блюда.
- Определите, пожалуйста, цель нашего урока. (Учащиеся определяют цель урока).
- Если тема нашего урока «Якутская молочная еда», то, что мы должны узнать? (Учащиеся составляют план урока).
IV. Информационный поиск. Применение нового знания.
Так давайте познакомимся с названиями якутских молочных продуктов. Для этого нам нужно выполнить упражнение. На слайде 6 предложений с пропущенными словами, которые и обозначают названия якутских молочных продуктов.
- Работаем по алгоритму. 1. Прочитать предложение. 2. Перевести на русский язык. 3. Вставить слово. 4. Выбрать и показать карточку с новым словом.
- Я советую быть внимательными, и у вас все получится.
- Итак первое предложение: 1.YYт о5о доруобуйаты5ар туhалаах. Читаем, переводим. Какое слово на русском языке отсутствует? А как будет молоко по - якутски?
2. Хааhы5а арыы у5аллар. Какое слово отсутствует? А как по - якутски будет масло?
3. КYорчэх олус минньигэс. Какое слово отсутствует? А как будет по - якутски?
4. Кымыс туhалаах утах. Какое слово отсутствует?
5. СYогэй YYттэн оноhуллар.
6. Суорат – аhыы YYт.
- Кто желает прочитать предложение?
- Давайте повторим эти слова ещё раз хором.
V. Физкультминутка.А теперь немножко отдохнем. Физкультминутка «Я твой друг».
Сначала на русском языке, потом на якутском.
Я - ученик, ты – ученик.
У меня – нос, у тебя – нос.
У меня – уши, у тебя – уши.
Ты – мой друг, я – твой друг.
Мы уважаем друг друга.
Мин – Yорэнэччибин, эн – Yорэнэччигин.
Мин муруннахпын, эн муруннаххын.
Мин кулгаахтаахпын, эн кулгаахтааххын.
Эн - до5оргун, мин до5орбун.
Биhиги бары эйэлээхпит.
- Спасибо!
Баhаалыста олорун. Бол5ойун.
Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют это поручение с большим удовольствием. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.
VI. Повторение пройденного (применение жизненного опыта).
Продолжаем работу. Послушайте, пожалуйста, текст.
- Дорообо!
- Дорообо!
- Утах баар дуо?
- Кымыс баар.
- YчYгэй, мин ылабын.
- Баhаалыста.
- Как называется этот текст?
- Между кем этот диалог?
- Давайте переведем на русский язык.
- Кто желает прочитать диалог? (2 человека).
- А теперь читаем, используя другие слова, которые мы сегодня узнали. (2 пары).
VII. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Напомните, пожалуйста, какие слова мы изучили?
- А теперь составьте, пожалуйста, «Волшебное колесо».
- У вас на столах лежат конверты с заданием. Составить колесо нужно так, чтобы якутское слово совпадало с переводом на русский язык.
- Встаньте, пожалуйста, те, у кого получилось волшебное колесо. Спасибо за работу.
- А теперь попробуем назвать якутские слова без подсказок.
Спасибо, друзья, вы отлично справились с заданием.
IX. Итоги урока.
- А сейчас подведем итог нашего урока.
- Какая тема была?
- какую цель мы ставили? (познакомиться с як. блюдами).
- Достигли мы цели или нет?
- Что мы для этого делали?
- Какие трудности возникли?
Итог урока – это организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.
X. Домашнее задание на выбор.
Информация о домашнем задании, проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способов её выполнения, соответствие содержания домашней работы уровню обученности учащихся. Домашнее задание представлено  с учетом возможностей обучающихся.
XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Напишите на «ладошке»:
Мизинец: какие знания вы сегодня приобрели?
Безымянный палец: что я сделал для достижения цели урока?
Средний палец: нарисовать своё настроение на уроке.
Указательный палец: какую помощь оказал своему однокласснику, соседу, другу.
Большой палец: физическое состояние на уроке (устал, не устал).
Рефлексия направлена на развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.
4.Рефлексия для участников мастер – класса.
А сейчас я попрошу оценить значимость этого мастер – класса непосредственно для вас:
Ваша цель прихода на мастер–класс?
Что взяли полезного?
Хочется ли что- то отметить?
Я считаю, что нам удалось …
Что показалось важным, нужным, интересным в ходе сегодняшнего занятия…